Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Методика обучения иноязычному письму младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (2 класс, английский язык)

0   0
АвторыБелялова Вера Владимировна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц97
ID371967
АннотацияЦелью исследования является теоретическое обоснование и создание методики обучения иноязычному письму детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Методика обучения иноязычному письму младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (2 класс, английский язык) / В.В. Белялова .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 97 с. — URL: https://rucont.ru/efd/371967 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра педагогики и лингводидактики Белялова Вера Владимировна Методика обучения иноязычному письму младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (2 класс, английский язык) Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ 7-4-67 Направление подготовки/ специальность: 45.04.02 Лингвистика Направленность (профиль): Инновации в обучении языку и культуре Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и лингводидактики Казанцева Е.М. <...> Теоретические основы обучения иноязычному письму детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности………………………29 2.1. <...> Лингводидактическая характеристика письма в контексте обучения иностранным языкам детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности…………………………………………………………………29 2.2. <...> Проблемы обучения технике письма младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности…………………………. <...> Содержание и принципы обучения иноязычному письму младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности …………46 3.2. <...> 95 3 ВВЕДЕНИЕ Инклюзивное образование является одной из актуальных проблем современной системы образования и ставит перед обществом непростую задачу по созданию наиболее адекватных условий для полноценного включения и участия в образовательном процессе детей с особыми образовательными потребностями. <...> Инклюзивное образование – это образование, направленное на «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1, с. <...> В эту же категорию <...>
Методика_обучения_иноязычному_письму_младших_школьников_с_синдромом_дефицита_внимания_и_гиперактивности_(2_класс,_английский_язык).pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра педагогики и лингводидактики Белялова Вера Владимировна Методика обучения иноязычному письму младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (2 класс, английский язык) Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ 7-4-67 Направление подготовки/ специальность: 45.04.02 Лингвистика Направленность (профиль): Инновации в обучении языку и культуре Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и лингводидактики Казанцева Е.М. ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) И.о. заведующего кафедрой: канд. пед. наук, доцент Жданко Т.А. ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) И.о. заведующего выпускающей кафедрой педагогики и лингводидактики канд. пед. наук, доцент Жданко Т.А. ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………..3 Глава I. Инклюзия в контексте модернизации системы образования….10 1.1. Инклюзивное образование в контексте требований ФГОС……………...10 1.2. Индивидуальные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в контексте процесса обучения…………………………………………………...18 Выводы по главе I……………………………………………………………...27 Глава II. Теоретические основы обучения иноязычному письму детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности………………………29 2.1. Лингводидактическая характеристика письма в контексте обучения иностранным языкам детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности…………………………………………………………………29 2.2. Проблемы обучения технике письма младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности………………………….…………….37 Выводы по главе II……………………………………………………………..44 Глава III. Методика обучения иноязычному письму младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности…….46 3.1. Содержание и принципы обучения иноязычному письму младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности …………46 3.2. Процесс обучения технике письма английского языка младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности………….58 Выводы по главе III………………………………………….………………...77 Заключение……………………………………………………………………...79 Библиографический список………………………………………………......82 Приложение 1…………………………………………………………………...90 Приложение 2…………………………………………………………………...92 Приложение 3…………………………………………………………………...95
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Инклюзивное образование является одной из актуальных проблем современной системы образования и ставит перед обществом непростую задачу по созданию наиболее адекватных условий для полноценного включения и участия в образовательном процессе детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование – это образование, направленное на «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1, с. 13]. Инклюзивное образование нацелено на разработку более гибкого подхода к образовательному процессу для удовлетворения различных потребностей в обучении. В связи с актуальностью инклюзивного образования, проблема обучения и воспитания детей с индивидуальными особенностями развития находится в центре внимания и имеет большую социальную значимость. К данной группе относятся не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и представители этнических меньшинств, дети трудовых мигрантов, одаренные личности. В эту же категорию входят дети, имеющие психофизиологические, социальные и поведенческие отклонения от общепринятых норм, например, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), ключевыми симптомами которого являются нарушения внимания, гиперактивность и импульсивность. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции. По данным статистических источников в России не менее 12% детей в возрасте от 6 до 11 лет страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности (чаще встречается у мальчиков, чем у девочек – в среднем соотношение - 3 : 1) [23]. С 80-х годов XX века СДВГ
Стр.3
4 стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней [41]. Несмотря на это, СДВГ не является показанием для посещения коррекционных образовательных организаций, дети с СДВГ могут посещать традиционную общеобразовательную школу. Ученики с данным синдромом обладают нормальным или даже высоким уровнем интеллекта, однако, как правило, имеют трудности с обучением. По мнению некоторых исследователей (И.П. Брязгунов 2002, Н.Н. Заваденко 2011, Е.В. Касатикова 2002, Е.К. Лютова 2000, Г.Б. Монина 2007, Л.С. Чутко 2007), СДВГ является самой распространенной причиной поведенческих проблем и проблем обучения в младшем школьном возрасте. Учащиеся с СДВГ не справляются со школьными заданиями, совершают много ошибок в выполненных работах. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и импульсивности они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся у них нарушения в обучении [7]. Помимо этого, гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью и беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости. Импульсивность отражается в трудностях соблюдения правил поведения, которое приобретает непоследовательный, беспорядочный характер. Дефицит внимания является причиной плохого выполнения заданий, особенно требующих длительной концентрации внимания. Из-за высокой отвлекаемости ученики с СДВГ не могут довести выполнение заданий до конца, плохо слушают объяснения учителя, склонны к забывчивости и беспорядку. Как правило, школьники данной категории считаются труднообучаемыми, поэтому совершенно очевидно, что они зачастую являются объектом пристального внимания неврологов, педиатров, психологов, дефектологов, педагогов и логопедов. Так, в возрастной психологии и педагогике исследуются проблемы диагностики,
Стр.4
5 предупреждения и коррекции нарушений психологического здоровья младших школьников (Ю.Г. Демьянов 1976, Н.И. Жинкин 1956, И.А. Зимняя 1999, Е.В. Змановская 2007, В.Г. Каменская 2005, А.Н. Корнев 1995, Р.И. Лалаева 2003, А.Р. Лурия 1950, И.И. Мамайчук 2003, Л.Г. Парамонова 2006, И.Н. Садовникова 1997, В.А. Серебрянникова 2008, М.Е. Хватцев 1959, Л.С. Цветкова 2005, Л.Е. Шевчук 2004, Л.Б. Шнейдер 2005). Активные исследования СДВГ проводятся в области медицины (А.Р. Агрис 2015, Т.В. Ахутина 2015, Н.Н. Заваденко 2007, 2011, 2012, А.А. Корнеев 2015, С.А. Лобина 2007, Е.Ю. Матвеева 2015, Н.Ю. Суворинова 2014, Ю.С. Шевченко 1997). Есть ряд работ, в которых рассматриваются отдельные аспекты феномена СДВГ, а именно особенности развития эмоциональной сферы, познавательных процессов и т.д. (П. Альтхер 2011, Л. Берг 2011, И.П. Брязгунов 2001, А. Вёльфль 2011, В. Гаташ 2008, Т.Г. Горячева 2008, В.Р. Кучма 1997, Е.К. Лютова-Робертс 2007, Г.Б. Монина 2007, Е.В. Мурашова 2004, Д. Рыбина 2011, Л.С. Чутко 2007). Несмотря на значительное количество исследований в данной области, многие, весьма существенные вопросы остаются вне поля зрения исследователей. Так, нами не обнаружено исследований, посвященных проблеме обучения иностранным языкам детей с СДВГ. Потребность в таких исследованиях обусловлена тем, что иностранный язык как учебная дисциплина очень отличается от других предметов школьной программы, и тем самым, у обучающихся (особо это касается детей с СДВГ) появляются определенные трудности при изучении данного предмета. В психологии обучения иностранным языкам отмечается, что в отличие от других учебных дисциплин иностранный язык одновременно является как целью, так и средством обучения [24]. Кроме того, в отличие от большинства учебных предметов, целью которых является усвоение научных знаний каких-либо явлений, а также законов, управляющих этими явлениями, иностранный язык не имеет в сфере своих интересов научное
Стр.5