Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Возрастная ассимиляция в речи (на материале немецкого языка)

0   0
АвторыХалаева Юлия Александровна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц45
ID368213
АннотацияЦель работы – выявление характеристик речи людей разных возрастных категорий.
Возрастная ассимиляция в речи (на материале немецкого языка) / Ю.А. Халаева .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 45 с. — URL: https://rucont.ru/efd/368213 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лингвостилистические особенности речи людей различных возрастных категорий . <...> В связи с этим важно учитывать основные факторы, которые влияют на формирование речи: социальный, территориальный, гендерный, возрастной фактор, выбор функционального стиля, а также ряд психологических факторов, например, настроение собеседников во время речи, отношение к партнеру по коммуникации и др. <...> В качестве предмета исследования рассматриваются лингвостилистические особенности речи людей разных возрастных категорий. <...> Цель работы – выявление характеристик речи людей разных возрастных категорий. <...> Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. изучить теоретическую литературу по проблеме и выявить и описать основные факторы, влияющие на формирование речи; 2. вание речи; 3. описать возрастную ассимиляцию в речи. дать краткую характеристику факторам, влияющим на формиро 4 Дипломная работа состоит из введения, двух частей и заключения. <...> В первой главе рассмотрены факторы, влияющие на формирование речи: функциональные стили, социальный, гендерный, территориальный, возрастной и их особенности. <...> Во второй главе представлена возрастная ассимиляция в речи, включающая в себя детскую, молодёжную речь и речь пожилых людей. <...> Социальный статус представляет собой одну из основных категорий и центральный концепт в социолингвистике, но также он может быть рассмотрен с позиций прагмалингвистики, в которых он выражается на различных языковых уровнях: интонационном, лексическом и грамматическом. <...> Он может рассматриваться не только как место и престиж в структуре власти, но и как соотносительная позиция индивидуума, определяемая социальными признаками (образование, квалификация, экономическое положение, профессия и т.д.) <...> 6 В немецком культурном обществе, на человека и его социальный статус оказывают влияние экономические, политические, исторические и прочие факторы (например, продолжительное разделение <...>
Возрастная_ассимиляция_в_речи_(на_материале_немецкого_языка).pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра немецкой филологии Халаева Юлия Александровна Возрастная ассимиляция в речи (на материале немецкого языка) Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ9-8-43 Направление подготовки/ специальность: 45.03.02 Лингвистика Направленность (профиль): «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Научный руководитель: к.филол.наук, доцент, доцент кафедры немецкой филологии Хомкова Людмила Ростиславовна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: к.филол.наук, доцент Кутянина Елена Михайловна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой теоретической лингвистики д. филол. наук, профессор, заведующая кафедрой Казыдуб Надежда Николаевна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
2 Содержание Введение ................................................................................................................... 3 Глава 1. Основные факторы, влияющие на формирование речи ....................... 5 1.1. Социальный фактор ......................................................................................... 5 1.2. Функциональный стиль как фактор ............................................................... 8 1.3. Гендерный фактор .......................................................................................... 11 1.4. Территориальный фактор .............................................................................. 15 1.5. Возрастной фактор ......................................................................................... 19 Выводы по главе 1 ................................................................................................. 21 Глава 2. Лингвостилистические особенности речи людей различных возрастных категорий ........................................................................................... 23 2.1. Детская речь .................................................................................................... 23 2.2. Молодежная речь ........................................................................................... 27 2.3. Речь пожилых людей ..................................................................................... 34 Выводы по главе 2 ................................................................................................. 38 Заключение ............................................................................................................ 40 Библиографический список ................................................................................. 42
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ С конца 70-гг. ХХ в. (а в ряде случаев – и ранее) проблемы интеграции экономики и культуры разных стран и народов планеты начинают обсуждаться все более интенсивно. Глобализация в большинстве случаев интерпретируется как процесс становления единого взаимосвязанного мира, в котором общие цели и задачи более значимы, нежели задачи локальных сообществ. Актуальность проведенного исследования обуславливается развитием межкультурных отношений, а также интересом современной лингвистики к человеческому фактору в языке. В связи с этим важно учитывать основные факторы, которые влияют на формирование речи: социальный, территориальный, гендерный, возрастной фактор, выбор функционального стиля, а также ряд психологических факторов, например, настроение собеседников во время речи, отношение к партнеру по коммуникации и др. Объектом исследования послужили тексты разговоров людей разных возрастных категорий, собранных методом сплошной выборки на немецких интернет-сайтах. В качестве предмета исследования рассматриваются лингвостилистические особенности речи людей разных возрастных категорий. Цель работы – выявление характеристик речи людей разных возрастных категорий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. изучить теоретическую литературу по проблеме и выявить и описать основные факторы, влияющие на формирование речи; 2. вание речи; 3. описать возрастную ассимиляцию в речи. дать краткую характеристику факторам, влияющим на формиро
Стр.3
4 Дипломная работа состоит из введения, двух частей и заключения. В первой главе рассмотрены факторы, влияющие на формирование речи: функциональные стили, социальный, гендерный, территориальный, возрастной и их особенности. Во второй главе представлена возрастная ассимиляция в речи, включающая в себя детскую, молодёжную речь и речь пожилых людей.
Стр.4
5 ГЛАВА 1. Основные факторы, влияющие на формирование речи Речь – сложившаяся исторически форма общения людей посредством языка. Наивысшее понятийное мышление невозможно без речи. Речевая деятельность не только имеет важное значение для формирования и развития и других форм мышления (наглядно-образного и наглядно-действенного), но и очень тесно связана с остальными психическими процессами. Роль речи существенна при осознании своих эмоций, в воображении, при регулировании своего поведения и т.д.; вербализация запоминаемого материала помогает осмысленности воспроизведения и запоминания; речь делает процесс восприятия более дифференцированным и обобщенным. Рассмотрим основные факторы, влияющие на формирование речи: социальный, гендерный, территориальный, возрастной фактор, а также функциональный стиль. 1.1. Социальный фактор Социальный статус исследуется как категория прагмалингвистики, лингвосемантики и социолингвистики [2]. Социальный статус представляет собой одну из основных категорий и центральный концепт в социолингвистике, но также он может быть рассмотрен с позиций прагмалингвистики, в которых он выражается на различных языковых уровнях: интонационном, лексическом и грамматическом. Понятие социального статуса тесно связано с понятиями «престиж», «индикация» и «оценка». Он может рассматриваться не только как место и престиж в структуре власти, но и как соотносительная позиция индивидуума, определяемая социальными признаками (образование, квалификация, экономическое положение, профессия и т.д.). Социальный статус включает в себя также совокупность прав и обязанностей у индивидуума, которые связаны с определенной социальной ролью, выполняемой им. Роль предполагает ожидаемое поведение, которое ассоциируется с определенным статусом.
Стр.5