1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2017. № 6
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Журнал включен в базу данных European Reference Index for the Humanities
(ERIH PLUS), id 486677.
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и
науки РФ с 2010 года.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
главный редактор
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
заместители главного редактора
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
кандидат педагогических наук, доцент,
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
(Екатеринбург, Россия)
кандидат филологических наук, доцент М. Б. ВОРОШИЛОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат педагогических наук, профессор А. В. ГРИШИН
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
Н. Н. ДАВЫДОВА
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
Е. В. КОРОТАЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор наук, профессор
Г. В. ПШЕБИНДА
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Кросно, Польша)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2017. № 6
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Pedagogy, Professor А. А. SIMONOVA
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Deputy Editors
Candidate of Philology, I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Candidate of Pedagogy, Associate Professor,
Minister of General and Professional
Education of Sverdlovsk Oblast
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Philology, Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences, Associate
Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian Academy
of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Profesor
Doctor of Pedagogy, Profesor
Doctor of Pedagogy, Profesor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Profesor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Profesor
YU. I. BIKTUGANOV
L. V. VORONINA
M. B. VOROSHILOVA
YU. N. GALAGUZOVA
A. V. CRISHIN
N. N. DAVYDOVA
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
G. V. PRZEBINDA
N. S. PURYSHEVA
N. N. SERGEEVA
B. E. STARICHENKO
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Krosno, Poland)
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАНИИ
Арбузов С. С.
Использование стрим-технологий при дистанционном
обучении IT-дисциплинам ................................................................................................... 6
Блинова Т. Л.
Методология обучения математике в рамках когнитивистского подхода ................ 13
Газейкина А. И., Тупицына М. В.
Методика формирования у учащихся основной школы умения осуществлять
учебное сотрудничество средствами облачных технологий ........................................... 21
Герова Н. В.
Компоненты методической системы обучения студентов в условиях
непрерывной информационной подготовки .................................................................... 31
Грушевская В. Ю.
Применение метода цифрового сторителлинга
в проектной деятельности учащихся ................................................................................ 38
Емельянов Д. А.
Анализ современных облачных сервисов для изучения и использования
в учебном процессе .............................................................................................................. 45
Камалидинова Э. Р., Сардак Л. В.
Особенности подготовки электронных образовательных ресурсов
для использования при реализации мобильного обучения ........................................... 53
Косиков А. В., Липатникова И. Г.
Обучение решению задач-ситуаций – ступень к созданию индивидуального
проекта в средней школе .................................................................................................... 60
Кудрявцев А. В.
Система автоматизированной генерации рабочих программ дисциплин
на основе сетевой базы данных .......................................................................................... 68
Ланских С. Ф.
Реализация сертификационной подготовки будущих специалистов IT-сферы
в рамках учебной дисциплины ........................................................................................... 74
Мамонтова М. Ю.
Интеллект-карта как средство оценивания качества знаний обучающихся:
возможности и ограничения структурно-информационного подхода ......................... 83
Никулина Т. В.
Применение инфографики в учебном процессе подготовки
магистров педагогики ......................................................................................................... 92
Новиков М. Ю.
Возможности применения мобильных технологий в школьном
курсе информатики ............................................................................................................. 98
Семенова И. Н.
Приемы организации информационно-поисковой и аналитико-синтетической
деятельности для подготовки студентов к проведению научного исследования
в дидактической среде современного информационно-коммуникационного
пространства ....................................................................................................................... 106
Слепухин А. В.
Изменение элементов методики формирования ИКТ-компетенций студентов
педагогических вузов с учетом функциональной карты профессиональной
деятельности ....................................................................................................................... 111
Стр.4
5
Слепухин А. В., Семенова И. Н., Эрентраут Е. Н.
Конвенциально-рефлексивная система экспертирования для формирования
у студентов педагогических вузов умений составлять и оценивать
методы обучения в современной дидактической среде ................................................ 120
Стариченко Б. Е.,Сардак Л. В., Стариченко Е. Б.
Система управления обучением на основе облачной платформы
Google for education ............................................................................................................ 130
Толстопятов В. П.
Педагогическая периодика как средство профессионализации предметной
подготовки учителя математики ...................................................................................... 140
ПРИГЛАШЕННЫЙ АВТОР
Стародубцев В. А.
Открытая педагогика в информационном обществе .................................................... 145
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Жукова Е. Д.
Методология исследования современного образования как фактора
социокультурного воспроизводства ................................................................................. 151
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Морозов Г. Б., Осинцева А. А.
О проблемах формирования реальных профессиональных компетенций
студентов, обучающихся дистанционно .......................................................................... 156
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Гредина О. В., Дягилева Н. В., Трофимова О. А.
Концептуальные основы образовательной программы дошкольного образования
«СамоЦвет» ......................................................................................................................... 164
Цин Хэ, Белоусова С. С., Коротаева Е. В.
К вопросам патриотического воспитания детей в детских садах России и Китая ..... 170
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Базуева А. Н., Сергеева Н. Н.
Типология упражнений, направленных на обучение стратегиям перевода
англоязычного юридического дискурса .......................................................................... 175
Блинова Т. Л., Подчиненов И. Е.
Педагогические технологии: тенденции и перспективы .............................................. 182
Лозинская А. М.
Вопросы формирования профессиональных компетенций будущих педагогов:
диференционно-интеграционная концепция методологии дидактической
инженерии .......................................................................................................................... 189
Смирнова И. В.
Модель формирования интеллектуальной компетентности
студентов-биотехнологов ................................................................................................. 200
Стариченко Б. Е.
Балльно-рейтинговая система оценивания учебной деятельности студентов:
вопросы моделирования ................................................................................................... 205
Ваганова И. Ю., Рапопорт Л. А., Терентьев А. Е., Харитонова Е. В.
Роль комплекса ГТО в развитии физической культуры населения
Свердловской области ....................................................................................................... 216
Информация для авторов ............................................................................................................ 224
Стр.5