Анастасьева ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРИРОДА СНОВИДЕНИЙ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В КОНЦЕПЦИИ Н. ЕВРЕИНОВА <...> Статья посвящена исследованию характера и природы сновидения в художественных и теоретических работах выдающегося режиссера, драматурга и театрального деятеля начала XX в. <...> Н.Н. Евреинова, а также роли, которую отводил Евреинов сновидению в своей мифологеме “театрализация жизни”. <...> Основной темой произведений Н.Н. Евреинова были театр и “театрализация”; законы театра (“театральность”) он распространял на человеческую жизнь и человеческое поведение. <...> Драматург полагал, что наряду с главными инстинктами человека существует “театральный инстинкт”, который реализуется в необходимости “выстраивать себя самого, в желании <…> казаться разным, маскироваться, позировать, играть, меняться”2. <...> Он обнаруживал этот инстинкт в животном мире (кот, играя с мышью, изображает полнейшее равнодушие по отношению к добыче; американский петух, распускающий хвост перед своими собратьями, вызывает их восторг или зависть; мимические игры обезьян напоминают человеческую пантомиму и т.д.) и в растительном (описывал растения, мимикрирующие в минуту опасности, принимающие форму минерала). <...> Театральность как импульс вскрывает истинную сущность человека в момент его перевоплощения, и он предстает в ином свете перед людьми и перед самим собой. <...> При этом театр не является и видом искусства, ибо искусство существует на уровне сознания (“искусство ведет меня к поискам себя”), в то время как театральность – сфера подсознания, безусловный рефлекс (“театральный инстинкт – это нечто, заставляющее меня выходить за пределы меня”). <...> Этот тезис сублимировал основные человеческие инстинкты – самосохранение (еда) и удовлетворение инстинкта театральности (зрелище). <...> “Природный инстинкт театральности живет в нас наравне с инстинктами самосохранения, половым и пр., вытравление этого инстинкта равносильно физическому оскоплению, а удовлетворение <...>