Лапчик ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 2-е издание (электронное) Москва БИНОМ. <...> Приведены примерные тестовые задания для оценивания ИКТ-компетентности педагогов различного направления. <...> Современный этап развития системы образования характеризуется возрастанием требований к формированию и развитию новой информационной культуры мышления, компьютерная грамотность и основанная на ней профессиональная компетентность педагогических работников и руководителей образовательных учреждений становятся необходимыми факторами повышения эффективности и результативности педагогической деятельности. <...> При этом необходимо отметить, что процесс формирования требований к компьютерной грамотности и информационной культуре педагогических кадров начался достаточно давно. <...> Терминология и понятийный аппарат в сфере педагогических приложений информатики и информационных технологий в настоящее время еще не вполне устоялись. <...> По этой причине целесообразно вначале объяснить смысл, вкладываемый в используемые далее основные рабочие понятия и термины: компьютерная грамотность, 4 Введение информационная культура и ИКТ-компетентность. <...> Компьютерная грамотность (КГ) — понятие, получившее широкое распространение в сфере образования в период введения в среднюю школу нового учебного предмета «Основы информатики и вычислительной техники (ОИВТ)» (1985 г.). <...> Ниже приведено ставшее впоследствии достаточно устойчивым наполнение понятия «компьютерная грамотность школьника», которое сложилось в толкованиях специалистов и педагогов вскоре после появления первой программы ОИВТ, пробных учебных пособий для учащихся и методических руководств для учителей. <...> Для нашего рассмотрения это обстоятельство является чрезвычайно важным, поскольку в нем находятся истоки формирования требований к «предметным» приложениям компьютерной грамотности и информационной культуры, реализуемым <...>
Подготовка_педагогических_кадров_в_условиях_информатизации_образования_(2).pdf
УДК 371.127
ББК 74.584(2)738.8
Л24
С е р и я о с н о в а н а в 2007 г.
Лапчик М. П.
Л24 Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации
образования : учебное пособие / М. П. Лапчик.—4-е
изд., электрон.—М. : Лаборатория знаний,
2025.—185 с.—(Педагогическое образование).—
Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10".—
Загл. с титул. экрана.—Текст : электронный.
ISBN 978-5-93208-812-8
В настоящем издании на основе анализа предшествующего
опыта и современных тенденций развития Федеральных
образовательных стандартов высшего профессионального
образования сформулированы требования к формированию
ИКТ-компетентности будущих педагогов. Приведены примерные
тестовые задания для оценивания ИКТ-компетентности
педагогов различного направления.
Адресовано студентам, обучающимся по направлениям
педагогического образования, а также всем тем, кто занят
исследованием и разработкой теоретических и практических
проблем информатизации педагогического образования.
УДК 371.127
ББК 74.584(2)738.8
Деривативное издание на основе печатного аналога: Подготовка
педагогических кадров в условиях информатизации образования
: учебное пособие / М. П. Лапчик.—М. : БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.—182 с. : ил.—(Педагогическое
образование).—ISBN 978-5-9963-1502-4.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении
ограничений, установленных техническими средствами защиты
авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации
ISBN 978-5-93208-812-8
© Лаборатория знаний, 2015
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................... 3
Глава 1. Предпосылки формирования ИКТ-компетентности
педагогов............................................................... 15
1.1. На подступах к формированию учебных планов
подготовки учителей информатики............................... 15
1.2. Первая концепция создания непрерывной и
комплексной системы подготовки учителей всех
специальностей в области информатики и ИТ
в образовании (середина 1980-х гг.)................................ 36
1.3. Эксперимент Министерства просвещения СССР
по опытной реализации компьютерно-ориентированных
учебных планов педагогических вузов................... 53
Глава 2. Второй этап формирования требований к ИКТкомпетентности
педагогических кадров.
Переход к госстандартам....................................... 59
2.1. Начальная стадия формирования требований к ИКТкомпетентности
в ГОС многоуровневого педагогического
образования............................................................ 59
2.2. Первые ГОС подготовки специалистов (учителей)....... 69
Глава 3. Профессионально-педагогические обоснования
требований к ИКТ-компетентности работников
сферы образования................................................ 73
3.1. Педагогические основы требований к ИКТкомпетентности
педагога: деятельностный аспект....... 73
3.2. ИКТ-компетентность — основа профессиональной
компетентности современного работника сферы
общего образования........................................................ 80
3.3. ИКТ-компетентность в сфере предметной
деятельности................................................................... 90
3.4. Владение английским языком — актуальная ИКТкомпетенция
педагога.................................................... 93
Стр.182
182 Оглавление
3.5. Медиаобразование как перспективная задача
развития ИКТ-компетентности..................................... 94
Глава 4. Современный этап формирования требований
к ИКТ-компетентности педагогических кадров.
Новое поколение госстандартов (2000–2006 гг.)..... 97
4.1. ГОС подготовки специалистов (учителей).................... 97
4.2. ГОС подготовки бакалавров и магистров образования 103
4.3. Междисциплинарная специальность «Прикладная
информатика (в образовании)»...................................... 109
Глава 5. Компьютерная грамотность и ИКТ-компетентность
различных категорий работников сферы общего
образования........................................................... 116
5.1. Развитие функций и видов деятельности кадров
информатизации образования....................................... 116
5.2. Категории работников сферы общего образования
в соответствии с действующими направлениями
и специальностями их подготовки в структуре
высшего педагогического образования......................... 123
5.3. Примерные перечни компонентов компьютерной
грамотности и ИКТ-компетентности различных
категорий работников сферы общего образования...... 126
Глава 6. Формирование ИКТ-компетентности педагогов
на основе ФГОС третьего поколения...................... 132
6.1. Характеристика ИКТ-направленности ФГОС
третьего поколения......................................................... 132
6.2. ИКТ-компетентность бакалавров образования............ 134
6.3. ИКТ-компетентность магистров образования.............. 144
Приложение. Примерные тестовые задания для оценивания
ИКТ-компетентности педагогов различного
направления.......................................................... 158
Стр.183