И.П. КАЛОШИНА Управление творческой деятельностью в учебном процессе Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве монографии Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки в качестве монографии Москва 2015 УДК 37.026.9(075.8) ББК 74.202.661я73 К17 Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Калошина, Инна Павловна. <...> К17 Управление творческой деятельностью в учебном процессе: монография / И.П. Калошина. <...> Рассматривается проблема обучения планомерной творческой деятельности — управляемое решение творческих задач, которое осуществляется с помощью методологических знаний о структуре деятельности. <...> Такой материал дан в учебниках обычно без аргументации его происхождения, т.е. с пропусками «логических» звеньев, что обусловливает трудности в его усвоении и последующем применении к решению предметных задач. <...> Психологи откликнулись на призыв подготовки специалиста широкого профиля (и всесторонне развитого человека) новым подходом к психическим явлениям /1—14/. <...> Новаторство заключалось в том, что психические явления — такие как мышление, внимание, память и др. предлагалось рассматривать (в отличие от прежнего подхода) не как врожденные образования, а как системы действий, формирующиеся при жизни человека. <...> Раньше (до деятельностного подхода) считалось, что оно — врожденное образование: у одних детей есть внимание, у других его нет. <...> Психологи установили, что «внимание» не врожденное образование, а определенная система действий, а именно: действий контроля. <...> 4 Родоначальниками — основателями деятельностного подхода в психологии были профессора МГУ: А.Н. Леонтьев (первый декан факультета психологии), П.Я. Гальперин и А.Р. Лурия (заведующие кафедрами). <...> Первая часть — Деятельностный подход к психическим явлениям — основа управления <...>
Управление_творческой_деятельностью_в_учебном_процессе._Монография._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки..pdf
УДК 37.026.9(075.8)
ББК 74.202.661ÿ73
Ê17
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Калошина, Инна Павловна.
К17 Управление творческой деятельностью в учебном процессе: монография /
È.Ï. Êàëîøèíà. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 303 ñ.
2015.
ISBN 978-5-238-02621-3
Агентство СIP РГБ
Предлагается деятельностный подход к творческим способностям, которые понимаются
как система определенных, формируемых извне действий. Рассматривается проблема
обучения планомерной творческой деятельности — управляемое решение творческих
задач, которое осуществляется с помощью методологических знаний о структуре
деятельности.
В качестве учебных творческих задач предлагается теоретический материал, взятый
из разных областей знаний и разных учебных дисциплин в них, который некогда был
результатом изобретений и открытий в этих областях знаний и теперь подлежит изучению.
Такой материал дан в учебниках обычно без аргументации его происхождения, т.е. с пропусками
«логических» звеньев, что обусловливает трудности в его усвоении и последующем
применении к решению предметных задач.
Решение учебных творческих задач на воссоздание указанного материала снимает
трудности в его усвоении.
Предназначена для специалистов в разных областях знаний, преподавателей высших
учебных заведений, а также аспирантов, студентов и учащихся разных уровней подготовки.
ББК 74.202.661ÿ73
ISBN 978-5-238-02621-3
© È.Ï. Êàëîøèíà, 2014
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2014
Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания (ФЗ от 5 апреля
2013 ã. ¹ 44-ÔÇ).
Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме,
в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Часть первая. Деятельностный подход к психическим
явлениям — основа управления творческой
деятельностью — постановкой и решением
учебных творческих задач
Предисловие (к первой части)
Раздел . Теория творческой деятельности и теория
учебных творческих задач
Г л а в а 1. Теория творческой деятельности
1.1. Понятие и критерий творческой деятельности
1.2. Метод планомерной творческой деятельности
1.3. Общая структура любой деятельности
1.4. Структура творческой деятельности
1.5. Механизмы творческой деятельности
1.6. Дихотомическое деление творческой деятельности —
главная и вспомогательная. Критерий разделения
Рекомендации (к проработке материала главы 1)
Список литературы (к главе 1)
Г л а в а 2. Теория учебных творческих задач
2.1. Творческие задачи — структура и классификация
2.2. Материал для постановки учебных и профессиональных
творческих задач
2.3. Приемы постановки учебных творческих задач
2.4. Корректная постановка творческих задач
на воссоздание орудий деятельности
2.5. Обучение решению творческих задач (формирование творческой
деятельности)
Рекомендации (к проработке материала главы 2)
Список литературы (к главе 2)
299
11
12
17
18
18
19
21
32
35
36
39
39
40
40
42
44
45
50
53
54
Стр.300
Раздел . Организация творческой деятельности
при изучении дисциплин математического цикла
Г л а в а 3. Управление решением задач — творческих
и репродуктивных — в элементарной
математике
3.1. Управление решением репродуктивных задач
(с помощью предметных — математических — знаний)
3.2. Управление решением учебных творческих задач
(с помощью надпредметных — методологических — знаний)
Рекомендации (к проработке материала главы 3)
Список литературы (к главе 3)
Г л а в а 4. Управление решением учебных творческих
задач на доказательство теорем
в высшей математике
Рекомендации (к проработкематериала главы 4)
Список литературы (к главе 4)
Г л а в а 5. Управление решением профессиональных
творческих задач на доказательство
теорем. Большая теорема Ферма
5.1. В целом теорема Ферма не доказывается (обоснование)
5.2. Анализ теоремы Ферма по частям
5.3. Отрицание допускаемых равенств
Рекомендации (к проработке материала главы5)
Список литературы (к главе 5)
Раздел . Организация творческой деятельности
при изучении дисциплин естественнонаучного
цикла
Г л а в а 6. Управление решением задач — творческих
и репродуктивных — в начертательной
геометрии
6.1.Управление решением репродуктивных задач
(с помощью предметных знаний)
6.2. Управление решением творческих задач
Рекомендации (к проработке материала главы 6)
Список литературы (к главе 6)
300
(с помощью надпредметных — методологических — знаний)
55
56
58
59
79
79
80
91
91
92
94
100
114
127
127
129
130
132
133
145
146
Стр.301
Раздел V. Организация творческой деятельности
при изучении дисциплин технического цикла
Г л а в а 7. Управление решением задач — творческих
и репродуктивных — в станкостроении
7.1. Управление решением репродуктивных задач
(с помощью предметных — технических — знаний)
7.2. Управление решением творческих задач (с помощью
надпредметных — методологических — знаний)
Рекомендации (к проработке материала главы 7)
Список литературы (к главе 7)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Деятельностный и внедеятельностный
подходы к управлению решением
творческих и нетворческих
(репродуктивных ) задач
Введение (ко второй части)
Раздел . Деятельностный подход к решению
технических задач
Г л а в а 8. Постановка и решение учебных творческих
задач в домостроительных дисциплинах
Рекомендации (к проработке материала главы 8)
Список литературы (к главе 8)
Г л а в а 9. Постановка и решение учебных творческих
задач в транспортных дисциплинах
Рекомендации (к проработке материала главы 9)
Список литературы (к главе 9)
Рекомендации (к проработке материала главы 10)
Список литературы (к главе 10)
147
148
150
151
161
162
163
164
169
170
178
179
180
187
187
Г л а в а 1 0. Постановка и решение учебных творческих
задач в дорожно-строительных дисциплинах 188
195
197
Г л а в а 1 1. Постановка и решение учебных творческих
задач в дорожно-строительных
дисциплинах
Список литературы (к главе 11)
301
198
204
Стр.302
Раздел 2. Деятельностный подход к решению
гуманитарных задач
Г л а в а 12. Деятельность перевода с языка
на язык и е¸ невоссоздаваемые средства
(орудия) труда
12.1. Виды (и подвиды) переводческой деятельности
12.2. Структура переводческой деятельности — основные
компоненты
12.3. Структура переводческой деятельности (продолжение) —
мини-элементы компонентов
12.4. Структура переводческой деятельности (продолжение) —
взаимосвязь уподобления между компонентами
12.5. Язык нужно учить наизусть, а не «творить». Его следует
воспроизводить, а не воссоздавать законов
Список литературы (к главе 12)
РАЗДЕЛ 3. Внедеятельностный подход к управлению
решением творческих и нетворческих
(репродуктивных) задач
Г л а в а 13. Внедеятельностный подход к способностям
13.1. В голову пришла мысль
Г л а в а 14. Белый луч — еще одно чудо техники
или Каким путем и каким способом
«пришла мысль в голову человека?»
14.1. Луч и его действие
14.2. Свет и его давление — физика белого луча
Г л а в а 15. Белый луч и работа мозговых анализаторов.
Порождение мыс ли
Г л а в а 16. Речь и мышление — думание и говорение
(Белый луч их производит и детектирует)
Г л а в а 17. Кто управляет белым лучом
17.1. Как и кем создается инопланетная техника
17.2. И все-таки! Существуют или нет инопланетяне и другие
высшие персоны?
Список литературы (ê главам 13—17)
302
205
206
208
209
222
225
228
234
235
236
236
250
250
256
14.3. Белый луч и доставка извне «ìûñëè прямо в голову ÷åëîâåêà» 258
262
270
276
276
282
286
Стр.303
Заключение 287
Приложение 1. О боге и о людях на Земле
(дела созидательные)
Приложение 2. Создание общих формул для анализа
теоремы Ферма
Приложение 3. Мозговая карта человека
Приложение 4. Известные и новые входы сигналов
в кору мозга
293
294
296
298
303
Стр.304