Научный журнал 2013 – № 2 Издается с 1994 г. Выходит 4 раза в год Москва 2013 1 УДК 331.5 ББК 66.2 А 43 Центр научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем ИНИОН РАН Отдел Западной Европы и Америки Отдел глобальных проблем Редакционная коллегия: Т.Г. Пархалина – кандидат исторических наук, главный редактор, О.Н. Новикова – кандидат исторических наук, зам. главного редактора, О.А. Жирнов – кандидат исторических наук, Т.С. Кондратьева, Е.А. Нарочницкая – кандидат исторических наук, И.С. Новоженова – кандидат исторических наук, Б.С. Орлов – доктор исторических наук Редакторы-составители выпуска – И.Г. Животовская, Н.Ю. Лапина А 43 lems of Europe: Научн. жур. <...> From reforms to modernisation: A new stage of the development of education in Europe И.Г. Животовская I.G. <...> Zhivotovskaya Три десятилетия реформ образования в Европе: Особенности модернизации образовательной системы Three decades of the reforms of education in Europe: Main characteristics of the modernisation of the education system …………………………………. <...> Chernomorova Модернизация британской системы высшего образования: Очередная реформа Modernisation of the British system of higher education: One more reform ………………. <...> Semeko Совершенствование системы высшего образования в Европе: Проблемы занятости молодых специалистов Improving the European higher education systems: Problems of the young graduates’ employment …………………………………. <...> Семеко Галина Викторовна – старший научный сотрудник ИНИОН РАН, кандидат экономических наук, econinion@ rambler.ru Semeko G.V. <...> Как и десятилетия назад, британские университеты занимают первые строчки в международных рейтингах. <...> Реформа образования в этой стране началась в 1990-е годы и продолжается в 2000-е. <...> И.Г. Животовская, Н.Ю. Лапина 9 10 Раздел I ОТ РЕФОРМ К МОДЕРНИЗАЦИИ: НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ 11 12 И.Г. Животовская Три десятилетия реформ образования в Европе: Особенности модернизации образовательной системы Аннотация. <...> Ключевые слова <...>
Актуальные_проблемы_Европы_№2_2013.pdf
Научный журнал
2013 – № 2
Издается с 1994 г.
Выходит 4 раза в год
Москва
2013
1
Стр.1
УДК 331.5
ББК 66.2
А 43
Центр научно-информационных исследований
глобальных и региональных проблем
ИНИОН РАН
Отдел Западной Европы и Америки
Отдел глобальных проблем
Редакционная коллегия:
Т.Г. Пархалина – кандидат исторических наук, главный
редактор, О.Н. Новикова – кандидат исторических наук,
зам. главного редактора, О.А. Жирнов – кандидат исторических
наук, Т.С. Кондратьева, Е.А. Нарочницкая – кандидат
исторических наук, И.С. Новоженова – кандидат
исторических наук, Б.С. Орлов – доктор исторических
наук
Редакторы-составители выпуска –
И.Г. Животовская, Н.Ю. Лапина
А 43
lems of Europe: Научн. жур. / РАН. ИНИОН. Центр научн.-информ.
исслед. глобал. и регионал. пробл. Отд.
Зап. Европы и Америки, Отд. глобальных проблем; Ред.
кол.: Пархалина Т.Г., гл. ред., и др. – М., 2013.– № 2: Модернизация
образования в европейских странах = Modernisation
of education in European countries / Ред.-сост.
вып. Животовская И.Г., Лапина Н.Ю. – 272 с.
Актуальные проблемы Европы = Urgent probления
модернизации образования, являющейся важным фактором
повышения конкурентоспособности экономики и инновационного
развития. Особое внимание уделяется вопросам совершенствования
системы подготовки квалифицированных специалистов,
активизации связей университетов и бизнеса, роли высшей школы
в формировании инновационных систем и научно-производственных
кластеров.
Для научного сообщества, высшей школы, государственНа
примере Европы рассматриваются основные направных
ведомств и неправительственных организаций.
Papers collected in this volume examine some main approaches to the
modernisation of the European education area which is the key factor in economic
and innovation development. Special attention is paid to the improvement
of the training systems of professional education, stimulation of business-university
collaboration, and the share of higher school in forming the
innovation systems, science parks and clusters.
For expert community, higher school, government and non-government
organizations.
УДК 331.5
ББК 66(2)
ISSN 0235-5620
2
© ИНИОН РАН, 2013
Стр.2
Об авторах
About the authors ……..…………………….5
Введение
Introduction ……………….…………………...7
Раздел I. От реформ к модернизации:
Новый этап развития образования
в Европе
Part I. From reforms to modernisation: A new
stage of the development of education in Europe
И.Г. Животовская
I.G. Zhivotovskaya
Три десятилетия реформ образования в Европе:
Особенности модернизации образовательной
системы
Three decades of the reforms of education in Europe:
Main characteristics of the modernisation of the
education system ………………………………….……….13
Т.В. Черноморова
T.V. Chernomorova
Модернизация британской системы высшего
образования: Очередная реформа
Modernisation of the British system of higher education:
One more reform ………………..………………………….…….50
В.С. Пчелинцев
V.S. Pchelintsev
Государственная политика в области высшего образования
в Финляндии: Приоритеты и механизмы регулирования
Focus areas in higher education policies in Finland:
Priorities and mechanisms of regulation ……………………………..83
С.В. Погорельская
S.V. Pogorelskaya
Германия: Реформы школьного и высшего образования
3
Стр.3
Germany: Reforms of school and
higher education …………………….114
Н.Ю. Лапина
N.Y. Lapina
Модернизация системы высшего
образования во Франции: Проблемы
и решения
Modernisation of the system of higher
education in France: Problems and decisions ..142
Т.Л. Клячко
T.L. Klyachko
Российское образование в 2000-е годы:
Тенденции развития и реформирования
Education in Russian Federation during 2000s:
Trends in development and reforms ………….....164
Раздел II. Создание европейского
пространства высшего образования
Part II. The creation of the European higher
education area
Т.В. Кругликова
T.V. Kruglikova
Болонский процесс: Итоги первого десятилетия.
(Обзор)
The Bologna process: Results of the first decade …….…..189
Д.Н. Андросова
D.N. Androsova
Реформирование высшего образования Германии
в условиях Болонского процесса
Reforming higher education in Germany under the
Bologna process ………………………………………….………...222
Раздел III. Образование и занятость
Part III. Education and employment
Г.В. Семеко
G.V. Semeko
Совершенствование системы высшего образования в Европе:
Проблемы занятости молодых специалистов
Improving the European higher education systems: Problems
of the young graduates’ employment …………………………………..241
4
Стр.4