Учебник предназначен для содействия подготовке магистров к выполнению профессиональных обязанностей в качестве научных работников и педагогов в современной системе высшего профессионального образования, овладения систематизированными представлениями, знаниями, умениями и навыками, формирования общих и профессиональных компетентностей. <...> Будем исходить из роли современной педагогической науки (конкретнее — педагогики и психологии высшей школы) в реагировании на столь разрушительное воздействие на систему ВПО негативных факторов. <...> Несомненно, что и в современных условиях российская система ВПО обладает рядом достоинств по сравнению с высшими школами США и Европы. <...> Он уверен в правильности своего выбора специальности подготовки, в собственных способностях, знает специфику профессии (возможности профессионального роста, размер зарплаты, условия труда, перспективы карьеры). <...> Он также уверен в правильности своего выбора вуза, специальности подготовки и соответствии этому своих способностей. <...> Предполагается, что успешное усвоение обучаемыми программы данного курса позволит им осуществлять перспективную научнопедагогическую деятельность (индивидуально и коллективно), а также организовывать и планировать образовательный процесс в методических, учебных, воспитательных и научных целях. <...> Педагогика и психология высшей школы (ППВШ) представляет собой отрасль педагогической науки, изучающую теоретическую и практическую проблематику высшего профессионального образования. <...> Сердцевину ее составляет дидактика, с одной стороны — как искусство обучения, с другой — как предмет исследования сущности и содержания ВПО (включая его многоуровневость, формирование направлений и специальностей, дифференциацию уровней профессионального образования и их историческую преемственность), его места и роли в системе подготовки кадров (системе непрерывного образования). <...> Дидактика ориентирована <...>
Педагогика_и_психология_высшей_школы._Андрогогическая_парадигма._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки..pdf
УДК [378:159.922](075.8)
ББК 74.58ÿ73-1+88.4ÿ73-1
Ñ17
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Е.И. Артамонова
доктор педагогических наук, профессор Ю.Ф. Подлипняк
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии образования А.А. Реан
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Самойлов, Василий Дмитриевич.
Ñ17
Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая
парадигма: учебник для студентов вузов / В.Д. Самойлов.
— Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ: Закон и ïðàâî, —
207 ñ.
2015.
ISBN 978-5-238-02416-5
Агентство CIP РГБ
В учебнике отражены основы учебной дисциплины «Педагогика и
психология высшей школы». Учебник предназначен для содействия подготовке
магистров к выполнению профессиональных обязанностей в качестве
научных работников и педагогов в современной системе высшего
профессионального образования, овладения систематизированными
представлениями, знаниями, умениями и навыками, формирования общих
и профессиональных компетентностей.
Ориентирован на усвоение обучаемыми профессиональной квалификации
по курсу «Преподаватель высшей школы». Может быть полезен
ассистентам и начинающим преподавателям высших учебных заведений,
а также специалистам в области высшего профессионального образования
и соискателям ученых степеней.
ББК 74.58ÿ73-1+88.4ÿ73-1
ISBN 978-5-238-02416-5
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2013
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.).
Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в
какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2013
Стр.3
Введение 3
Раздел I. ПЕДАГОГИКА
Глава 1. Основы педагогики
1.1. Педагогика: основные понятия, функции, методология
1.2. Личностно-социально-деятельностный подход
Современные концепции развития личности
Личностно-социально-деятельностный подход как интеграция
различия подходов
Возрастные особенности личности: факторы и закономерности
развития с позиций современной педагогической науки
1.3. Педагогический и образовательный процессы
Вы узнали
Библиографический список
Глава 2. Методологические основы педагогики высшей школы
и ее правовое регулирование
2.2. Правовое регулирование системы высшего образования
2.3. Методологические основы педагогики высшей школы
Вы узнали
Библиографический список
7
8
9
15
17
23
29
31
35
35
39
2.1. Педагогика высшей школы в системе высшего
образования 40
50
52
55
55
Глава 3. Обучение и воспитание в педагогическом процессе вуза 58
3.1. Воспитание студентов в вузе: основные положения
3.2. Воспитание и самовоспитание в российском обществе
59
65
3.3. Дидактика как ориентация образовательного процесса
в вузе
3.4. Обучение и самообучение в вузе
Вы узнали
Библиографический список
206
70
75
84
84
Стр.207
Глава 4. Формы и методы обучения в вузе
4.1. Формы обучения в вузе
4.2. Формы организации обучения: аудиторные занятия,
самостоятельная работа, научно-исследовательская
работа, практика
Аудиторные занятия
Внеаудиторная работа
Производственная и преддипломная практика
4.3. Методы обучения и технические средства их
обеспечения
Вы узнали
Библиографический список
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ
Глава 5. Психология личности
5.2. Детерминирующие факторы развития личности. Социализация
и индивидуализация
5.3. Основные стадии развития личности
Вы узнали
Библиографический список
Глава 6. Межличностные отношения в вузах и трудовых
коллективах
6.1. Общая характеристика межличностных отношений
6.2. Межличностные отношения в трудовых коллективах:
этапы формирования и основания
6.3. Психология малых групп: структура, признаки, стадии
развития
6.4. Межгрупповые отношения и взаимодействия:
нормативность поведения и групповая сплоченность
Вы узнали
Библиографический список
86
87
88
89
102
103
107
117
118
119
120
5.1. Основные подходы к определению понятия «личность» 121
128
134
138
138
141
142
154
158
164
169
169
Заключение 172
Библиографический список
177
Приложения 180
Глоссарий 196
207
Стр.208