Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
уЧРеДители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
ГлАвНый РеДАктоР
Василий Яковлевич Синенко, академик РАО, доктор педагогических наук, професcор, заслуженный учитель
РФ, ректор НИПКиПРО
Заместитель главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
Литературный редактор
Т. В. Савельева
РеДАкЦиоННый совет:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства НГПУ, проф. каф. коррекционной педагогики и
специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, зам. начальника отдела
кадровой политики Министерства образования, науки
и инновационной политики Новосибирской области
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., зав. каф. естесственнонаучного
образования НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального образования
МПГУ, г. Москва
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф.,
г. Москва
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, ведущий науч. сотрудник научнометодического
центра «Современные технологии»
НИПКиПРО
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области
Е.
В. Бондаревская, академик РАО, д-р пед. наук, проф., зав.
каф. педагогики Педагогического института ЮФУ, заслуж.
учитель РФ, г. Ростов-на-Дону
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник научно-методического
отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
М. Бэррэт, проф. Айовского университета, США
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
каф. философской антропологии и истории философии
РГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
школы, г. Санкт-Петербург
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
Корректор Алена Запрометова
АДРес РеДАкЦии и изДАтельствА:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 14.04.17. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 16,3. Заказ № 2. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2017
Н. Н. Нижнева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. английского
языкознания БГУ, г. Минск, Белоруссия
Ш. Петер, канд. филос. наук, директор института им. Гёте,
г. Новосибирск
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, ведущ. науч.
сотр. научно-методического отдела инклюзивного
образования НИПКиПРО
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра исследований
инновационной деятельности в профессиональном
образовании КРИРПО, г. Кемерово
Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф.
педагогики высшей школы информационных образовательных
технологий АлтГУ, г. Барнаул
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО,
общего образования РФ
почетный работник
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Розалии Грачевой
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Общее образование и ориентация
учащихся на профессии
Так все-таки, ориентация на профессии или подготовка
к профессии (профессиям)? Важно, на наш
взгляд, понять, о каком числе профессий идет речь —
о единственной профессии или многих профессиях?
Это во-первых. И, во-вторых, с какого периода общего
образования следует заниматься этой работой. Наконец,
как должны сопрягаться содержание общего
образования (как важнейший аспект стандартов образования)
с содержанием ориентационной работы с
учащимися на те или иные профессии.
Тревогу вызывает тот факт, что в ряде случаев, когда,
к примеру, речь идет об ориентации на инженерные
профессии (что сейчас весьма актуально), общеобразовательные организации ведут работу таким
образом, что доминирует только данное направление в ущерб ориентации на другие профессии.
Программа ранней профориентации JuniorSkills предусматривает возможность каждому школьнику
попробовать себя в разных профессиях и сферах под руководством специалистов. И чем шире будет
набор профессий, тем мы значительнее приблизимся к личным интересам школьника в его будущей
жизни. Такая работа может и должна начинаться с начальной школы, но не в ущерб общему образованию
детей.
Специально подчеркнем, что общее образование является таковым как фактор необходимого по
содержанию обучения и воспитания для эффективной социализации человека. Будешь ты заниматься
в будущем физикой или не будешь, но овладеть этим предметом в рамках стандартов ты обязан.
Обязан для общего миропонимания, для всестороннего развития. Другими словами: дети могут обучиться
всему, а вот общего образования могут и не получить.
Безусловно, важно, как и в ранний школьный (да и дошкольный) период, так и во все последующие
периоды обучения в школе, наряду с ориентационной работой на различные профессии, приобщать
учащихся к труду (обслуживающему, производственному). Особенно производительный труд
в его многообразиях в основной и старшей школах заметно скажется на эффективности ориентации
на различные профессии.
Но весьма важным является грамотное сопряжение содержания предметного обучения в системе
общего образования с содержанием ориентационной работы на профессии. В любом предмете
(как гуманитарного, так и естественнонаучного характера) всегда найдется место для знакомства с
теми или иными профессиями, их историей, их развитием и т. д. Разумеется, полезны экскурсии на
предприятия, встречи с мастерами труда, обеспечение возможности учащимся попробовать свою
деятельность в той или иной профессии.
Необходимо на каждом предприятии возродить кабинеты профориентации детей на специальности
данного предприятия с соответствующим штатом сотрудников и т. д.
Главное — содержание ориентационной работы должно основываться как практическое дополнение
к стандартам образования, усиливая их региональную значимость.
Самым эффективным подходом к ориентации детей на те или иные профессии является обеспечение
дополнительного образования, которое должно строиться на удовлетворении их интересов.
И, конечно, необходима тесная связь общего образования с дополнительным (связь по содержанию,
по времени их реализации и т. д.). Сразу же следует подчеркнуть опасность переноса прижившихся
негативных процессов в системе общего образования в дополнительное образование (особенно
заформализованных пассивно-авторитарных форм занятий). Но наличие даже самой уникальной
системы дополнительного образования (например, детских технопарков) не снимает важности ориентации
на профессии в ходе предметного обучения в условиях общего образования.
Стр.2
В номере:
АБРИС ПРОБЛЕМЫ
В. Я. Синенко, М. П. Пальянов,
И. В. Сырмолотов, Р. Ф. Мукаев,
О. А. Масюков, Н. В. Харина
Образовательно-отраслевой кластер
как инструмент профессиональной
подготовки специалистов
Ю. Г. Молоков
Воссоздание системы трудового воспитания
и обучения как общегосударственная задача
Ю. Г. Шихваргер
Ресурсный центр в системе реализации
технологической подготовки учащихся в школе
М. К. Романченко
Дуальный подход в обучении
А. В. Молокова
Современное учебное занятие:
решение школьниками проектных задач
М. И. Старовиков, И. В. Старовикова
Мультимедийная наглядность
в обучении физике
С. И. Поздеева
Сопровождения профессионального развития
молодого педагога в школе: организация
наставничества
Е. В. Погребняк
Поведенческая культура и ценностно-смысловая
компетентность педагога
В. В. Алексеев
Роль пропедевтических курсов
в адаптации студентов к вузовской среде
Л. В. Иванникова
Дидактические основы активизации
учебно-познавательной деятельности студентов
в современных условиях
А. А. Черняков
Эвристический метод в экономическом
образовании: философское осмысление
В НАУЧНОМ ПОИСКЕ
Е. А. Тюгашев
Философия как духовно-практическая
деятельность
Д. В. Полежаев
Философские основания национальной
идентичности
И. А. Агеева
Гражданская идентичность как социальный
феномен: философские аспекты
К. Б. Умбрашко
Александр Невский в историко-культурном
стандарте
55
60
68
74
В. А. Шишкин
Коренной перелом военного самосознания
народов СССР — Сталинградская битва
Л. П. Додонова
Противоречия современного педагогического
познания
5
12
17
21
24
30
34
39
43
48
52
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Н. Е. Буланкина, Н. В. Максимова
Коммуникативная парадигма
языкового образования в инновационном
гуманитарном пространстве
Ш. Петер, Т. Н. Шубкина
Специфика обучения второму иностранному
языку: немецкий язык после английского
В. Н. Карташова
Формирование социальной компетентности
обучающихся средствами аутентичных учебников
Р. П. Мильруд
Культурная идентичность в иноязычном
образовании
ЗАОЧНЫЙ ПЕДСОВЕТ
И. В. Дмитриев, С. У. Уразбаева, Л. Н. Ларина,
В. Ю. Тимофеев, О. В. Субботина
Новые формы реализации образовательной
программы внеурочной деятельности
и дополнительного образования детей
И. М. Михно, М. А. Зяблицкая, Ж. В. Курченкова
Развитие одаренных школьников
в контексте современного
инженерного образования
И. А. Молин
Обеспечение качества развития школ
с устойчиво низкими результатами
Э. Г. Фомина
Совершенствование деятельности учителя
на основе Профессионального
стандарта педагога
С. А. Зайцева, О. Н. Коробова
Электронное обучение и дистанционные
технологии в начальной школе
И. В. Храпченкова, Н. А. Одинокова
Применение элементов ТРИЗ-технологии
в работе с детьми младшего школьного
возраста с нарушениями зрения
ПО СТРАНИЦАМ КНИГ И ЖУРНАЛОВ
Новые поступления в библиотеку НИПКиПРО
Профессиональный стандарт педагога
Библиографический обзор
Подготовила Е. С. Карамнова
93
99
103
107
79
85
111
118
123
126
129
133
16
137
Стр.3
Contents
PROBLEM OUTLINE
V. Ya. Sinenko, M. P. Pal’yanov,
I. V. Syromolotov, R. F. Mukaev,
O. A. Masyukov, N. V. Kharina
Educative Discipline-Specific Cluster as a Tool for
Professional Training of Specialists
Yu. G. Molokov
Renewal of the System of Labor Nurturing and
Education as a Country-wide Issue
Yu. G. Shikhvarger
Resource Center in the System of Technological
Training of School Students
M. K. Romanchenko
Dual Approach in Education
А. V. Molokova
Modern Learning Session: Solving Project Task
by School Students
M. I. Starovikov, I. V. Starovikova
Multimedia Visualization in Teaching Physics
S. I. Pozdeeva
Supervision as Support of Young Teacher Professional
Development at School
E. V. Pogrebnyak
Behavioral Culture and Value-semantic Competence
of the Teacher
V. V. Alekseev
The role of Propaedeutic Course in the Students
Adaptation to the high Educational Institution
Atmosphere
L. V. Ivannikova
Didactic basic principles of activation of learning
and cognitive activity of students in the modern
conditions
A. A. Chernyakov
The Influence of Philosophy as a Heuristic Method
for the Formation of Economic Education
RESEARCH QUEST
E. A. Tyugashev
Philosophy as Spirituo-Practical Activity
D. V. Polezhaev
Philosophical Grounds of National Identity
I. A. Ageeva
Civic Identity as a Social Phenomenon:
Philosophical Aspects
K. B. Umbrashko
Aleksander Nevsky in the Historical-Cultural
Standard
V. A. Shishkin
The Battle of Stalingrad as a Symbol of the Radical
Change of Military Consciousness of the USSR
55
60
68
74
79
L. P. Dodonova
Contradictions of Modern Pedagogical Cognition
LANGUAGE EDUCATION
5
12
17
21
24
30
34
39
43
48
52
N. E. Bulankina, N. V. Maksimova
Communicative Paradigm for Language Education
in Innovative Humanitarian Environment
S. Peter, T. N. Shubkina
Specificity of Second Foreign Language Studying:
German after English
V. N. Kartashovа
Development of Student’s Social Competence by
Authentic Textbooks
R. P. Milrood
Cultural Identity of Foreign Language Learners
TEACHERS’ COUNCIL BY
CORRESPONDENCE
I. V. Dmitriev, S. U. Urazbaeva, L. N. Larina,
V. Yu. Timofeev, O. V. Subbotina
New Forms of Realization of Educational Program
of Non-school Activity and Additional Training of
Children
I. M. Mikhno, M. A. Zyablitskaya,
Z. V. Kurchenkova
Education of Gifted School Students for
the Purposes of Modern Engineering Background
I. A. Molin
Provision of Quality Development of Schools with
Consistently Poor Results
E. G. Fomina
Teacher’s Activity Improvement Based on
the Professional Standard of the Pedagogue
S. A. Zaitseva, O. N. Korobova
Educational Process at Primary School with
E-learning and Distant Technology Practice
I. V. Khrapchenkova, N. A. Odinokova
The Application of TRIZ (Theory of Inventive
Problem Solving) Technology Elements in Working
with Primary School–aged Children with Visual
Impairments
BOOKS AND JOURNALS REVIEW
New Arrivals into the Library of the Novosibirsk
Teachers’ Upgrading and Retraining Institute
Compiled by T. P. Stasenko
Occupational Standards of a Teacher
Bibliographical Review
Compiled by E. S. Karamnova
93
99
103
107
85
111
118
123
126
129
133
16
137
Стр.4