Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Сибирский учитель

Сибирский учитель №2 2017 (45,00 руб.)

0   0
Страниц140
ID371047
АннотацияНаучно-методический журнал. Обсуждаются проблемы образования, описываются новейшие педагогические технологии и методики. В Сибирском учителе Вы познакомитесь с опытом учителей-новаторов и их коллег за рубежом.
Сибирский учитель .— Новосибирск : Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования .— 2017 .— №2 .— 140 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/371047 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Обсуждаются проблемы образования, описываются новейшие педагогические технологии и методики. <...> В Сибирском учителе Вы познакомитесь с опытом учителей-новаторов и их коллег за рубежом. <...>
Сибирский_учитель_№2_2017.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Сибирский_учитель_№2_2017.pdf
Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК с декабря 2015 года Журнал «Сибирский учитель» включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) Журнал основан и издается с ноября 1998 года Выходит один раз в два месяца уЧРеДители: Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) ГлАвНый РеДАктоР Василий Яковлевич Синенко, академик РАО, доктор педагогических наук, професcор, заслуженный учитель РФ, ректор НИПКиПРО Заместитель главного редактора К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО Литературный редактор Т. В. Савельева РеДАкЦиоННый совет: О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института детства НГПУ, проф. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО В. С. Барсукова, канд. биол. наук, зам. начальника отдела кадровой политики Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., зав. каф. естесственнонаучного образования НИПКиПРО Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой педагогики и психологии профессионального образования МПГУ, г. Москва Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского регионального ИПКиПРО, г. Кемерово А. А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф., г. Москва А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального образования, ведущий науч. сотрудник научнометодического центра «Современные технологии» НИПКиПРО С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Е. В. Бондаревская, академик РАО, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики Педагогического института ЮФУ, заслуж. учитель РФ, г. Ростов-на-Дону Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного образования НИПКиПРО Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник научно-методического отдела коррекционно-развивающего обучения НИПКиПРО М. Бэррэт, проф. Айовского университета, США Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии НИПКиПРО А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав. каф. философской антропологии и истории философии РГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей школы, г. Санкт-Петербург Компьютерная верстка Галины Ястребовой Корректор Алена Запрометова АДРес РеДАкЦии и изДАтельствА: 630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru Журнал распространяется по подписке. Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016. Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года. За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет. Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже в Международном регистрационном каталоге. Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print) Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online) При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 14.04.17. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 16,3. Заказ № 2. Тираж 1000 экз. Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96 © Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2017 Н. Н. Нижнева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. английского языкознания БГУ, г. Минск, Белоруссия Ш. Петер, канд. филос. наук, директор института им. Гёте, г. Новосибирск Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, ведущ. науч. сотр. научно-методического отдела инклюзивного образования НИПКиПРО М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра исследований инновационной деятельности в профессиональном образовании КРИРПО, г. Кемерово Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики высшей школы информационных образовательных технологий АлтГУ, г. Барнаул Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального образования НИПКиПРО, общего образования РФ почетный работник Ответственный секретарь Елена Дударко Перевод Розалии Грачевой
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Общее образование и ориентация учащихся на профессии Так все-таки, ориентация на профессии или подготовка к профессии (профессиям)? Важно, на наш взгляд, понять, о каком числе профессий идет речь — о единственной профессии или многих профессиях? Это во-первых. И, во-вторых, с какого периода общего образования следует заниматься этой работой. Наконец, как должны сопрягаться содержание общего образования (как важнейший аспект стандартов образования) с содержанием ориентационной работы с учащимися на те или иные профессии. Тревогу вызывает тот факт, что в ряде случаев, когда, к примеру, речь идет об ориентации на инженерные профессии (что сейчас весьма актуально), общеобразовательные организации ведут работу таким образом, что доминирует только данное направление в ущерб ориентации на другие профессии. Программа ранней профориентации JuniorSkills предусматривает возможность каждому школьнику попробовать себя в разных профессиях и сферах под руководством специалистов. И чем шире будет набор профессий, тем мы значительнее приблизимся к личным интересам школьника в его будущей жизни. Такая работа может и должна начинаться с начальной школы, но не в ущерб общему образованию детей. Специально подчеркнем, что общее образование является таковым как фактор необходимого по содержанию обучения и воспитания для эффективной социализации человека. Будешь ты заниматься в будущем физикой или не будешь, но овладеть этим предметом в рамках стандартов ты обязан. Обязан для общего миропонимания, для всестороннего развития. Другими словами: дети могут обучиться всему, а вот общего образования могут и не получить. Безусловно, важно, как и в ранний школьный (да и дошкольный) период, так и во все последующие периоды обучения в школе, наряду с ориентационной работой на различные профессии, приобщать учащихся к труду (обслуживающему, производственному). Особенно производительный труд в его многообразиях в основной и старшей школах заметно скажется на эффективности ориентации на различные профессии. Но весьма важным является грамотное сопряжение содержания предметного обучения в системе общего образования с содержанием ориентационной работы на профессии. В любом предмете (как гуманитарного, так и естественнонаучного характера) всегда найдется место для знакомства с теми или иными профессиями, их историей, их развитием и т. д. Разумеется, полезны экскурсии на предприятия, встречи с мастерами труда, обеспечение возможности учащимся попробовать свою деятельность в той или иной профессии. Необходимо на каждом предприятии возродить кабинеты профориентации детей на специальности данного предприятия с соответствующим штатом сотрудников и т. д. Главное — содержание ориентационной работы должно основываться как практическое дополнение к стандартам образования, усиливая их региональную значимость. Самым эффективным подходом к ориентации детей на те или иные профессии является обеспечение дополнительного образования, которое должно строиться на удовлетворении их интересов. И, конечно, необходима тесная связь общего образования с дополнительным (связь по содержанию, по времени их реализации и т. д.). Сразу же следует подчеркнуть опасность переноса прижившихся негативных процессов в системе общего образования в дополнительное образование (особенно заформализованных пассивно-авторитарных форм занятий). Но наличие даже самой уникальной системы дополнительного образования (например, детских технопарков) не снимает важности ориентации на профессии в ходе предметного обучения в условиях общего образования.
Стр.2
В номере: АБРИС ПРОБЛЕМЫ В. Я. Синенко, М. П. Пальянов, И. В. Сырмолотов, Р. Ф. Мукаев, О. А. Масюков, Н. В. Харина Образовательно-отраслевой кластер как инструмент профессиональной подготовки специалистов Ю. Г. Молоков Воссоздание системы трудового воспитания и обучения как общегосударственная задача Ю. Г. Шихваргер Ресурсный центр в системе реализации технологической подготовки учащихся в школе М. К. Романченко Дуальный подход в обучении А. В. Молокова Современное учебное занятие: решение школьниками проектных задач М. И. Старовиков, И. В. Старовикова Мультимедийная наглядность в обучении физике С. И. Поздеева Сопровождения профессионального развития молодого педагога в школе: организация наставничества Е. В. Погребняк Поведенческая культура и ценностно-смысловая компетентность педагога В. В. Алексеев Роль пропедевтических курсов в адаптации студентов к вузовской среде Л. В. Иванникова Дидактические основы активизации учебно-познавательной деятельности студентов в современных условиях А. А. Черняков Эвристический метод в экономическом образовании: философское осмысление В НАУЧНОМ ПОИСКЕ Е. А. Тюгашев Философия как духовно-практическая деятельность Д. В. Полежаев Философские основания национальной идентичности И. А. Агеева Гражданская идентичность как социальный феномен: философские аспекты К. Б. Умбрашко Александр Невский в историко-культурном стандарте 55 60 68 74 В. А. Шишкин Коренной перелом военного самосознания народов СССР — Сталинградская битва Л. П. Додонова Противоречия современного педагогического познания 5 12 17 21 24 30 34 39 43 48 52 ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Н. Е. Буланкина, Н. В. Максимова Коммуникативная парадигма языкового образования в инновационном гуманитарном пространстве Ш. Петер, Т. Н. Шубкина Специфика обучения второму иностранному языку: немецкий язык после английского В. Н. Карташова Формирование социальной компетентности обучающихся средствами аутентичных учебников Р. П. Мильруд Культурная идентичность в иноязычном образовании ЗАОЧНЫЙ ПЕДСОВЕТ И. В. Дмитриев, С. У. Уразбаева, Л. Н. Ларина, В. Ю. Тимофеев, О. В. Субботина Новые формы реализации образовательной программы внеурочной деятельности и дополнительного образования детей И. М. Михно, М. А. Зяблицкая, Ж. В. Курченкова Развитие одаренных школьников в контексте современного инженерного образования И. А. Молин Обеспечение качества развития школ с устойчиво низкими результатами Э. Г. Фомина Совершенствование деятельности учителя на основе Профессионального стандарта педагога С. А. Зайцева, О. Н. Коробова Электронное обучение и дистанционные технологии в начальной школе И. В. Храпченкова, Н. А. Одинокова Применение элементов ТРИЗ-технологии в работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения ПО СТРАНИЦАМ КНИГ И ЖУРНАЛОВ Новые поступления в библиотеку НИПКиПРО Профессиональный стандарт педагога Библиографический обзор Подготовила Е. С. Карамнова 93 99 103 107 79 85 111 118 123 126 129 133 16 137
Стр.3
Contents PROBLEM OUTLINE V. Ya. Sinenko, M. P. Pal’yanov, I. V. Syromolotov, R. F. Mukaev, O. A. Masyukov, N. V. Kharina Educative Discipline-Specific Cluster as a Tool for Professional Training of Specialists Yu. G. Molokov Renewal of the System of Labor Nurturing and Education as a Country-wide Issue Yu. G. Shikhvarger Resource Center in the System of Technological Training of School Students M. K. Romanchenko Dual Approach in Education А. V. Molokova Modern Learning Session: Solving Project Task by School Students M. I. Starovikov, I. V. Starovikova Multimedia Visualization in Teaching Physics S. I. Pozdeeva Supervision as Support of Young Teacher Professional Development at School E. V. Pogrebnyak Behavioral Culture and Value-semantic Competence of the Teacher V. V. Alekseev The role of Propaedeutic Course in the Students Adaptation to the high Educational Institution Atmosphere L. V. Ivannikova Didactic basic principles of activation of learning and cognitive activity of students in the modern conditions A. A. Chernyakov The Influence of Philosophy as a Heuristic Method for the Formation of Economic Education RESEARCH QUEST E. A. Tyugashev Philosophy as Spirituo-Practical Activity D. V. Polezhaev Philosophical Grounds of National Identity I. A. Ageeva Civic Identity as a Social Phenomenon: Philosophical Aspects K. B. Umbrashko Aleksander Nevsky in the Historical-Cultural Standard V. A. Shishkin The Battle of Stalingrad as a Symbol of the Radical Change of Military Consciousness of the USSR 55 60 68 74 79 L. P. Dodonova Contradictions of Modern Pedagogical Cognition LANGUAGE EDUCATION 5 12 17 21 24 30 34 39 43 48 52 N. E. Bulankina, N. V. Maksimova Communicative Paradigm for Language Education in Innovative Humanitarian Environment S. Peter, T. N. Shubkina Specificity of Second Foreign Language Studying: German after English V. N. Kartashovа Development of Student’s Social Competence by Authentic Textbooks R. P. Milrood Cultural Identity of Foreign Language Learners TEACHERS’ COUNCIL BY CORRESPONDENCE I. V. Dmitriev, S. U. Urazbaeva, L. N. Larina, V. Yu. Timofeev, O. V. Subbotina New Forms of Realization of Educational Program of Non-school Activity and Additional Training of Children I. M. Mikhno, M. A. Zyablitskaya, Z. V. Kurchenkova Education of Gifted School Students for the Purposes of Modern Engineering Background I. A. Molin Provision of Quality Development of Schools with Consistently Poor Results E. G. Fomina Teacher’s Activity Improvement Based on the Professional Standard of the Pedagogue S. A. Zaitseva, O. N. Korobova Educational Process at Primary School with E-learning and Distant Technology Practice I. V. Khrapchenkova, N. A. Odinokova The Application of TRIZ (Theory of Inventive Problem Solving) Technology Elements in Working with Primary School–aged Children with Visual Impairments BOOKS AND JOURNALS REVIEW New Arrivals into the Library of the Novosibirsk Teachers’ Upgrading and Retraining Institute Compiled by T. P. Stasenko Occupational Standards of a Teacher Bibliographical Review Compiled by E. S. Karamnova 93 99 103 107 85 111 118 123 126 129 133 16 137
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.