Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Математика. Сборник задач по углубленному курсу (460,00 руб.)

0   0
АвторыФедотов М. В.
ИздательствоМ.: Лаборатория знаний
Страниц329
ID443517
АннотацияНастоящее пособие составлено преподавателями факультета ВМК МГУ имени М. В. Ломоносова на основе задач вступительных экзаменов по математике в МГУ и задач Единого государственного экзамена. Пособие содержит теоретический материал и подборку задач.
Кому рекомендованоРекомендуется школьникам при подготовке к сдаче Единого государственного экзамена, абитуриентам при подготовке к поступлению как в МГУ, так и в другие вузы, учителям математики, репетиторам, руководителям кружков и факультативов, преподавателям подготовительных курсов.
ISBN978-5-00101-707-3
УДК512+514
ББК22.15я721.9
Математика. Сборник задач по углубленному курсу : учеб.-метод. пособие / ред. М.В. Федотов .— 5-е изд. (эл.) .— Москва : Лаборатория знаний, 2020 .— 329 с. — (ВМК МГУ — школе) .— Дериватив. эл. изд. на основе печ. аналога (М.: Лаборатория знаний, 2018); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 329 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI; экран 10" .— ISBN 978-5-00101-707-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/443517 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1) Неравенство sin cos 1◦ < cos 1◦ следует из того, что в первой четверти sinx< x. <...> 2) Неравенство cos 1◦ < cos sin 1◦ выполняется потому, что 1◦ > sin1◦ , а в первой четверти cosx убывает. <...> Неравенство sin cosx< cos sinx справедливо при всех x. <...> Аналогичным образомстроятся графикифункций y = arccos(cosx), y = arctg(tg x),y = arcctg(ctg x). <...> Тогда площадь треугольника AOC равна 1 2R2 sin t, а площадь сектора AOC равна 1 2R2t. <...> 1 2R2 sint< 1 то есть Площадь треугольника OCB равна 1 2R2 tg t. <...> Соотношения между длинами сторон и величинами углов в прямоугольном треугольнике Рассмотрим прямоугольный треугольник ABC, будем считать, что его угол C прямой (то есть его величина равна π/2), длины отрезков AB, AC и BC (которые везде в пособии будут обозначены как |AB| , |AC| , |BC|) равны c, b и a соответственно. <...> Полезно знать, что эти формулы на самом деле есть не что иное, как переписанные утверждения, вытекающие из определений тригонометрических функций величин острых углов, а именно: синус величины острого угла прямоугольного треугольника равен отношению c = a sin  A = a cos  B = b sin  B = b cos  A длины катета, противолежащего этому углу, к длине гипотенузы; косинус величины острого угла прямоугольного треугольника равен отношению длины катета, прилежащего к этому углу, к длине гипотенузы; тангенс величины острого угла прямоугольного треугольника равен отношению длины катета, противолежащего этому углу, к длине катета, прилежащего к этому углу; котангенс величины острого угла прямоугольного треугольника равен отношению длины катета, прилежащего к этому углу, к длине катета, противолежащего этому углу. <...> Соотношения между длинами сторон и величинами углов в равнобедренном треугольнике Пользуясь вышеизложенными фактами, получим непосредственно вытекающие из них важные соотношения между длинами сторон, длиной высоты, проведённой к основанию, и величинами углов в равнобедренном треугольнике. <...> Длина боковой стороны <...>
Математика._Сборник_задач_по_углубленному_курсу.pdf
ББКУДК 514 22.151.0я721.9 М34 М34 Математика. Сборник задач по углубленному курсу : учебно-методическое пособие / Б. А. Будак, Н. Д. Золотарёва, Ю. А. Попов [и др.] ; под ред. М. В. Федотова. — 5-е изд., электрон. —М. : Лаборатория знаний, 2020. — 329 с. —(ВМК МГУ—школе). — Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10". — Загл. с титул. экрана. —Текст : электронный. ISBN 978-5-00101-707-3 Настоящее пособие составлено преподавателями факультета ВМК МГУ имени М. В. Ломоносова на основе задач вступительных экзаменов по математике в МГУ и задач Единого государственного экзамена. Пособие содержит теоретический материал и подборку задач. Рекомендуется школьникам при подготовке к сдаче Единого государственного экзамена, абитуриентам при подготовке к поступлению как в МГУ, так и в другие вузы, учителям математики, репетиторам, руководителям кружков и факультативов, преподавателям подготовительных курсов. ББКУДК 514 22.151.0я721.9 Деривативное издание на основе печатного аналога: Математика. Сборник задач по углубленному курсу : учебно-методическое пособие / Б. А. Будак, Н. Д. Золотарёва, Ю. А. Попов [и др.] ; под ред. М. В. Федотова. — 4-е изд. —М. : Лаборатория знаний, 2018. — 324 с. : ил. —(ВМК МГУ—школе). — ISBN 978-5-00101-090-6. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации ○c Б. А. Будак, ISBN 978-5-00101-707-3 ○c Лаборатория знаний, 2015 Н. Д. Золотарёва, Ю. А. Попов, В. В. Сазонов, Н. Л. Семендяева, М. В. Федотов, 2018
Стр.3
Оглавление От редактора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Часть I. Алгебра 1. Элементы теории чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.1. Целые числа. Делимость и остатки . . . . . . . . . . . . . . . . 6 7 9 9 9 1.2. Уравнения в целых числах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.3. Смешанные задачи на целые числа . . . . . . . . . . . . . . . . 14 1.4. Рациональные и иррациональные числа . . . . . . . . . . . . . 17 1.5. Сравнение чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1919 2. Тригонометрические неравенства, обратные тригонометрические функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 2.1. Основные свойства арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса. Преобразование выражений с обратными тригонометрическими функциями . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 2.2. Уравнения и неравенства с обратными тригонометрическими функциями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 2.3. Отбор решений в тригонометрических уравнениях. Тригонометрические неравенства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 2.4. Смешанные задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 3. Полезные преобразования и замены переменных . . . . . . . . . . . . 34 3.1. Использование формул сокращённого умножения, выделение полного квадрата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 3.2. Замены переменных в рациональных уравнениях, неравенствах и системах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 3.3. Замены переменных в иррациональных уравнениях, неравенствах и системах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 3.4. Замены переменных в показательных и логарифмических уравнениях, неравенствах и системах . . . . . . . . . . . . . . 46 3.5. Замены в тригонометрических уравнениях и тригонометрические замены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 4. Нестандартные текстовые задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 4.1. Недоопределённые задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 4.2. Неравенства в текстовых задачах . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 4.3. Оптимальный выбор, наибольшие и наименьшие значения . . 59 5. Использование свойств квадратного трёхчлена в задачах с параметрами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 5.1. Исследование свойств квадратичной функции в зависимости от значений параметра. Теорема Виета . . . . . . . . . . . . . 63 5.2. Теоремы о расположении корней квадратного трёхчлена на числовой оси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 5.3. Смешанные задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 6. Использование различных свойств функций и применение графических иллюстраций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 6.1. Область определения функции, монотонность, периодичность, чётность и нечётность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Стр.4
4 6.2. Множество значений функции, промежутки знакопостоянства и монотонности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 6.3. Функциональные уравнения и неравенства . . . . . . . . . . . 83 6.4. Использование графических иллюстраций . . . . . . . . . . . 89 7. Метод оценок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 7.1. Рациональные и иррациональные уравнения и неравенства . . 95 7.2. Тригонометрические уравнения и неравенства . . . . . . . . . 98 7.3. Уравнения и неравенства с логарифмическими и показательными функциями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 8. Задачи на доказательство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 8.1. Тригонометрические задачи на доказательство . . . . . . . . . 106 8.2. Метод математической индукции . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 8.3. Доказательство неравенств и тождеств . . . . . . . . . . . . . 111 9. Использование особенностей условия задачи . . . . . . . . . . . . . . 114 9.1. Оптимизация процесса решения, введение функций, искусственное введение параметров, смена ролей параметра и переменной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 9.2. Чётность и симметричность по нескольким переменным, исследование единственности решения, необходимые и достаточные условия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 9.3. Редукция задачи и переформулирование условия . . . . . . . 123 9.4. Смешанные задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Часть II. Геометрия 131 1. Треугольники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 1.1. Прямоугольные треугольники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 1.2. Теоремы синусов и косинусов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 1.3. Биссектриса, медиана, высота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 1.4. Подобие треугольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 1.5. Площадь треугольника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 2. Окружности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 2.1. Углы в окружностях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 2.2. Касательные, хорды, секущие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 3. Четырёхугольники и многоугольники . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 3.1. Параллелограммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 3.2. Трапеции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 3.3. Общие четырёхугольники и многоугольники . . . . . . . . . . 231 4. Задачи на доказательство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 4.1. Треугольники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 4.2. Многоугольники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 4.3. Окружности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253 4.4. Площади . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 5. Задачи на построение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 5.1. Алгебраический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 5.2. Метод геометрических мест точек . . . . . . . . . . . . . . . . 263 5.3. Метод симметрии и спрямления . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270 5.4. Метод параллельного переноса . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274 5.5. Метод подобия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
Стр.5
5 5.6. Метод поворота и смешанные задачи . . . . . . . . . . . . . . . 285 6. Стереометрия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290 6.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290 6.2. Многогранники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 6.3. Тела вращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 6.4. Комбинации тел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306 Ответы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
Стр.6