Организационное поведение (ОП) — область знаний, воспринявшая множество идей и подходов. <...> В развитии теории организационного поведения можно выделить следующие этапы: классический; хотторнские эксперименты (менеджмент человеческих отношений); гуманистический; культурологический; когнитивный; бихевиористский; социального научения; подход, ориентированный на человеческие ресурсы; ситуационный; подход, ориентированный на результаты; системный подход; общенаучная точка зрения. <...> Далее исследования проводились на участке сборки устройств банковской сигнализации. <...> Интерес представляет тот факт, что на участке сборки устройств сигнализации работали обычные мастера соответствующего отдела. <...> Результаты в цехе по сборке сигнализации были противоположны тем, что были на участке сборки реле. <...> На участке сборки банковской сигнализации не было непрерывного роста производительности. <...> Принуждение рабочих (нарушителей групповой нормы) играть в эту игру было серьезной санкцией. <...> Так в чем же разница поведения работников, собиравших реле (постоянный рост производительности), и сборщиков устройств банковской сигнализации (сознательное ограничение выработки)? <...> В описании хотторнского эксперимента результаты этих опросов в полной мере обычно не упоминаются. <...> «Хотторнский эффект» представляет реальную проблему для всех субъектов эксперимента. <...> Хотторнские эксперименты изменили представления о человеческом факторе организаций и расширили исследовательскую базу науки о поведении в организациях, обогатив ее эмпирическими методами социальной психологии. <...> Подход социального научения (СН) пытается объединить достижения и когнитивного и бихевиористского подходов. <...> Тем не менее, в отличие от радикального бихевиористского подхода, социальное научение признает, что человек обладает самосознанием и его поведение целенаправленно. <...> СН предполагает, что люди познают окружающую среду, изменяют ее, чтобы сделать <...>
Организационное_поведение._Учебное_поведение._Гриф_МО_РФ.pdf
УДК 316.454.3(075.8)
ББК 60.55-425ÿ73
Â19
Рецензен ты:
доктор тех. наук Б.В. Прыкин;
доктор экон. наук, профессор Ю.А. Цыпкин
Главный редактор издательства
кандидат юридических наук,
доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
Васильев, Геннадий Анатольевич.
Â19
Организационное поведение: учеб. пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент
организации» (061100) и «Управление персоналом»
(062100) / Ã.À. Âàñèëüåâ, Å.Ì. Äååâà. — Ì.: ЮНИТИДАНА,
— 255 ñ.
I. Деева, Елена Михайловна.
2015.
ISBN 978-5-238-00901-1
Агентство CIP РГБ
Рассматриваются ключевые категории, связанные с пониманием развития,
роли и значения организационного поведения. Освещаются вопросы
поведения личности, мотивации и результативности труда, коммуникативного,
индивидуального и группового поведения, излагаются новые
аспекты организационного поведения.
Для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент
организации» и «Управление персоналом», а также управленческого персонала,
сотрудников кадровых служб, консалтинговых агентств.
ББК 60.55-425ÿ73
ISBN 978-5-238-00901-1
© Ã.À. Âàñèëüåâ, Å.Ì. Äååâà, 2005
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2005
Воспроизведение всей книги или какойлибо
ее части любыми средствами или в
какой-либо форме, в том числе в Интернетсети,
запрещается без письменного разрешения
издательства
Стр.3
Оглавление
От авторов
Глава 1. Основы организационного поведения
1.1. Основные этапы развития теории
организационного поведения
1.2. Определение организационного поведения
1.3. Предмет организационного поведения
Глава 2. Личность и организация
2.1. Определение и детерминанты личности
2.2. Классификация типов личности, способы
взаимодействия
2.3. Восприятия, ценности и аттитюды личности
Глава 3. Коммуникативное поведение
3.1. Коммуникативное поведение и мотивация
3.2. Особенности коммуникационных сетей
3.3. Двусторонний коммуникативный процесс
в организационном поведении
Глава 4. Мотивация и результативность
организации
4.1. Основы мотивации в организационном
поведении
4.2. Роль мотивации в достижении целей
организации
Глава 5. Управление конфликтами
5.1. Конфликт и конфликтная ситуация
5.2. Классификация конфликтов
5.3. Причины и этапы протекания конфликта
5.4. Методы разрешения конфликтов. Переговоры
5.5. Методы управления конфликтами
Глава 6. Формирование группового поведения
в организации
6.1. Определение и классификация групп
6.2. Групповая динамика в открытых системах
6.3. Лидерство в группе, роли, нормы, статус
254
145
145
158
168
91
91
105
116
116
119
122
123
133
3
5
5
17
24
29
29
38
55
63
63
68
74
Стр.255
Глава 7. Организационное поведение в условиях
изменений в организации
7.1. Изменения в организации и их источники
7.2. Антикризисное управление изменениями
7.3. Изменения в организации и поведение людей
7.4. Нововведения в организации
Практикум
Практические задания
Библиографический список
Глоссарий
Приложения
176
176
184
192
198
213
221
243
244
245
255
Стр.256