Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Информатика: развитие интеллекта школьников (370,00 руб.)

0   0
Первый авторОкулов С. М.
ИздательствоМ.: Лаборатория знаний
Страниц215
ID443252
АннотацияВ монографии рассмотрены вопросы, связанные с развитием интеллекта и средой обучения. Обоснована необходимость изменения подходов к развитию интеллекта школьников. Определено место новым понятиям (синергетика, например) в системе школьного образования и представлен нетрадиционный подход к организации учебного процесса. Предложено переосмыслить роль программирования в учебном процессе и рассматривать его в качестве мощного средства развития интеллекта.
Кому рекомендованоДля преподавателей и методистов.
ISBN978-5-00101-898-8
УДК004.9
ББК32.97
Окулов, С.М. Информатика: развитие интеллекта школьников : [монография] / С.М. Окулов .— 4-е изд. (эл.) .— Москва : Лаборатория знаний, 2020 .— 215 с. — Дериватив. эл. изд. на основе печ. аналога (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 215 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI; экран 10" .— ISBN 978-5-00101-898-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/443252 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Определено место новым понятиям (синергетика, например) в системе школьного образования и представлен нетрадиционный подход к организации учебного процесса. <...> Предложено переосмыслить роль программирования в учебном процессе и рассматривать его в качестве мощного средства развития интеллекта. <...> Искусство общения учителя—основополагающий фактор среды обучения . <...> Обзор позиций научных школ по синергетике . <...> О развитии интеллекта школьника в педагогических теориях . <...> Место и роль программирования в образовательных стандартах вузов России и отчете ACM . <...> В процессе изучения современной информатики происхо дит формирование важных личностных качеств человека, которые включают в себя общеучебные умения, умения работать с информа цией, коммуникативные умения. <...> Освоение в курсе информатики раздела (модуля) «Информационные технологии» так же направлено в основ ном на запоминание, т. е. на развитие декларативной составляющей знаний (я знаю, что компьютер состоит из: …) и процедурной (я знаю, как напечатать текст, сохранить файл, закрыть приложение, инсталли ровать программу, избавиться от вируса и так далее). <...> Развитие интеллекта рассматривается как составная часть разви 1 Концепция информатизации сферы образования Российской Федера ции // Проблемы информатизации высшей школы. <...> Синергетика позволяет увидеть, зафиксировать момент возникновения нового явления или нового качественного состояния системы, что и является основным предметом исследова ния. <...> Книга не призывает к программированию, и автор не считает, что курс информатики—это только программирование. <...> Синергетическая среда обучения информатике Во второй половине XX века научная картина мира претерпела су щественное изменение (постнеклассический период). <...> В. С. Леднев, характеризуя суть системного подхода, говорит о том, что «наука давно пришла к выводу, что главным свойством реальности является ее структурность3 —все както устроено <...>
Информатика_развитие_интеллекта_школьников.pdf
УДК 004.9 ББК 32.97 О-52 Окулов С. М. О-52 Информатика: развитие интеллекта школьников / ISBN 978-5-00101-898-8 В монографии рассмотрены вопросы, связанные с развитием С. М. Окулов.—4-е изд., электрон.—М. : Лаборатория знаний, 2020.—215 с. —Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10".—Загл. с титул. экрана.—Текст : электронный. интеллекта и средой обучения. Обоснована необходимость изменения подходов к развитию интеллекта школьников. Определено место новым понятиям (синергетика, например) в системе школьного образования и представлен нетрадиционный подход к организации учебного процесса. Предложено переосмыслить роль программирования в учебном процессе и рассматривать его в качестве мощного средства развития интеллекта. Для преподавателей и методистов. УДК 004.9 ББК 32.97 Деривативное издание на основе печатного аналога: Информатика: развитие интеллекта школьников / С. М. Окулов.—2-е изд., испр.—М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.—212 с. : ил.—ISBN 978-5-94774-816-1. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации ISBN 978-5-00101-898-8 ○c Лаборатория знаний, 2015
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Глава 1. Синергетическая среда обучения информатике . . . . . . . . . . . 12 1.1. Исторический экскурс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 1.2. Системный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 1.3. Основные положения синергетики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 1.4. Развитие системы — скачок или спираль? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 1.5. Синергетическая среда обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Ключевые положения главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 Глава 2. О развитии интеллекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 2.1. Понятие «интеллект» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 2.2. М. К. Мамардашвили и образование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 2.3. Знания, умения, навыки или интеллект? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Ключевые положения главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Глава 3. Содержание обучения информатике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 3.1. Принципы отбора содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 3.2. Отбор аттракторов содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 3.3. Программирование как элемент содержания обучения . . . . . . . 58 3.4. Нелинейность развития технологий программирования . . . . . . 62 3.5. Нелинейность процесса разработки отдельной программы . . . . 65 3.6. Программирование как учебная деятельность . . . . . . . . . . . . . . . 67 Ключевые положения главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 Глава 4. Методика обучения информатике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 4.1. Синергетичность методики обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 4.2. Формы и методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 4.3. Образы участников образовательного процесса . . . . . . . . . . . . . 78 4.4. Параллельная структура урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.5. Искусство общения учителя—основополагающий фактор среды обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.6. Тестирования или Право на ошибку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 4.7. Дополнительные мероприятия как инструмент усиления нели нейности среды обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98 Ключевые положения главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 81 85
Стр.4
4 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 Приложение 1. Результаты обучения информатике в физикоматема тическом лицее г. Кирова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 Приложение 2. Обзор позиций научных школ по синергетике . . . . . . 107 Приложение 3. Обзор психологических теорий интеллекта . . . . . . . . 121 Приложение 4. О развитии интеллекта школьника в педагогических теориях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 Приложение 5. Краткий исторический обзор развития школьной ин форматики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 Приложение 6. Развитие технологий программирования . . . . . . . . . . 165 Приложение 7. Место и роль программирования в образовательных стандартах вузов России и отчете ACM . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 Приложение 8. Когнитивная психология и программирование . . . . . 195
Стр.5