№3 (70) ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2016 Общие вопросы истории и философии науки УДК 1(091) DOI: 10.15372/PS20160301 В.П. Горан КОНКРЕТНО-НАУЧНАЯ И АБСТРАКТНО-СПЕКУЛЯТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МИРОПОНИМАНИЯ РАННЕГО СПИНОЗЫ* Рассмотрено первое из написанных Спинозой произведений на предмет выявления в его позиции конкретно-научных и абстрактно-спекулятивных составляющих. <...> Установлено, что опора Спинозы на конкретно-научные знания его времени существенно дополняла и конкретизировала его абстрактно-спекулятивное теоретизирование. <...> В итоге его общая картина универсума отличается целостностью, а общемировоззренческая позиция имеет монистический характер. <...> Goran SPECIFICALLY SCIENTIFIC AND ABSTRACTLY SPECULATIVE TRAITS IN THE WORLDVIEW OF EARLY SPINOZA The earliest work of Spinoza is discussed in order to reveal specifically scientific and abstractly speculative components in his position. <...> The influence of each component is discussed in the context of the earliest work, as well as consequent works of Spinoza. <...> It is claimed that abstractly speculative theoretising of Spinoza was substantially complemented and concretized by his reliance on specifically scientific knowledge. <...> Keywords: Spinoza, Descartes, monism, dualism, materialism, pantheism, substance, attribute, extent, mentality, abstractly speculative and specifically scientific components of worldview. <...> Горан В.П., 2016 4 В.П. Горан Если речь идет о миропонимании Спинозы, то, на первый взгляд, доминирующей в нем сложно не признать именно абстрактно-спекулятивную составляющую. <...> Последнее обстоятельство обусловлено не в последнюю очередь тем, что свое миропонимание Спиноза вырабатывал, своеобразно отталкиваясь от Декарта. <...> Если Декарт решал этот вопрос дуалистически, решительно отделяя друг от друга бога и мир, то Спиноза, напротив, дал монистическое его решение, отождествил их, так что картина мироздания у него пантеистическая. <...> Действительно, дуализм Декарта состоял ведь в том, что он весьма решительно отделял друг от друга, а тем самым обособлял, телесно-материальный мир, с одной стороны, и, с другой, мир сугубо духовных сущностей, а именно, человеческого ума и бога (см. <...> Икак ни усердствовал <...>