Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, 2017, № 71, вып. 2
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
Н. Пелцова
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
(Чехия)
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2017
Все права защищены
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
С. В. Иванова
А. А. Корольков
Б. О. Майер
C. Мендонса
В. И. Панарин
Н. Пелцова
И. А. Пфаненштиль
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
И. Сабо
О. Н. Смолин
В. С. Стёпин
Я. С. Турбовской
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
В. В. Целищев
А. Н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
доктор физико-математических наук,
чл.-корр. РАО (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор, чл.-корр. РАО (Москва,
Россия)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург, Россия)
доктор философских наук (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по философии, профессор (Бразилия)
доктор философских наук (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (США)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Москва, Россия)
академик РАН (Москва, Россия)
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва, Россия)
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (ВОСПИТАНИЯ)
Румянцева Н. Л. (Москва). О проблемах российского образования ...................... 3
Новиков С. Г. (Волгоград). Природа отечественного проекта воспитания
периода форсированной модернизации общества .............................................. 15
Сохраняева Т. В. (Москва). Университет как пространство социального
взаимодействия: современный контекст проблемы .......................................... 24
РАЗДЕЛ II
ЦЕННОСТИ ВОИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Панасенко Ю. А. (Челябинск). Механизм освоения системы ценностей
воинской культуры: структура и приоритеты ....................................................... 34
Денисова О. В., Кулешова С. В., Девиченский В. М. (Москва). Анкетирование
курсантов кафедры клинической лабораторной диагностики
как способ изучения ожиданий и возможностей формирования устойчивого
уровня знаний ............................................................................................................................ 47
РАЗДЕЛ III
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ-ВОСПИТАНИЯ
Гордиенко И. В., Шевченко С. Н., Любимова Н. И. (Белгород).
Аксиологические проблемы в воспитательной работе профессиональных
Рубанцова Т. А., Чеботарев В. В. (Новосибирск). Основные подходы
к проблеме типологии современного терроризма .............................................. 40
Стр.1
Васильев Л. И., Заглядина О. Н. (Уфа). Проблемы самоорганизации
в условиях динамичного взаимодействия студентов и среды ....................... 58
образовательных организаций по формированию мировоззрения у будущих
специалистов............................................................................................................................... 52
Воронцов П. Г. (Барнаул), Ушаков П. В. (Иркутск). Физкультурноспортивная
антропология в системе человековедения, новых
антропологических наук и физического воспитания ......................................... 66
Закирова А. Ю. (Новосибирск). К вопросу об аксиологических основах
патриотизма взрослых......................................................................................................... 75
РАЗДЕЛ IV
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Ушаков Д. В. (Новосибирск). Профессиональные ориентации монгольской
молодежи и образовательное сотрудничество Сибири и Монголии .......... 85
РАЗДЕЛ V
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Горбунова Г. А. (Санкт-Петербург), Савельева О. П. (Магнитогорск).
К вопросу о проблемах и тенденциях профессионального становления
педагога-художника в современном образовании ............................................... 94
Соколов М. В., Соколова М. С. (Новосибирск). Народные художественные
промыслы Советской России в первой трети ХХ века. Специфика
подготовки мастеров ......................................................................................................... 102
Рабилова З. Ж., Нурбатыров Б. Б. (Алматы, Казахстан). Роль базовых
дисциплин в формировании профессиональной компетентности
будущих учителей изобразительного искусства
(на примере КазНПУ им. Абая) ..................................................................................... 109
РАЗДЕЛ VI
КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Попов А. А. (Москва, Новосибирск), Ермаков С. В. (Красноярск),
Аверков М. С. (Красноярск), Глухов П. П. (Москва, Новосибирск). Новые
Третьякова Т. Г. (Новосибирск). Особенности обучения будущих учителей
иностранного языка конструированию преподавательских тестов ....... 135
Самардак М. В. (Новосибирск). Проблема формирования
профессиональной направленности студентов
на основе графических дисциплин в инженерном образовании ............... 130
Гриневецкая Т. Н., Зенковская В. Е. (Новосибирск). Культурнообразовательная
деятельность музея как инновационная
педагогическая технология социализации взрослых ...................................... 149
Пахарь В. В. (Оренбург). Организация социального туризма для детей
и подростков с девиантным поведением при поддержке педагогики
оренбургского казачества ............................................................................................... 157
Правила оформления статей для авторов и заявление
об этике публикаций и недобросовестной практике ....................................... 166
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
контексты и перспективы практик дополнительного образования
в области математики ....................................................................................................... 119
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редакторы
Е. А. Бутина,
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Е А. Бутина
Набор
Т. С. Косенко,
Е. С. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Подписано в печать
25.04.2017
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. л. 16,2.
Уч.-изд. л. 17,4.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ №.
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2017, no. 71, issue 2
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
N. Pelcova
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences, Professor
(Czech Republic)
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 4 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2017
All rights reserved
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. N. Chumakov
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Hogenova
S. V. Ivanova
A. A. Korol’kov
B. O. Mayer
S. Mendonça
V. I. Panarin
N. Pelcova
I. A. Pfanenshtil
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
I. Sabau
O. N. Smolin
V. S. Stepin
V. V. Tselishchev
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Zh. Zhafyarov
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan, Almaty)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic, Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Brazil)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic, Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (USA)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education
(Novosibirsk, Russia)
CONTENT
Part I. THE DEVELOPMENT TRENDS
OF CONTEMPORARY DOMESTIC UPBRINGING (EDUCATION)
Rumyantseva N. L. (Moscow). On the problems of Russian education ......................... 3
Novikov S. G. (Volgograd). The essence of domestic project of upbringing
in the period of forced modernization of the society.................................................. 16
Sokhranyaeva T. V. (Moscow). University as a space of social interaction:
the contemporary context of the problem ...................................................................... 24
Part II. VALUES OF THE MILITARY CULTURE
Panasenko Yu. A. (Chelyabinsk). Mechanism of mastering the value system
of military culture: structure and priorities ................................................................... 35
Rubantsova T. A., Chebotaryov V. V. (Novosibirsk). The main approaches
to the problem of typology of modern terrorism ......................................................... 40
Denisova O. V., Kuleshova S. V., Devichensky V. M. (Moscow). Questionnaire
survey of the students of the chair of clinical laboratory diagnostics as a method
of studying expectations and possibilities of forming a steady level of knowledge ..... 47
Стр.3
Part III. AXIOLOGICAL ASPECTS OF EDUCATION-UPBRINGING
Vasilyev L. I., Zaglyadina O. N. (Ufa). Problems of self-organization
in the context of the dynamic interaction of students and environment ............ 59
Gordienko I. V., Shevchenko S. N., Lyubimova N. I. (Belgorod). Axiological
problems in the upbringing work of professional educational organizations
for the formation of world outlook of future specialists ...................................................... 53
Vorontsov P. G. (Barnaul), Ushakov P. V. (Irkutsk). Physical education
and sports anthropology in the system of humanology, new anthropological
sciences and physical upbringing ....................................................................................... 67
Zakirova A. Yu. (Novosibirsk). To the question of the axiological bases
of patriotism of adults ............................................................................................................. 76
Part IV. INTER-ETHNIC RELATIONS OF YOUTH
Ushakov D. V. (Novosibirsk). Professional orientation of mongolia youth
and educational cooperation between Siberia and Mongolia .................................. 86
Part V. PEDAGOGICAL ASPECTS OF ARTISTIC EDUCATION
Gorbunova G. A. (Saint Petersburg), Savelyeva O. P. (Magnitogorsk). To the
problems and tendencies of professional development of the art-teacher
in modern education ................................................................................................................ 94
Sokolov M. V., Sokolova M. S. (Novosibirsk). Folk art crafts of Soviet Russia
at the first third of the 20th century. Specificity of training craftsmen............. 103
Rabilova Z. Zh., Nurbatirov B. B. (Almaty, Kazakhstan). The role of basic
disciplines in forming the professional competence of future teachers
of fine arts (on the example of Abay KazNPU) ............................................................ 109
Part VI. SPECIFIC PROBLEMS OF MODERN EDUCATION
Popov A. A. (Moscow, Novosibirsk), Ermakov S. V. (Krasnoyarsk), Averkov M. S.
(Krasnoyarsk), Glukhov P. P. (Moscow, Novosibirsk). New contexts
and perspectives of the practices of additional education in mathematics ..... 120
Samardak M. V. (Novosibirsk). The problem of formation of professional
orientation of students on the basis of graphics courses in engineering
education ................................................................................................................................... 130
Pakhar V. V. (Orenburg). The organization of social tourism for children and
teenagers with deviant behavior with the support of the pedagogy of the
Orenburg cossacks ................................................................................................................. 157
Formatting rules for authors and publication ethics
and malpractice statement ................................................................................................. 169
Grinevetskaya T. N., Zenkovskaya V. Ye. (Novosibirsk). Cultural
and educational activities of the museum as an innovative pedagogical
technology of socialization of adults ............................................................................... 150
Tretyakova T. G. (Novosibirsk). Special aspects of instruction of future
foreign languages teachers in test constructing ......................................................... 135
PHILOSOPHY
OF EDUCATION,
2017, no. 71, issue 2
The journal is included
in the list of the
leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission
for Academic
Degrees and Titles
(VAK) for publication
of basic scientific
results
of the Candidate
of Science and
Doctor of Science
dissertations.
The journal is
included
in the Russian
scientific citation
index.
Editors
E. A. Butina,
V. I. Smirnova
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
E A. Butina
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
25.04.2017
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 16,2.
Publisher’s
sheets: 17,4.
Circulation
1000 issues.
Order №
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.4