Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Технология формирования учебно-познавательной самостоятельности учащихся в процессе развития лексической компетенции (английский язык, 6 класс)

0   0
АвторыПахунова Ольга Анатольевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц60
ID368102
АннотацияУчебно-познавательная самостоятельность в процессе изучения первого иностранного языка необходима для самостоятельного овладения учебным материалом и предполагает деятельность учеников без помощи учителя. Кроме того, формирование учебно-познавательной самостоятельности способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции и позволяет овладевать вторым или третьим иностранным языком уже самостоятельно.
Технология формирования учебно-познавательной самостоятельности учащихся в процессе развития лексической компетенции (английский язык, 6 класс) / О.А. Пахунова .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 60 с. — URL: https://rucont.ru/efd/368102 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Учебные умения как основа обучения иностранным языкам ………. <...> 11 1.3 Особенности процесса формирования лексической компетенции как основа для отбора учебных умений ……………………………. <...> Практическая разработка технологии формирования учебнопознавательной самостоятельности учащихся в процессе развития лексической компетенции……………………………………………………. <...> Содержание обучения учащихся иноязычной лексической компетенции в контексте формирования учебно-познавательной самостоятельности……. <...> Поэтому на различных этапах обучения важно формирование у учащихся познавательной самостоятельности. <...> Учебно-познавательная самостоятельность в процессе изучения первого иностранного языка необходима для самостоятельного овладения учебным материалом и предполагает деятельность учеников без помощи учителя. <...> Кроме того, формирование учебно-познавательной самостоятельности способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции и позволяет овладевать вторым или третьим иностранным языком уже самостоятельно. <...> Формирование познавательной самостоятельности в процессе школьного образования изучали О.В. Петунин, М.В. Веденькина. <...> В области иностранного языка исследования, касающиеся учебно-познавательной самостоятельности проводились И.А. Гиниатуллиным, Е.Г. Таревой. <...> Специальные учебные умения (стратегии) в области иностранного языка как содержание учебно-познавательной самостоятельности исследовали Н.Д. Гальскова, Н.Ф. Коряковцева, Е.А. Апанович, Т.Ю. Терновых, Ребекка Оксфорд, Тришия Хедж и другие ученые. <...> 5 Предмет исследования – технология формирования учебнопознавательной самостоятельности учащихся в процессе развития лексической компетенции. <...> Рассмотреть классификации учебных умений как основу обучения иностранному языку в отечественной и зарубежной литературе и выбрать наиболее оптимальную классификацию для нашего исследования. <...> Спланировать содержание обучения иноязычной <...>
Технология_формирования_учебно-познавательной_самостоятельности_учащихся_в_процессе_развития_лексической_компетенции__(английский_язык,_6_класс).pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра педагогики и лингводидактики Пахунова Ольга Анатольевна Технология формирования учебно-познавательной самостоятельности учащихся в процессе развития лексической компетенции (английский язык, 6 класс) Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ 9-10-96 Направление подготовки/ специальность: 45.03.02 Лингвистика Направленность (профиль): Теория и методика преподавания иностранных языков и культур Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и лингводидактики Е.М. Казанцева ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) И.о. заведующего кафедрой педагогики и лингводидактики: канд. пед. наук, доцент Т.А. Жданко ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой, доцент кафедры теоретической лингвистики, профессор Н.Н. Казыдуб ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…..……………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические основы формирования учебно-познавательной самостоятельности в системе основного общего образования…………...……7 1.1. Понятие учебно-познавательной самостоятельности…………………...7 1.2. Учебные умения как основа обучения иностранным языкам ………....11 1.3 Особенности процесса формирования лексической компетенции как основа для отбора учебных умений ……………………………..……….…....16 Выводы………………………………………………………………………...…21 Глава II. Практическая разработка технологии формирования учебнопознавательной самостоятельности учащихся в процессе развития лексической компетенции……………………………………………………...22 2.1. Содержание обучения учащихся иноязычной лексической компетенции в контексте формирования учебно-познавательной самостоятельности…….22 2.2. Технология формирования учебно-познавательной самостоятельности учащихся 6 класса в процессе обучения лексике английского языка………..26 2.3. самостоятельности учащихся в процессе развития лексической компетенции………………………………...…………………………………....33 Выводы………………… ………………………………………………………..40 Заключение……………………………………………………………….............42 Библиографический список….………………………………………………….45 Приложения Методические рекомендации по формированию учебно-познавательной
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ На сегодняшний день, когда общество переходит на новый этап развития, появляется необходимость в таком человеке, который владел бы более чем одним языком, в такой личности, которая могла бы учиться и овладевать новыми компетенциями и квалификациями в течение всей жизни. Следовательно, перед обществом встает такая проблема как формирование у личности способности ориентироваться в многообразии информации, оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей. Становление нового типа человека во многом зависит от развития самостоятельности, от сформированности умения самостоятельно находить различные варианты решения задач и применять полученные знания на практике. Поэтому на различных этапах обучения важно формирование у учащихся познавательной самостоятельности. Учебно-познавательная самостоятельность в процессе изучения первого иностранного языка необходима для самостоятельного овладения учебным материалом и предполагает деятельность учеников без помощи учителя. Кроме того, формирование учебно-познавательной самостоятельности способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции и позволяет овладевать вторым или третьим иностранным языком уже самостоятельно. Иностранные языки явным образом делают картину психического мира более насыщенной, более богатой в описаниях того, как взаимосвязаны вещи и явления. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает формирование трех основных групп результатов обучения в школе: личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты касаются формирования личности школьника, Метапредметные результаты касаются формирования универсальных
Стр.3
4 учебных действий, то есть действий, которые помогут школьнику практически реализовать собственную готовность к самообразованию. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что общеобразовательные учреждения ориентируются на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности изучения иностранного языка. Основой овладения языком является осознанное изучение грамматики, при этом необходимо отрабатывать каждое явление по определенным эффективным алгоритмам. Одновременно с грамматикой необходимо оттачивать фонетику и усваивать лексику. В течение XX века было установлено, что обучение лексике в ходе изучения иностранного языка, является трудоемким, долговременным, но необходимым процессом – одни слова и выражения запоминаются легко, а другие могут потребовать выполнения специальных упражнений для своего усвоения. В связи с этим, если учащиеся смогут работать с лексическим материалом самостоятельно, то впоследствии они смогут пополнять свой словарный запас без помощи учителя, что повысит уровень владения языком. Формирование познавательной самостоятельности в процессе школьного образования изучали О.В. Петунин, М.В. Веденькина. В области иностранного языка исследования, касающиеся учебно-познавательной самостоятельности проводились И.А. Гиниатуллиным, Е.Г. Таревой. Специальные учебные умения (стратегии) в области иностранного языка как содержание учебно-познавательной самостоятельности исследовали Н.Д. Гальскова, Н.Ф. Коряковцева, Е.А. Апанович, Т.Ю. Терновых, Ребекка Оксфорд, Тришия Хедж и другие ученые. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Технология формирования учебно-познавательной самостоятельности учащихся в процессе развития лексической компетенции (английский язык, 6 класс) ». Объект исследования – процесс формирования учебно-познавательной самостоятельности школьников при обучении иностранному языку.
Стр.4
5 Предмет исследования – технология формирования учебнопознавательной самостоятельности учащихся в процессе развития лексической компетенции. Целью данного выпускного квалификационного исследования является теоретическое обоснование и практическая разработка технологии формирования учебно-познавательной самостоятельности учащихся 6 класса в процессе развития лексической компетенции английского языка. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие «учебно-познавательная самостоятельность» и проанализировать различные подходы к трактовке данного понятия. 2. Рассмотреть классификации учебных умений как основу обучения иностранному языку в отечественной и зарубежной литературе и выбрать наиболее оптимальную классификацию для нашего исследования. 3. Выявить особенности процесса лексической компетенции как основу для отбора учебных умений. 4. Спланировать содержание обучения иноязычной лексической компетенции в контексте формирования учебно-познавательной самостоятельности. 5. Разработать и апробировать технологию работы, направленную на формирование учебно-познавательной самостоятельности в процессе овладения иноязычной лексикой учащимися 6 класса. 6. Осуществить анализ результатов и сделать выводы о степени эффективности деятельности. В работе мы использовали следующие методы исследования: контентанализ ключевых понятий исследования, анализ и синтез информации, полученной из психолого-педагогической, научно-методической литературы, беседа с учителем и учащимися, опрос учителя, тестирование учащихся. Методологическую основу исследования составили подходы к трактовке понятия «самостоятельность» (Д.Н. Ушаков и др.); подходы к
Стр.5
6 трактовке понятий «познавательная самостоятельность» и «учебнопознавательная самостоятельность» (М.В. Веденькина, И.А. Гиниатулин, Е.Г. Тарева,); анализ понятия «учебная компетенция» (А.В.Хуторской, Н.Ф. Коряковцева, Ю.Н. Кулюткин,); подходы к рассмотрению понятия «учебные умения» и их анализ классификаций учебных умений (И.Я. Лернер, Е.Г. Тарева, А.В. Усова и Ю.К. Бабанский, Е.Г. Скоросенко, Р.Оксфорд, Н.Д. Гальскова, Н.Ф. Коряковцева); подходы к рассмотрению лексической компетенции (А.В. Хуторской, С.В. Сысоева, Н.Д. Гальскова, Т.Д. Фомина, Е.Н. Соловова). Опытно-экспериментальной базой послужила МБОУ «СОШ № 12 им. В.Г. Распутина» г. Братска. Всего в апробации системы работы приняло участие 30 человек и 2 преподавателя. Достоверность и обоснованность результатов работы обеспечивается: а) их соответствием исходным методологическим концепциям и опорой на достижения лингводидактики, методики и когнитивной психологии; б) использованием комплекса методов, адекватных объекту, цели, задачам и логике работы; в) экспериментальной проверкой гипотезы; г) качественным и количественным анализом полученного фактического материала. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная система работы и предлагаемые практические материалы для формирования учебно-познавательной самостоятельности в процессе обучения иноязычной лексике могут применяться на уроках английского языка в средней школе. Данная исследовательская работа состоит из двух глав, библиографического списка, 5 приложений.
Стр.6