Л. Н. Толстого» Н. С. Ежкова ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И МИР ДЕТСКИХ ЭМОЦИЙ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ Монография Тула Издательство ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого); кандидат педагогических наук И. В. Чумакова (МБДОУ № 22 – детский сад комбинированного вида «Мир детства», г. Тула) Е35 Ежкова, Н. С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретикометодические основы взаимовлияния: Моногр. <...> ISBN 978-5-87954-878-5 В монографии представлены результаты научного анализа проблемы дошкольного образования с ориентацией на возрастные ценности детей, одной из которых выступает природная эмоциональность, эмоции ребёнка. <...> Раскрываются содержательно-процессуальные стороны образования дошкольников с ориентацией на эмоциональный компонент. <...> Описываются подходы к проектированию и реализации эмоционального компонента в образовательном процессе дошкольных учреждений. <...> Рассматриваются вопросы методического сопровождения эмоционального развития и эмоциональной поддержки дошкольников в образовательном процессе дошкольных учреждений. <...> Издание адресовано научным работникам в области педагогики дошкольного детства, студентам педагогических вузов и колледжей, практическим работникам дошкольных организаций. <...> Л. Н. Толстого, 2014 ОТ АВТОРА Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. <...> Его уникальность в возрастных ценностях детей, проявлении детской субкультуры, особом видении окружающего мира и отношении к нему. <...> Современные подходы к педагогике дошкольного детства во многом связаны с поиском и научным обоснованием возможностей обогащения индивидуального мировосприятия детей, поддержки их субъектной позиции в разных видах деятельности, ценностного отношения к окружающему миру, т. е. всего того, что связано с качественными приращениями к личности ребенка и со становлением его как субъекта деятельности и собственной жизни. <...> Несомненно, одним из перспективных направлений совершенствования <...>
Дошкольное_образование_и_мир_детских_эмоций_теоретико-методическое_основы_взаимовлияния.pdf
3. Взаимосвязь эмоциональной и сенсорной сфер позволяет обозначить
такую ценность дошкольного возраста как особая восприимчивость
и впечатлительность ребёнка. В. А. Сухомлинский писал: «Детство невозможно
без наивности, непосредственности и впечатлительности наших
детей, так же как невозможно без игры, без сказки» [118, с. 85].
Яркий пример тому можно найти в произведении Колин Маккалоу «Поющие
в терновнике»:
«Мегги и в мысли не пришло, что Агнес – игрушка. Она провела ладонью
по складкам ярко-розового платья – такого великолепного платья она никогда
не видела на живой женщине – и любовно взяла куклу на руки. … Мегги уютно
скрестила ноги, осторожно усадила куклу на колени к себе – сидела и не сводила
с неё глаз».
4. Доминирование эмоций в миропознании, восприятии окружающих
людей и общении с ними служит основанием для выделения таких возрастных
ценностей как детская непосредственность, наивность, особая доверчивость.
А. Алексин в повести «В тылу как в тылу» пишет: «Пока детства
не отягощена опытом и потому в мыслях и действиях своих до
наивности непосредственна. Она уверена, что добро должно порождать
только добро и причем сразу, незамедлительно». П. П. Блонский подчеркивал,
что «доверчивость маленьких детей общеизвестна. Ею легко объясняется,
почему им не нужны доказательства: они верят и без них» [129, с. 143].
А. В. Запорожец, делая акцент на этой возрастной ценности, отмечал,
что наиболее ярко она проявляется при восприятии детьми сказок,
рассказов, театрализованных представлений. Дошкольники, писал известный
отечественный психолог, «всерьёз» воспринимают всё прочитанное
и увиденное, искренне сочувствуют героям сказок, они буквально срываются
с мест, желая помочь любимому персонажу [103] .
Приведем примеры проявления этой ценности возраста, используя
фрагменты художественных произведений. М. Пришвина «Лисичкин хлеб»:
«А Зиночка, когда увидела у меня под заячьей капустой черный хлеб,
так и обомлела:
– Откуда же это в лесу взялся хлеб?
– Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
– Заячья …
17
Стр.17