Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Фонетика, фоносемантика, орфоэпия. Практикум по курсу "Современный русский язык" (110,00 руб.)

0   0
АвторыГрачева Жанна Владимировна, Бутова Екатерина Александровна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц26
ID437109
АннотацияВ практикуме дан материал, позволяющий овладеть навыками фонетического разбора в объеме университетского курса современного русского языка, представлены упражнения и тесты по фонетике, орфоэпии и фоносемантике, порядок и образец фонетического разбора слова, орфоэпический мини-словарь, основная и дополнительная литература по фонетике и орфоэпии.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 1-го курса дневного отделения филологического факультета (бакалавриат)
Фонетика, фоносемантика, орфоэпия. Практикум по курсу "Современный русский язык" / Ж.В. Грачева, Е.А. Бутова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 26 с. — 26 с. — URL: https://rucont.ru/efd/437109 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Фонетика, фоносемантика, орфоэпия. <...> Практикум по курсу «Современный русский язык» Учебно-методическое пособие Составители: Ж. В. Грачева, Е. А. Бутова Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 1 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 26 июня 2015 года, протокол № 4 Рецензент – д-р филол. наук, проф. <...> О. Н. Чарыкова Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре издательского дела филологического факультета Воронежского государственного университета. <...> Рекомендуется для студентов 1-го курса дневного отделения филологического факультета (бакалавриат) Для направления 42. <...> Пояснительная записка Анализ звуковой стороны языка, классификация и квалификация звуков речи – необходимая и чрезвычайно важная составляющая базовых знаний студентов направления «Издательское дело». <...> В практикуме дан материал, позволяющий овладеть навыками фонетического разбора в объеме университетского курса современного русского языка, представлены упражнения и тесты по фонетике, орфоэпии и фоносемантике, порядок и образец фонетического разбора слова, орфоэпический мини-словарь, основная и дополнительная литература по фонетике и орфоэпии. <...> Методическое пособие поможет студентам освоить разделы «Фонетика» и «Орфоэпия» курса «Современный русский язык» и овладеть компетенциями, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 42.03.03 – Издательское дело (уровень бакалавриата): – способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); – способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); – способностью использовать современные языковые нормы и правила <...>
Фонетика,_фоносемантика,_орфоэпия._Практикум_по_курсу_Современный_русский_язык_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Фонетика, фоносемантика, орфоэпия. Практикум по курсу «Современный русский язык» Учебно-методическое пособие Составители: Ж. В. Грачева, Е. А. Бутова Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ § 1. Пояснительная записка.......................................................................... 4 § 2. Упражнения по фонетике и орфоэпии.................................................. 4 § 3. Упражнения по фоносемантике............................................................ 8 § 4. Тесты по фонетике и орфоэпии............................................................. 10 § 5. Порядок фонетического разбора слова................................................. 17 § 6. Образец фонетического разбора слова................................................. 17 § 7. Слова для полного фонетического разбора.......................................... 18 § 8. Орфоэпический мини-словарь............................................................... 19 § 9. Литература............................................................................................... 24 3
Стр.3
кий; 3) согласный, щелевой (фрикативный), переднеязычный, глухой, мяг4) гласный, передний ряд, средний подъем, нелабиализованный, ударный; 5) согласный, смычно-проходной (боковой), переднеязычный, сонорный (звонкий), мягкий; 6) согласный, щелевой (фрикативный), среднеязычный, звонкий, мягкий; 7) гласный, средний ряд, средний подъем, нелабиализованный, безударный. 4. Запишите предложения из произведений А. С. Пушкина в фонетической транскрипции. Обозначьте проклитики и энклитики. Охарактеризуйте каждый звук в выделенном слове. 1. Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. 2. Собраны были сведения о его местопребывании. 3. Я ждала вас до последней минуты… 4. Маша слово в слово перевела их ответ. 5. Через неделю она ему улыбнулась… 6. Почему ж не попробовать своего счастия? 7. Он остановился и стал смотреть на окна. 8. Карета тяжело покатилась по рыхлому снегу. 9. Она взглянула на кольцо, оставленное ей Дубровским. 10. После обеда хозяин предложил гостям пойти в сад. 11. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. 12. Тут раздался легкий свист – и Дубровский умолк. 13. Прошло несколько дней, и не случилось ничего достопримечательного. 5. Запишите текст в фонетической транскрипции. Отметьте случаи оглушения / озвончения согласных звуков. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, 6
Стр.6
За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. (И. А. Бунин) 8. Из текста выпишите слова, в которых возможны исторические чередования гласных или согласных звуков. Докажите возможность чередований в слове, подобрав однокоренные слова или другие формы того же слова. Запишите текст в фонетической транскрипции. Где-то кошки жалобно мяукают, Звук шагов я издали ловлю... Хорошо твои слова баюкают: Третий месяц я от них не сплю. Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твой узнаю. Что, красавица, что, беззаконница, Разве плохо я тебе пою? Окна тканью белою завешены, Полумрак струится голубой... Или дальней вестью мы утешены? Отчего мне так легко с тобой? (А. А. Ахматова) 7. Разделите слова на слоги согласно теории мускульного напряжения, сонорной теории и экспериментальной теории. Горка, гармошка, эскадра, картина, экстрим, разгром, первый. 8. Выпишите из текста слова с подвижным ударением. Докажите подвижность ударения в слове, подобрав к нему словоформу с ударением на другом слоге. Запишите текст в фонетической транскрипции. В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков. (М. Ю. Лермонтов) 7
Стр.7
9. Прочитайте отрывки из произведений М. Цветаевой с учетом интонационного выделения логического ударения выделенных слов. Охарактеризуйте смысловую функцию логического ударения слов в текстах. Запишите тексты 1, 2, 5, 6 в фонетической транскрипции с учетом логического ударения. 1. Вы уже день, как дома. А я уже три дня – как нé дома. – […] И действительно – за Москвой-рекой! 2. Кстати, об Эренбурге: он оказался прекрасным другом: добрым, заботливым, не словесником. 3. Ася! – Жду тебя. – Я годы – одна (людная пустошь). Мы должны быть вместе, здесь ты пропадешь. 4. Простояли часть службы, кружили по Собачьей площадке, был такой вечер. 5. Стенька Разин, я не персияночка, нет во мне двуострого коварства: Персии и нелюбящей. Но я и не русская, Разин, я до-русская, до-татарская, – довременная Русь я – тебе навстречу! 6. То же, что с продажей на рынке, когда-то – с наймом прислуги, со всем моим стопудовым земным бытом: не понимаю, не могу, не выходит. 7. Мой защитник: «А что ж, супруг-то ваш не с простым народом, чай?» Я: «Нет, он со всем народом». § 3. Упражнения по фоносемантике 10. Охарактеризуйте фрагменты поэтических текстов с точки зрения фоносемантики. Отметьте случаи аллитерации, ассонанса. 1. Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. (А. Блок) 2. Правду сердце мое говорило, И ограда была не страшна, Не стучал я – сама отворила Неприступные двери она. (А. Блок) 3. Дабы ты меня не слушал, В ночь – в премудрости старушьей: Скрытничестве – укреплюсь. 8
Стр.8