ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра медико-биологических дисциплин
и безопасности жизнедеятельности
В.П. Мальцев, А.Э. Щербакова,
А.А. Говорухина, Н.И. Ложкина-Гамецкая
ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФИЗИОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направления подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Направленность
«Основы безопасности жизнедеятельности и Физическая культура»
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
(адаптивная физическая культура)
Сургут, 2022
Стр.1
УДК 612.76(075.8)
ББК 28.707.13я73-9
М 21
Печатается по рекомендации
отдела мониторинга качества обучения
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Авторы:
Мальцев В.П., Щербакова А.Э., Говорухина А.А., Ложкина-Гамецкая Н.И.
Рецензенты:
профессор кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности
Сургутского государственного педагогического университета
Мальков О.А., доктор медицинских наук, доцент,
Байгужин П.А., доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник
Научно-исследовательского центра спортивной науки
Южно-Уральского государственного университета
Мальцев В. П.
Физиология двигательной деятельности : учебно-методическое пособие : направления
подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность
«Основы безопасности жизнедеятельности и Физическая культура») ; 49.03.02 Физическая
культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) /
В.П. Мальцев, А.Э. Щербакова, А.А. Говорухина, Н.И. Ложкина-Гамецкая / Департамент образования
и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский
государственный педагогический университет», 2022. – 93 [1] с. – Текст : непосредственный.
Учебно-методическое пособие по физиологии двигательной деятельности составлено в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования
(ФГОС 3++) по направлениям подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями
подготовки), (Направленность: Основы безопасности жизнедеятельности и Физическая культура)
и 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная
физическая культура).
Учебно-методическое пособие состоит из 2 разделов, которые в полном объеме раскрывают
содержание реализуемых компонентов компетенций по дисциплине «Физиология двигательной
деятельности»: физиологические основы двигательной деятельности организма человека; физиологические
основы адаптации к мышечной деятельности и функциональные резервы организма.
В каждой теме представлен теоретический материал, необходимый для выполнения практиУДК
612.76(075.8)
ББК 28.707.13я73-9
ческих работ, приведены вопросы и задания с методическими указаниями для самостоятельной
работы студентов.
© Мальцев В.П., Щербакова А.Э., Говорухина А.А., Ложкина-Гамецкая Н.И., 2022
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022
– 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................... 4
МОДУЛЬ 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ................................................... 6
У.Э. 1.1. Физиология нервно-мышечного аппарата ....................................... 6
У.Э. 1.2. Физиология мышечного сокращения и расслабления ................... 14
У.Э. 1.3. Функциональная организация моторной системы ......................... 25
У.Э. 1.4. Физиологические механизмы организации
и управления движений ......................................................................................... 39
МОДУЛЬ 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ
К МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА ....................................................................................... 48
У.Э. 2.1. Адаптация к физической нагрузке организма ................................. 48
У.Э. 2.2. Физиологические основы физической работоспособности ........... 56
У.Э. 2.3. Оценка функциональных возможностей
мышечной системы человека ................................................................................ 63
У.Э. 2.4. Функциональная оценка утомления
при мышечной деятельности . ................................................................................ 72
У.Э. 2.5. Оценка функциональных резервов организма спортсмена . .......... 81
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .................... 87
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .......... 90
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................. 92
* У.Э. – учебный элемент
– 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дисциплина «Физиология двигательной деятельности» относится
к Медико-биологическому модулю и осваивается студентами в соответствии
с ФГОС ВО 3++ по направлениям подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки), Направленность: Основы безопасности
жизнедеятельности и Физическая культура и 49.03.02 Физическая
культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая
культура).
Учебная дисциплина «Физиология двигательной деятельности»
ориентирована на формирование теоретических основ и практических умений
работы с разнообразными источниками медико-биологической информации,
а также на изучение особенностей физиологических реакций организма человека
на рационально дозируемые двигательные нагрузки. Руководство
поможет студентам овладеть знаниями о влиянии средовых и генетических
факторов на организм, методологией оценки и интерпретации изменений
организма, возникающих при занятиях физической культурой и спортом.
Освоение курса «Физиология двигательной деятельности» позволит будущим
специалистам грамотно анализировать нормативы и требования,
направленные на оценку состояния здоровья, охрану и укрепление здоровья
обучающихся, в том числе – имеющих нарушения в состоянии здоровья.
Цель
курса: формирование теоретических основ двигательной деятельности,
и практических умений оценки адаптационных изменений организма
при систематическом воздействии физических нагрузок.
Задачи:
1. Формировать теоретические основы двигательной деятельности;
2. Развивать умение прогнозирования и оценки адаптационных изменений
в организме, возникающих под влиянием систематических физических
нагрузок;
3. Научить студентов использовать физиологические методы исследования
для оценки физического развития и адаптационных резервов организма.
Процесс
освоения дисциплины направлен на формирование следующей
компетенции:
Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии
с нормативно-правовыми документами образовательных организаций,
проводить занятия, физкультурно-спортивные мероприятия с использованием
средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности
с учетом положений теории физической культуры, физиологической
характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических
особенностей занимающихся различного пола и возраста (ПК-5).
– 4 –
Стр.4
Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения
и оценки физического развития, функциональной подготовленности,
психического состояния занимающихся, с учетом нозологических форм
заболеваний занимающихся (ОПК-4).
Способен планировать содержание занятий с учетом положений
теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки,
анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся
различного пола и возраста, нозологических форм заболеваний занимающихся
(ОПК-13).
В результате изучения дисциплины «Физиология двигательной деятельности»
обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций:
знать:
физиологические механизмы, обеспечивающие адаптивные реакции
организма при воздействии физических нагрузок определенной направленности
с учетом возраста и пола;
физиологические механизмы реализации двигательной активности
лиц, занимающихся физической культурой и спортом с учетом возраста и пола;
физиологические механизмы регуляции деятельности основных органов
и систем при мышечной работе с учетом возраста и пола;
уметь:
интерпретировать результаты оценки функциональных показателей
организма человека при мышечной работе;
анализировать влияние различных средовых факторов на функциональные
возможности организма при физической нагрузке разной направленности
и продолжительности;
прогнозировать применение теоретических основ двигательной деятельности
для организации процесса обучения двигательным действиям
обучающихся с учетом пола и возраста;
владеть:
современными представлениями о физиологических механизмах
двигательной деятельности и закономерностях адаптации к физическим
нагрузкам;
алгоритмом выбора методов оценки сформированности двигательных
качеств обучающихся с учетом возраста и пола;
методиками оценки функционального состояния и адаптационных
резервов организма лиц, занимающихся физической культурой и спортом
с учетом возраста и пола;
иметь опыт:
оценки функционального состояния и адаптационных резервов организма
лиц, занимающихся физической культурой и спортом с учетом возраста
и пола;
анализа и интерпретации показателей функционального состояния
организма человека при мышечной работе;
применения теоретических основ двигательной деятельности для
проектирования процесса обучения с учетом пола и возраста.
– 5 –
Стр.5