Учредитель – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Южно-Уральский государственный университет
(национальный исследовательский университет)»
Основной целью журнала является публикация материалов новейших исследований в области
лингвистики известных ученых России, Уральского региона, ближнего и дальнего зарубежья. Публикация
этих материалов решает следующие задачи: ознакомление читателей журнала с достижениями в области
лингвистики; обмен знаниями в области лингвистики ведущих специалистов; представление информации о
важнейших событиях (конгрессах, конференциях, публикациях монографий, лекционных курсов и учебных
пособий) из научной лингвистической жизни; публикация материалов исследований молодых специалистов и т.д.
Редакционная коллегия
Турбина Ольга Александровна, доктор филологических наук, профессор, Южно-Уральский
государственный университет (главный редактор)
Хомутова Тамара Николаевна, доктор филологических наук, профессор, Южно-Уральский
государственный университет
Харченко Елена Владимировна, доктор филологических наук, профессор, Южно-Уральский
государственный университет
Бабенко Людмила Григорьевна, доктор филологических наук, профессор, Уральский федеральный
университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург)
Чудинов Анатолий Прокопьевич, доктор филологических наук, профессор, Уральский
государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)
Парзулова Марияна Христова, доктор филологических наук, профессор, университет «Проф. д-р
Асен Златаров» (г. Бургас, Болгария)
Матушак Алла Федоровна, доктор филологических наук, профессор, Щецинская Высшая Школа
Collegium Balticum (г. Щецин, Польша)
Франка Поппи, профессор, Университет Модены и Реджо-Эмилии (г. Модена, Италия)
Солопова Ольга Александровна, кандидат филологических наук, доцент, Южно-Уральский
государственный университет
Жеребятьева Екатерина Сергеевна, Южно-Уральский государственный университет
(ответственный секретарь)
© Издательский центр ЮУрГУ, 2017
Стр.1
South Ural State University
Series “Linguistics” of the South Ural State University Bulletin was founded in 2004. Nowadays it is published
four times a year. Series “Linguistics” seeks to provide a platform for publishing new studies of scholars (Russian
Federation, Ural region, foreign countries, CIS). Series “Linguistics” aims at keeping our audience informed of
advances in the field; exchanging new scientific ideas; informing our audience of important events (congresses,
conferences, books, textbooks publishing) in the field of linguistics; publishing results of young scholars’
researches, etc.
We invite articles that have common purposes and goals with the Bulletin of the South Ural State University,
Series “Linguistics”.
Editorial board
Olga A. Turbina, Dr. Sci. (Ling.), Prof., South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
(editor-in-chief)
Tamara N. Khomutova, Dr. Sci. (Ling.), Prof., South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
Elena V. Kharchenko, Dr. Sci. (Ling.), Prof., South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
Ludmila G. Babenko, Dr. Sci. (Ling.), Prof., Ural Federal University named after the first President of Russia
B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation
Anatoliy P. Chudinov, Dr. Sci. (Ling.), Prof., Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian
Federation
Mariana Parzulova, Dr. Sci. (Ling.), Prof., Prof. Assen Zlatarov University, Bourgas, Bulgaria
Alla F. Matushak, Dr. Sci. (Ling.), Prof., Szczecin Higher School Collegium Balticum, Szczecin, Poland
Franca Poppi, Prof., University of Modena and Reggio Emilia, Italy
Olga A. Solopova, Cand. Sci. (Ling.), Ass. Prof., South Ural State University, Chelyabinsk, Russian
Federation
Ekaterina S. Zherebiateva, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation (executive
secretary)
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДИСКУРСОЛОГИЯ
ДЗЮБА Е.В., ТКАЧЕНКО Ю.Г. Советское «лицо феминизма»: манипулятивный потенциал
концептуальной метафоры в поликодовом тексте ........................................................................
ЛЕСКИНА С.В., МЕНЬШИКОВА Н.Б. Русские и английские фразеологизмы с семантикой
«речевая деятельность» как потенциальные энантиосемичные эмотивы ......................................
ХОМУТОВА Т.Н., НОХРИН А.В. Концептосфера «моральные ценности» в научном экологическом
дискурсе: контрастивный анализ (на материале английского, немецкого и русского
языков) ..........................................................................................................................................
ХОМУТОВА Т.Н., ПАРУЛИНА И.Ю. Тематическая структура новостного университетского
дискурса .................................................................................................................................
ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА
ФАТКУЛИН Б.Г. Становление терминосистем международных отношений Ирана, Китая
и России и метод верификации терминов с использованием национальных наукометрических
баз данных КНР и Ирана .........................................................................................................
ШЕРЕМЕТЬЕВА С.О., ЗИНОВЬЕВА А.Ю. К вопросу о разработке онтологических ресурсов
предметной области «терроризм» ............................................................................................
ЛИНГВОДИДАКТИКА И ПРАКТИКА ПЕРЕВОДА
ЕРШОВ М.В., МЯЛЬДЗИН А.Р. Альтернативные источники информации в работе студента
и переводчика ..................................................................................................................................
НЕВСКАЯ П.В., ПЕКУШЕВА Д.В., РЯДНОВА М.В. Дебаты как современный метод обучения
английскому языку студентов направления «туризм» ....................................................
ЗЕЛЕНЫЕ СТРАНИЦЫ
ЛЮ ФАНБИН. Этапы развития и взаимосвязь понятий «метафора» и «цветонаименование»
в языковой картине мира ................................................................................................
СЮЙ ЛОНЧЮАНЬ. Основные расхождения в системах русского и китайского языков,
создающие трудности при изучении русского языка китайцами и китайского языка
русскими .....................................................................................................................................
ЦЗИНЬ ЧЖИ. Способы изучения образа ребёнка в языковом сознании носителей культуры
(на примере китайской лингвокультуры) ..................................................................................
ШАБАН АБДУЛ ДЖАБАР. Категория вежливости в арабском языке ...................................
ИНФОРМАЦИЯ .........................................................................................................................
63
68
72
76
79
55
59
41
48
5
12
МИНЬЯР-БЕЛОРУЧЕВА А.П. Поликодовость искусствоведческого дискурса ........................ 16
21
32
Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика».
2017. Т. 14, № 4
3
Стр.3
CONTENTS
DISCOURSE ANALYSIS
DZIUBA E.V., TKACHENKO Yu.G. Soviet “Face of Feminism”: Manipulative Potential
of Conceptual Metaphors in Polycode Texts .....................................................................................
LESKINA S.V., MENSHIKOVA N.B. Russian and English Phraseological Units
with the Semantics of “Oral Speech” as Potential Enantiosemic Emotives .......................................
MINYAR-BELOROUCHEVA A.P. Polycode of Art History Discourse .........................................
KHOMUTOVA T.N., NOKHRIN A.V. Sphere of Moral Concepts in Research Discourse
on Ecology: a Contrastive Study (the English, German and Russian Languages) ...........................
KHOMUTOVA T.N., PARULINA I.Yu. Topical Structure of University News Discourse ...........
LANGUAGE POLICY AND APPLIED LINGUISTICS
FATKULIN B.G. The Formation of ‘International Relations’ Terminiology in Iran, China
and Russia and the Method of Terms Verification Using Domestic Scientometric Databases
of PRC and IRI ...................................................................................................................................
SHEREMETYEVA S.O., ZINOVEVA A.Yu. On Developing Ontological Resources
for the Terrorism Domain .................................................................................................................
LANGUAGE DIDACTICS AND TRANSLATION PRACTICE
ERSHOV M.V., MYAL'DZIN A.R. Alternative Sources of Information in the Work of Students
and Translators ...................................................................................................................................
NEVSKAYA P.V., PEKUSHEVA D.V., RIADNOVA M.V. Debate as a Modern Method
of Teaching English to Students of the Course “Tourism” ................................................................
GREEN PAGES
LIU FANGBING. Development Stages and Interrelation of the Notions “Metaphor” and “Colour
Naming” in Language Worldview ......................................................................................................
XU LONGQUAN. The Main Differences in the Systems of the Russian and Chinese Languages
that Cause Difficulties in Learning the Russian Language by the Chinese and the Chinese
Language by the Russians .............................................................................................................
JIN ZHI. Methods of Studying the Image of a Child in the Linguistic Consciousness of the Bearers
of Culture (on the Example of Chinese Linguoculture) ..................................................................
SHABAN ABDUL JABAR. Politeness in Arabic ...........................................................................
INFORMATION ................................................................................................................................
63
68
72
76
79
55
59
5
12
16
21
32
41
48
4
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics.
2017, vol. 14, no. 4
Стр.4