психолог о-педагогический форум Е.М. Горенков, Астраханский государственный университет Учитель как субъект инновационного потенциала школы ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА Инновационный потенциал как существенный компонент педагогической системы школы в последние годы приобретает все большую актуальность в связи со становлением новой научной дисциплины педагогической инноватики [1]. <...> Под инновационным потенциалом школы мы понимаем энергию, напряжение физических, духовных сил субъектов целостного педагогического процесса, степень его оснащения современными средствами, методами обучения и воспитания, готовность учителей к созданию (поиску) педагогических новшеств, их реализации, существующую в потенции внутреннюю энергию, напряжение личности учителя, обуславливающие процесс формирования инновационного потенциала выпускника школы. <...> В становлении и развитии инновационного потенциала учитель выступает в роли человека, профессионально рефлексирующего педагогическую деятельность и самого себя в условиях школы как целостной педагогической системы. <...> Учителю важно осознать, что любая концепция изменения, в том числе педагогической деятельности, базируется на изменении отношения к себе, своим потребностям, мотивам, ценностям. <...> Осознанный подход педагога к изменению самого себя и педагогической деятельности предполагает выполнение учителем следующих действий: фиксация затруднений в деятельности; переход к рефлексивному отношению к себе и к деятельности; определение причин затруднений, в том числе из-за недостаточности знаний, умений и способностей; выявление требуемых знаний и умений, способностей с целью построения более совершенной деятельности; приобретение необходимых знаний, умений, развитие способностей для перестройки педагогической деятельности. <...> В построении процесса развития самого себя и педагогической деятельности учителю приходится постоянно <...>