Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ В МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ

0   0
АвторыНазарова Яна Борисовна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц62
ID369070
АннотацияЦелью данной работы является изучение вербальной агрессии как осознанной стратегии говорящего, к которой он прибегает для достижения конкретных целей.
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ В МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ / Я.Б. Назарова .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 62 с. — URL: https://rucont.ru/efd/369070 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра английской филологии Назарова Яна Борисовна ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ В МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ 9-8-41 Направление подготовки: 45.03.02 Лингвистика Направленность (профиль): Теория и методика преподавания иностранных языков и культур Научный руководитель: к.фил.н., доц., доцент кафедры английской филологии Панченко Н.Н. _____________________ «___» мая 2016г. <...> ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ В ДИСКУРСЕ 2.1. <...> Реализация комического смысла в массмедийном дискурсе 2.1.1. <...> ТИПЫ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ В МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ 2.2.1. <...> В области ее изучения психологией, явление агрессии всегда воспринималось как деструктивный акт. <...> В лингвистике изучение агрессии как явление речевой коммуникации началось сравнительно недавно. <...> В связи с развитием теории дискурса и его стратегичности как основной категории одной из центральных в лингвистических исследованиях становится проблема оптимизация речевого общения. <...> В современной лингвистике словосочетания вербальная (словесная, языковая, речевая, коммуникативная) агрессия стали практически терминологическими. <...> В этом контексте актуализировано изучение и языка массмедиа, где находит выражение лингвофилософская категория агрессивности, как интенциональный вид поведения. <...> Язык массмедиа является наиболее приспособленным к отображению совре 4 менных процессов коммуникации, поскольку информация, которую он передает, отличается, прежде всего, актуальностью. <...> Соответственно, целью изучения данной работы является изучение вербальной агрессии как осознанной стратегии говорящего, к которой <...>
ВЕРБАЛЬНАЯ_АГРЕССИЯ_В_МАССМЕДИЙНОМ_ДИСКУРСЕ.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра английской филологии Назарова Яна Борисовна ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ В МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ 9-8-41 Направление подготовки: 45.03.02 Лингвистика Направленность (профиль): Теория и методика преподавания иностранных языков и культур Научный руководитель: к.фил.н., доц., доцент кафедры английской филологии Панченко Н.Н. _____________________ «___» мая 2016г. Заведующий кафедрой: д.фил.н., доц., зав.кафедрой английской филологии Богданова С.Ю. _____________________ «___» мая 2016г. Заведующий выпускающей: д.фил.н., проф., зав.кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Казыдуб Н.Н. _____________________ Иркутск 2016 «___» мая 2016г.
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3 ГЛАВА 1. ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ, ПРЕПЯТСТВУЮЩЕЕ УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ 1.1. Исследование феномена вербальной агрессии в гуманитарных науках ………………………………………………………………………...6 1.2. Вербальная агрессия как форма речевого поведения……………………..13 1.3. Вербальная агрессия разных типов и ее влияние на процесс общения…………………………………………………………………........18 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………..............21 ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ В ДИСКУРСЕ 2.1. Реализация комического смысла в массмедийном дискурсе 2.1.1. Ирония………………………………………………………….……….........23 2.1.2. Насмешка……………………………………………………..………………31 2.1.3. Сарказм………………………………………………………..……………...34 2.2. ТИПЫ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ В МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ 2.2.1. Оскорбление………………………………………………………….………40 2.2.2. Грубое требование…………………………………………………….……..49 2.2.3. Угроза……………………………………………………………………......50 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..........53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….......58 СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ.....................................................61 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ…………………………….....62
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Проблема агрессии давно и активно исследуется в гуманитарных науках – социологии, политологии и особенно в психологии (в соответствии с тем понятием, которое соответствует данному понятию в каждой из этих наук). В области ее изучения психологией, явление агрессии всегда воспринималось как деструктивный акт. В лингвистике изучение агрессии как явление речевой коммуникации началось сравнительно недавно. Обращение лингвистики к междисциплинарным проблемам связано, в первую очередь, со сменой приоритетов в языкознании второй половины ХХ века, когда структурная лингвистика уступает место функциональной и господствующим принципом становится принцип антропоцентризма. В связи с развитием теории дискурса и его стратегичности как основной категории одной из центральных в лингвистических исследованиях становится проблема оптимизация речевого общения. Изучение данной проблемы подразумевает анализ не только позитивной коммуникации (стратегий вежливости, толерантности и т.п.), но и тех речевых явлений, которые не соответствуют представлениям о корректном общении. К таким явлениям, безусловно, относится агрессия. Об актуальности проблемы вербальной агрессии свидетельствует тот факт, что она широко представлена в современных лингвистических исследованиях [16; 25; 41]. В современной лингвистике словосочетания вербальная (словесная, языковая, речевая, коммуникативная) агрессия стали практически терминологическими. Необходимость исследования этой проблемы обусловлена также включенностью её в социальный контекст, и именно общество выполняет функцию регулятора разнообразных проявлений этого феномена. Внутренние поведенческие установки проявляются в речи, в различных текстах. В этом контексте актуализировано изучение и языка массмедиа, где находит выражение лингвофилософская категория агрессивности, как интенциональный вид поведения. Язык массмедиа является наиболее приспособленным к отображению совре
Стр.3
4 менных процессов коммуникации, поскольку информация, которую он передает, отличается, прежде всего, актуальностью. Отображение агрессивности в языке свидетельствует о неудовлетворенности современного общества, об эмоциональном напряжении, которое возникает в конфликтных ситуациях, что мешает достижению цели или удовлетворению нужд и желаний. Сущность агрессивности состоит в желании овладеть ситуацией коммуникации, и именно газетный текст является непосредственными её реализатором. Механизм воздействия осуществляется через совокупность языковых средств, а имплицитная агрессивность проявляется в их значительном влиянии на ассоциативное мышление, на подсознание. Причем это влияние происходит независимо от воли субъекта. В данном контексте вербальную агрессию стоит понимать как средство манипуляции сознанием читателя, формированию у него необходимых журналисту суждений. Это определяет актуальность изучения данного явления. Соответственно, целью изучения данной работы является изучение вербальной агрессии как осознанной стратегии говорящего, к которой он прибегает для достижения конкретных целей. В качестве объекта исследования выступает корпус примеров реализации вербальной агрессии в массмедийном дискурсе. Исходя из поставленной цели, в процессе работы предлагается решить следующие задачи:  обобщить теоретические представления об исследовании вербальной агрессии в гуманитарных науках;  определить подходы к изучению речевой агрессии в лингвистике;  выявить дискурсивные характеристики данного явления и выстроить типологию вербальной агрессии на основе коммуникативнопрагматических установок адресата;  представить в фокусе речевой агрессии и охарактеризовать с точки зрения коммуникативно-прагматических функций стилистические и риторические приемы, языковые и речевые средства.
Стр.4
5 Цели и задачи, поставленные в настоящей работе, определяют выбор методов анализа материалов – интерпретативный метод, метод дискурс-анализа, метод стилистического анализа, метод прагматического анализа. Теоретической базой данной работы послужили работы ведущих лингвистов, занимающихся исследованием дискурса разных типов языковой личности. Новизна данного исследования состоит в том, что в нем вербальная агрессия рассматривается с точки зрения ее суггестивной функции, направленной на изменение конфигураций стандартных и индивидуальных ментальных схем под влиянием информации текста массмедийного дискурса. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей. Во введении обосновываются цели и задачи работы, ее актуальность и новизна, о пределяются методы исследования, теоретическая база. В первой главе рассматривается понятие вербальной агрессии в рамках ее изучения гуманитарными науками, в том числе лингвистикой, представляются особенности влияния речевой агрессии на акт коммуникации и разрабатывается классификация типов агрессивного речевого поведения. Во второй главе исследуется специфика и способы выражения речевой агрессии на базе проанализированного фактического материала современных массмедийных изданий. В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, формулируются вытекающие из него основные выводы и намечаются перспективы дальнейшей разработки данной темы.
Стр.5