Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Топос родины в стихотворении В. Луговского "Дорога" (80,00 руб.)

0   0
АвторыБобылев Борис Геннадьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID358647
АннотацияВ статье анализируются ритмико-мелодические, грамматические и лексико-семантические особенности. Указывается на связь поэтики Луговского со стилистикой модерна.
Топос родины в стихотворении В. Луговского "Дорога" / Б.Г. Бобылев .— Гуманитарные технологии в современном мире: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (22-24 мая 2015 г.), Калининград .— : [Б.и.], 2015 .— 4 с. — С. 54-57. — URL: https://rucont.ru/efd/358647 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЯЗЫК, РЕЧЬ, КОММУНИКАЦИЯ В СОЦИУМЕ ТОПОС РОДИНЫ В СТИХОТВОРЕНИИ В.ЛУГОВСКОГО <...> «ДОРОГА» Бобылев Б.Г. (г. Орел, Россия) руются его ритмико-мелодические, грамматические и лексико-семантические особенности. <...> Указывается на В статье рассматривается стихотворение В. Луговского <...> Ключевые слова: топос, дольник, икт, изометрия, словораздел, конвергенция приемов, модерн Топос родины относится к числу наиболее разрабатываемых топосов отечественной словесности. <...> Одним из наиболее интересных в этом отношении представляется стихотворение Владимира Луговского «Дорога» (1926), 1 Дорога идёт от широких мечёй, 2 От сечи и плена Игорева, 3 От белых ночей, Малютиных палачей, 4 От этой тоски невыговоренной; 5 От белых поповен в поповском саду, 6 От смертного духа морозного, 7 От синих чертей, шевелящих в аду 8 Царя Ибанна Грозного; 9 От бешен, запбров, и рвов, и кремлей, 10 От лика рублёвской Троицы. <...> 1926 обладающее рядом ярких лингвостилистических и ритмико-мелодических особенностей. <...> Приведем полный текст стихотворения параллельно с ритмической схемой (второй столбец) и схемой словоразделов (третий столбец). <...> Нельзя не заметить, что Луговской допускает значительные отступления от классических метрических канонов. <...> ЖЖ своем семантическом ореоле признаки разрыва с классической традицией русского стиха. <...> Однако объем межударных интервалов в дольнике, в отличие от силлаботонических размеров не постоянный и колеблется в диапазоне 1-2 слогов. <...> На схеме точками отделены анакруза и клаузула; цифры посередине обозначают объем межударных интервалов. <...> Стиховые окончания же колеблются в непривычном и довольно редком чередовании объема от 0 до 4 слогов, что выступает одним из средств создания изощренного ритмического рисунка. <...> Это подчеркивается принципиальным нарушением изометрии (метрического подобия) длинных и коротких строк. <...> На фоне 4-х и 3-иктных форм здесь появляется 5-иктный стих1 (3-я строка первой строфы) и даже чистый трехстопный <...>
Топос_родины_в_стихотворении_В._Луговского_Дорога.pdf
ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СЕКЦИЯ 1. ЯЗЫК, РЕЧЬ, КОММУНИКАЦИЯ В СОЦИУМЕ ТОПОС РОДИНЫ В СТИХОТВОРЕНИИ В.ЛУГОВСКОГО «ДОРОГА» Бобылев Б.Г. (г. Орел, Россия) руются его ритмико-мелодические, грамматические и лексико-семантические особенности. Указывается на В статье рассматривается стихотворение В. Луговского «Дорога». Анализисвязь поэтики Луговского со стилистикой модерна. Ключевые слова: топос, дольник, икт, изометрия, словораздел, конвергенция приемов, модерн Топос родины относится к числу наиболее разрабатываемых топосов отечественной словесности. Всплеск интереса к этой смысловой модели наблюдается в русской поэзии 20-х годов прошлого века. Одним из наиболее интересных в этом отношении представляется стихотворение Владимира Луговского «Дорога» (1926), 1 Дорога идёт от широких мечёй, 2 От сечи и плена Игорева, 3 От белых ночей, Малютиных палачей, 4 От этой тоски невыговоренной; 5 От белых поповен в поповском саду, 6 От смертного духа морозного, 7 От синих чертей, шевелящих в аду 8 Царя Ибанна Грозного; 9 От бешен, запбров, и рвов, и кремлей, 10 От лика рублёвской Троицы. 11 И нет еще стран на зелёной земле, 12 Где мог бы'я сыном пристроиться13 И глухо стучащее сердце моё 14 С рожденья в рабь'Гей предано. 15 Мне страшно назвать даже имя её — 16 Свирепое имя рбдины. 1926 обладающее рядом ярких лингвостилистических и ритмико-мелодических особенностей. Обратимся к анализу «Дороги» . Приведем полный текст стихотворения параллельно с ритмической схемой (второй столбец) и схемой словоразделов (третий столбец). Нельзя не заметить, что Луговской допускает значительные отступления от классических метрических канонов. Поэт обращается к дольнику - особому стихотворному метру, разработанному в начале века модернистами (Блок, Брюсов, Гумилев, Ахматова, Цветаева) и несущему в 1.222.0 4-иктный дольник 1.21.3 3-иктный дольник 1.214.0 5-иктный дольник 1.21.4 3-иктный дольник 1.222.0 4-иктный дольник 1.22.2 3-ст. амфибрахий 1.222.0 4-иктный дольник 1.21.2 3-иктный дольник 1.222.0 4-иктный дольник 1.21.2 3-иктный дольник 1.222.0 4-иктный дольник 1.22.2 3-ст. амфибрахий 1.222.0 4-иктный дольник 1.21.2 3-иктный дольник 1.222.0 4-иктный дольник 1.21.2 3-иктный дольник 1.ЖМЖ 2.ЖЖ З.ЖМД 4.ЖМ 5. ЖЖЖ 6.ДЖ 7.ЖМЖ 8. МД 9.ЖЖМ 10. ЖЖ 11.ММЖ 12. МЖ 13.ЖДЖ 14. ЖМ 15.ЖМЖ 16. ЖЖ своем семантическом ореоле признаки разрыва с классической традицией русского стиха. В дольнике так же, как и в силлабо-тоническом стихе, ритм образуется чередованием ожидаемо сильных мест (иктов) и слабых мест (междуик1 Переписка протоиерея Иоанна Григоровича и графа Н.П. Румянцева//Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Повременное издание 1864 апрель-июнь. Книга вторая- М. 1864- С. 2
Стр.1