4 Требования к организации и проведению диагностического обследования лиц с нарушением зрения……………………………………………………………………. <...> 4 Методы психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением зрения… <...> 8 Психолого-педагогическая диагностика познавательной сферы лиц с нарушением зрения………………………………………………………………………. <...> 8 Психолого-педагогическая диагностика эмоционально-волевой и личностной сфер лиц с нарушением зрения…………………………………………………………22 РАЗДЕЛ III. <...> «Практические задания», включающий задания для самостоятельной «Психодиагностический практикум» содержит методики диагностики познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер, адаптированные варианты которых могут быть использованы в работе с лицами с нарушением зрения (слабовидящими, тотально слепыми). работы обучающихся. <...> Выполнение предлагаемых заданий позволит углубить теоретические знания по вопросам диагностики лиц с нарушением зрения, а также приобрести практический опыт диагностической деятельности (проведение диагностического обследования, адаптация диагностических методик в соответствии со зрительными возможностями испытуемых, разработка комплекса психодиагностических методик и др.) <...> Принцип конфиденциальности Требования к организации и проведению диагностического обследования лиц с нарушением зрения Общие требования к организации и проведению обследования2 Предварительный сбор и анализ мультимодального анамнеза (данные медицинского обследования ребенка и подробный медицинский анамнез; социологические и социально-психологические данные о семье ребенка; психологопедагогические данные о психическом развитии ребенка до момента обследования). <...> При формировании комплекса психодиагностических методик также необходимо сочетать методы высокого уровня формализации, дающие возможность стандартизации и математической обработки данных, и малоформализованные методы <...>
ПРАКТИКУМ_ПО_ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ_ДИАГНОСТИКЕ_ЛИЦ_С_НАРУШЕНИЕМ_ЗРЕНИЯ.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ….4
Принципы диагностики лиц с нарушением зрения……………………………...4
Требования к организации и проведению диагностического обследования лиц
с нарушением зрения……………………………………………………………………...4
Методы психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением зрения….7
РАЗДЕЛ II. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ……………………...8
Психолого-педагогическая диагностика познавательной сферы лиц с
нарушением зрения……………………………………………………………………….8
Психолого-педагогическая диагностика эмоционально-волевой и личностной
сфер лиц с нарушением зрения…………………………………………………………22
РАЗДЕЛ III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ………………………………………...42
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка бакалавров по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное
(дефектологическое) образование», направленности «Специальная психология»
включает формирование компетенций в области диагностико-консультативной
деятельности, ориентированной на психолого-педагогическое изучение
особенностей психофизического развития, образовательных возможностей,
потребностей и достижений лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Указанное конкретизируется в способности выпускников к проведению психологопедагогического
обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья,
анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического
обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе
использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений
развития1.
Формирование способности к проведению психолого-педагогического
обследования лиц с нарушением зрения является одним из результатов освоения
дисциплины «Психология лиц с нарушением зрения». Теоретико-методологические
основы психолого-педагогической диагностики при дефекте зрительного
анализатора рассматриваются на лекционных занятиях, приобретение практического
опыта деятельности, соответствующих умений и навыков осуществляется на
практических и лабораторных занятиях.
«Практикум по психолого-педагогической диагностике лиц с нарушением
зрения» включает три раздела:
«Методологические основы психолого-педагогической диагностики лиц
с нарушением зрения», в котором систематизированы основные принципы
диагностической работы, общие и специфические требования к организации и
проведению диагностической работы с лицами с нарушением зрения.
«Практические задания», включающий задания для самостоятельной
«Психодиагностический практикум» содержит методики диагностики
познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер, адаптированные
варианты которых могут быть использованы в работе с лицами с нарушением
зрения (слабовидящими, тотально слепыми).
работы обучающихся. Выполнение предлагаемых заданий позволит углубить
теоретические знания по вопросам диагностики лиц с нарушением зрения, а также
приобрести практический опыт диагностической деятельности (проведение
диагностического обследования, адаптация диагностических методик в
соответствии со зрительными возможностями испытуемых, разработка комплекса
психодиагностических методик и др.).
1 ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень
бакалавриата) (от 30.10.2015 г. № 1087)
3
Стр.3