Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Государственный междисциплинарный экзамен по направлению 030300 - "Психология" (110,00 руб.)

0   0
АвторыГайдар Карина Марленовна, Есманская Наталья Евгеньевна, Завгородняя Ирина Владимировна, Козельская Наталья Алексеевна, Лисова Екатерина Николаевна, Макушина Ольга Петровна, Пинегина Наталья Михайловна, Розенфельд Марьяна Яковлевна, Стернин Иосиф Абрамович, Тенькова Валентина Алексеевна, Тимофеева Ольга Валерьевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц55
ID371001
АннотацияС целью методического обеспечения учебной работы студентов на заключительном этапе их обучения в университете коллективом кафедры общей и социальной психологии разработана настоящая Программа.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 2 курса очной и 3 курса очно-заочной форм обучения факультета философии и психологии.
Государственный междисциплинарный экзамен по направлению 030300 - "Психология" / К.М. Гайдар, Н.Е. Есманская, И.В. Завгородняя, Н.А. Козельская, Е.Н. Лисова, О.П. Макушина, Н.М. Пинегина, М.Я. Розенфельд, И.А. Стернин, В.А. Тенькова, О.В. Тимофеева .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 55 с. — 55 с. — URL: https://rucont.ru/efd/371001 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030300 – «ПСИХОЛОГИЯ» Программа и методические рекомендации для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 2 апреля 2015 г., протокол № 1400-03 Составители: К. М. Гайдар, Н. Е. Есманская, И. В. Завгородняя, Н. А. Козельская, Е. Н. Лисова, О. П. Макушина, Н. М. Пинегина, М. Я. Розенфельд, И. А. Стернин, В. А. Тенькова, О. В. Тимофеева Научный редактор – доктор психол. наук, доцент К. М. Гайдар Рецензент – доктор пед. наук, профессор И. Ф. Бережная Программа и методические рекомендации для вузов подготовлены коллективом кафедры общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> Первостепенное место в ней занимает государственный междисциплинарный экзамен по направлению 030300 – Психология. <...> Настоящая Программа не предполагает обращение студентов в ходе подготовки к государственному экзамену к новому, ранее не изучавшемуся ими материалу. <...> Вторая часть отражает содержание дисциплин 3 вариативной части учебного плана и различается для студентов разных магистерских программ («Психология личности», «Социальная психология», «Клинико-психологическое сопровождение личности», «Психологические и психолингвистические основы социально ориентированного общения»). <...> Он должен иметь сформированное научное мировоззрение и продемонстрировать на государственном экзамене владение: 1) сформированной системой научных понятий: – уметь конструировать определения понятий; – грамотно раскрывать содержание понятий, давать характеристику существенных признаков психологических объектов или явлений, отраженных в понятиях; – уметь логически устанавливать <...>
Государственный_междисциплинарный_экзамен_по_направлению_030300_-_Психология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030300 – «ПСИХОЛОГИЯ» Программа и методические рекомендации для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2015
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Государственная итоговая аттестация – заключительный этап подготовки магистра как специалиста с высшим образованием. Первостепенное место в ней занимает государственный междисциплинарный экзамен по направлению 030300 – Психология. Его назначение – выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника университета к самостоятельному выполнению разнообразных профессиональных задач, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом данного направления, продолжению образования в аспирантуре, а также меру усвоенности им программного материала и сформированности выработанных за время обучения необходимых умений, навыков и компетенций осуществления профессиональной деятельности. С целью методического обеспечения учебной работы студентов на заключительном этапе их обучения в университете коллективом кафедры общей и социальной психологии разработана настоящая Программа. Ее содержание отражает основные требования к профессиональной подготовке магистров-психологов, соответствует дисциплинам базовой и вариативной частей действовавшего в период обучения выпускников учебного плана, полностью согласуется с Федеральным государственным образовательным стандартом и обязательным минимумом содержания основной образовательной программы направления 030300 – Психология. Настоящая Программа не предполагает обращение студентов в ходе подготовки к государственному экзамену к новому, ранее не изучавшемуся ими материалу. Она имеет обобщающий, междисциплинарный характер, поэтому ориентирует выпускников на закрепление в профессиональном сознании комплексного и целостного знания. Это позволяет использовать при подготовке к государственному экзамену те научные источники знания, которые уже изучены студентами и на которые они опирались при подготовке и сдаче зачетов и экзаменов в процессе обучения. Полезно обратить внимание на то, что содержание Программы не является точной копией изучавшегося ранее материала, а ориентирует студентов при подготовке к государственному экзамену на актуализацию знаний, отражающих наиболее существенные компоненты содержания дисциплин учебного плана. Структура Программы включает в себя: содержание, перечни литературы к каждому разделу, список экзаменационных вопросов, критерии оценки студента на государственном экзамене. Особенностью данной Программы является наличие общей и вариативной частей. Первая соответствует содержанию дисциплин базовой части учебного плана и адресована всем студентам независимо от направленности магистерской программы. Вторая часть отражает содержание дисциплин 3
Стр.3
– созданию психодиагностических методик, адекватных целям и контингенту респондентов для профессиональной экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности (ПК-25). Диагностическая шкала оценки ответа студента на государственном экзамене Оценка знаний выпускника по направлению 030300 – Психология проводится с помощью следующей 4-балльной шкалы. Отлично Хорошо Студентом самостоятельно выполняются все компоненты Студентом самостоятельно выполняется два компонента, а один выполняется только с уточняющими вопросами экзаменаторов Удовлетворительно Студентом самостоятельно выполняются два компонента, третий компонент не выполняется вообще Студентом самостоятельно выполняется один компонент и один или два компонента выполняются только с уточняющими вопросами экзаменаторов Студентом выполняются все компоненты, но только с уточняющими вопросами экзаменаторов Неудовлетворительно Студентом выполняется только два или один компонент, причем с уточняющими вопросами экзаменаторов Студентом выполняется самостоятельно только один компонент, при этом все остальные компоненты не выполняются вообще Студентом не выполняется ни один из компонентов Коллектив авторов надеется, что настоящая Программа поможет выпускникам-психологам факультета философии и психологии в период подготовки к государственному экзамену эффективно организовать самостоятельную учебную работу. С пожеланиями успешной сдачи государственного междисциплинарного экзамена Научный редактор – доцент К. М. Гайдар 6
Стр.6
С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р О Г Р А М М Ы ОБЩЕНАУЧНЫЙ ЦИКЛ Методологические проблемы и история психологии Методологические проблемы психологии. Методологический принцип детерминизма: общая характеристика. Формы детерминизма. Эволюция взглядов на детерминизм. Понимание детерминизма на современном этапе развития науки. Психический детерминизм. Его реализация в психологическом исследовании. Методологический принцип развития: общая характеристика. Его реализация в психологическом исследовании. Методологический принцип единства сознания и деятельности: общая характеристика. Современное состояние принципа единства сознания и деятельности. Его реализация в психологическом исследовании. Методологический принцип системности в науке. Специфика системного подхода в психологическом исследовании. Общая характеристика методологических проблем психологии. Философия психологии и уровни методологического анализа в психологии. Понятие парадигмы. Оценка состояния психологии с позиции парадигмального подхода. Множественность парадигм современного психологического знания и их интерпретации. Соотношение естественно-научной и гуманитарной парадигм в психологии. Перспективное видение общей парадигмы в психологии разными учеными. Проблема предмета психологии и подходы к ее решению. Проблема метода в психологии. Связь предмета и метода в психологии. Связь методов с целями понимания и объяснения в психологии. Методологические дискуссии в психологии как фактор ее развития. Основания кризиса психологии. Пути выхода из кризиса. Мультипарадигмальность психологической науки. Проблема интеграции психологического знания. Критерии прогресса психологического знания. Методологические основы магистерской диссертации по психологии. Выбор методологических подходов и принципов магистерской диссертации сообразно традициям в конкретной области исследований и логике ее методологического аппарата. Реализация методологических основ исследования в теории и эмпирии магистерской диссертации. Описание методологических основ исследования магистерской диссертации. Проблема горизонтального и вертикального комплексирования методологии в психологическом исследовании. История зарубежной психологии XIX–XX веков. Выделение психологии в самостоятельную науку в конце XIX в. Научная деятельность В. Вундта. Создание экспериментальной лаборатории в Лейпцигском университете. Дея7
Стр.7
тельность лаборатории как центра научных исследований и международного центра по подготовке психологов. Издательская деятельность В. Вундта. Учение В. Вундта о сознании. Предмет, задачи и методы психологии по В. Вундту. Психология элементов сознания: ощущения и их характеристики, трехмерная модель чувств. Типы связей между элементами: ассоциация и апперцепция. Способность мозга к самоорганизации, волюнтаризм, творческий синтез. Законы сознания. Метод самонаблюдения. Метод эксперимента и требования к нему Вклад В. Вундта в развитие психологии. Особенности возникновения и общая характеристика бихевиоризма. Предпосылки возникновения бихевиоризма. «Революционная атака» бихевиоризма на существовавшую психологию. Коренная смена психологической парадигмы. Этапы развития бихевиоризма. «Психология глазами бихевиориста» Д. Уотсона: предмет и задачи психологии. Респондентное поведение. Виды и характеристики стимулов и реакций на них. Методы бихевиоризма. Эмоции как форма поведения, эксперименты Д. Уотсона по выработке эмоций у человека. Эксперименты М. Джонс как начало бихевиоральной терапии. Периферическая теория мышления в бихевиоризме. Роль воспитания в жизни человека. Программа оздоровления общества. Вклад Д. Уотсона в развитие психологии. Особенности возникновения и общая характеристика психоанализа. Место психоанализа в истории психологии. Специфика возникновения и развития психоаналитического направления. Предпосылки психоанализа. Теория З. Фрейда. Уровни психической жизни. Сознание, предсознательное, бессознательное. Структура личности. Понимание З. Фрейдом инстинктов. Виды тревоги. Психологическая защита. Стадии психосексуального развития. Принципы и методы психоаналитической психотерапии. Вклад психоанализа З. Фрейда в развитие психологии. Аналитическая психология К. Юнга. Разногласия с З. Фрейдом. Коллективное бессознательное. Архетипы. Комплексы. Эго-направленность. Психические функции. Психологические типы. Развитие личности и индивидуация. Принципы и методы юнгианской психотерапии. Вклад аналитической психологии К. Юнга в развитие психологии. Индивидуальная психология А. Адлера. Разногласия с З. Фрейдом. Чувство недостаточности. Компенсация. Стремление к превосходству. Социальный интерес. Психологические типы. Жизненный стиль. Творческое «Я». Порядок рождения в семье и его влияние на жизненный стиль человека. Принципы и методы адлерианской психотерапии. Вклад индивидуальной психологии А. Адлера в развитие психологии. Берлинская школа гештальтпсихологии (М. Вертхаймер, К. Коффка, В. Келер). Фи-феномен. Целостные структуры (гештальты) как предмет психологического анализа в гештальтпсихологии. Исследования константности и природы восприятия. Гештальт-принципы организации восприятия. 8
Стр.8