38 Стратегия и тактика УДК 316.6 Мартусевич Р. А., м. н. с., Институт анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ, г. Москва СОЦИАЛЬНО НЕПРИЕМЛЕМЫЙ КРИТЕРИЙ ВЫБОРА ПОБЕДИТЕЛЯ Ц КОНКУРСА ЗА ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ КОНЦЕССИИ В конце мая 2008 г. Госдума РФ приняла во втором чтении Закон «О концессионных соглашениях», который позволит бизнесу инвестировать средства в федеральное имущество, которое нельзя приватизировать. <...> В этой ситуации особое значение приобретает критерий выбора победителей будущих конкурсов за инфраструктурные концессии. <...> Автор статьи рассуждает о сложностях этого процесса, о «подводных камнях», которые ожидают будущих концессионеров, о причинах, по которым критерий максимума концессионной платы выбирается чиновниками в качестве критерия конкурса за концессию. <...> Введение право быть естественным монополистом в качестве критерия конкурса. <...> Показывая, что неправильно отождествлять эффективность и конкурентную норму доходности, он заметил, что «[если] государство продает франшизу тому, кто предложит за нее наибольшую цену, […] конкуренция среди фирм за привилегию получить франшизу поднимет ее цену до уровня, при котором победитель торгов сможет получить лишь Л естер Телсер был, по-видимому, первым, кто обратил внимание на проблему использования платы за конкурентную норму доходности»1 . <...> То есть подобные торги могут предотвратить монопольное превышение нормы доходности, но при этом не обеспечить эффективности (цена и выпуск будут установлены на монопольном уровне). <...> Анализируя последствия использования критерия максимума платы за франшизу, Ричард Познер предложил различать два способа определения платы за франшизу (концессионной платы), широко использующиеся на практике2 : 1 Telser L.G. <...> The Appropriate Scope of Regulation in the Cable Television Industry // Bell Journal of Economics Современная конкуренция Стратегия и тактика • первый, наиболее простой, подход — присуждать франшизу тому, кто предложит за нее наибольший единовременный платеж <...>