Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психологические особенности народов Восточной Азии (110,00 руб.)

0   0
АвторыЗиньковская Ирина Владимировна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц36
ID358176
АннотацияВ настоящем пособии рассмотрены геофизические и исторические факторы, а также культурные традиции, повлиявшие на формирование психического склада китайского и японского народов, относимых европейским сознанием к народам Востока.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов исторических факультетов (бакалавриат). Для направления 030600 – История
Психологические особенности народов Восточной Азии / И.В. Зиньковская .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 36 с. — 36 c. — URL: https://rucont.ru/efd/358176 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Этническая психология в значении психологии этноса существует в виде специфических этностереотипов, качеств национального характера, национальных самосознания, чувств и настроений, интересов, ориентаций, традиций, когнитивных процессов, культурологических различий, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей протекания психологических процессов и состояний человека как представителя той или иной этнической общности; этнических особенностей взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, которые обычно принято называть национально-психологическими особенностями. <...> Знание содержания и форм этнической психологии значительно обогащает наши представления о народах, их духовном мире, ментальности. <...> Изгнанные из Японии императором Тейго европейцы в свое оправдание представили японцев хитрыми, вероломными, неблагодарными, коварными и мстительными. <...> Благодаря нему существуют такие выражения как «японская злость», «японское коварство». <...> Японец с детства учится сдерживать свои индивидуалистические порывы и амбиции. <...> Формирование психотипа нации под влиянием островного положения государства должно рассматриваться в неразрывной связи с его историей, типом хозяйствования. <...> Известна и другая «классическая» островная страна – Англия, которая продемонстрировала, что островное положение может стимулировать не только пассивный изоляционизм, но и энергичную экспансию во внешний мир. <...> В то время как скотоводческий комплекс Англии буквально выталкивал часть ее населения во внешний мир, японцы, совершенствуя агротехнику и способы рыболовства, довольно рано, с середины VII в., вступили на путь интенсивного, а не экстенсивного развития. <...> Япония реально сталкивалась с угрозой иноземного вторжения лишь дважды: в ХIII в. (монголы) и в XIX в. <...> . Закрытость японской культуры, малочисленность контактов с материком приводили к консервации менталитета и стиля жизни, вырабатывали стойкое убеждение <...>
Психологические_особенности_народов_Восточной_Азии.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДОВ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ Учебно-методическое пособие для вузов Составитель И. В. Зиньковская Воронеж Издательский дом ВГУ 2015
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ Создание особой дисциплины – «психологии народов» – было провозглашено в 1860 г. М. Лацарусом и Х. Штейнталем, которые трактовали «народный» дух как психическое свойство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно как их самосознание. Содержание последнего должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры. В начале ХХ в. эти идеи получили развитие и частичную реализацию в 10-томной «Психологии народов» В. Вундта. В 1930–1950-е гг. оформилась целая этнопсихологическая школа в этнологии США. Современная этнопсихология не представляет собой единого целого ни по своей тематике, ни по методам. В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений: – установление взаимосвязи между типом хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и характером духовной культуры (традиций, верований и др.), с одной стороны, и особенностями психологии членов исследуемой общности – с другой; – сравнительные, кросскультурные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи; – культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры, неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания; – исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из социальной психологии; – исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы которых ближе всего к социологии воспитания. Этническая психология в значении психологии этноса существует в виде специфических этностереотипов, качеств национального характера, национальных самосознания, чувств и настроений, интересов, ориентаций, традиций, когнитивных процессов, культурологических различий, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей протекания психологических процессов и состояний человека как представителя той или иной этнической общности; этнических особенностей взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, которые обычно принято называть национально-психологическими особенностями. Знание содержания и форм этнической психологии значительно обогащает наши представления о народах, их духовном мире, ментальности. Следует иметь в виду, что нередко сознательно создаются этнические стереотипы, которые становятся психологическим фактором формирования этнических предрассудков и предубеждений, межэтнической розни и вражды. 3
Стр.3
Япония на протяжении всей истории (за исключением ХХ в.) осознавала себя как периферию цивилизации и не претендовала на роль культурного, политического и военного центра. Внешние войны в истории Японии очень редки. Потерпев поражение в Корее в первой половине VII в., Япония отправила следующую военную экспедицию на Корейский полуостров лишь в XVI в., но и эта война также закончилась неудачей. После этого возрождение милитаризма наблюдается в Японии лишь во второй половине XIX в. Объектом ее экспансии стали Корейский полуостров, Китай, ЮгоВосточная Азия. Внешний мир воспринимал Японию в том же качестве. Поэтому история Японии практически не знает военных интервенций. Япония реально сталкивалась с угрозой иноземного вторжения лишь дважды: в ХIII в. (монголы) и в XIX в. (Запад). Закрытость японской культуры, малочисленность контактов с материком приводили к консервации менталитета и стиля жизни, вырабатывали стойкое убеждение в некоей «особости» Японии и ее исторического пути. В сознании японцев строго разграничена пространственная и социально-культурная оппозиция внутреннее/внешнее (свое/чужое). К «внешнему», «чужому» пространству не применимы те нормы поведения, которые действуют в пространстве «внутреннем». В основе такой психологии лежит островное сознание японцев. Европейцы привыкли больше следить за своим поведением среди посторонних, нежели в кругу семьи. Японец же за домашним столом ведет себя куда более церемонно, чем в гостях или в ресторане. Если кто-то из родственников придет в японский дом с визитом, хозяин станет одеваться в праздничный наряд, чтобы принять его в подобающем виде. 2. Хозяйственная деятельность и природные ресурсы. Современная Япония представляет собой страну, образованную приблизительно четырьмя тысячами островов. Однако ее основная территория – это четыре крупных острова: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо. Рельеф представляет собой сочетание гор и равнин. Поэтому в Японии в разные исторические периоды получили развитие три хозяйственно-культурных комплекса: морской, или рыболовецкий, равнинный, или земледельческий, и горный, или охотничье-собирательский. Японский архипелаг омывается теплыми морскими течениями. Это создает благоприятные условия для размножения планктона и рыбы. В прибрежных водах японских островов обитает 3492 вида рыб и моллюсков. Поэтому морской промысел (рыба, моллюски, водоросли, соль) долгое время определял хозяйственное развитие Японии. Рыболовство, как любой вид присваивающей деятельности, подвержено влиянию уравнительности при распределении добычи. Уравнительный фактор в истории страны был ограничением, препятствовавшим имущественному расслоению. Отсутствие имущественного рас6
Стр.6
слоения определило отсутствие социального напряжения. Поэтому история Японии практически не знает крестьянских движений и восстаний. Климат Японского архипелага обеспечивает возможность круглогодичного сельскохозяйственного труда. Почвы Японии достаточно скудны и дают урожай лишь в случае непрерывности трудового процесса. Непрерывный трудовой ритм создавал определенные предпосылки для выработки крайне строгой трудовой этики – пресловутого «трудолюбия» японцев. Важной особенностью среды обитания японцев явилась бедность японских островов природными ресурсами. Песок, глина, и древесина – вот основное сырье Японии. Японцы привыкли довольствоваться малым. Поэтому быт японцев, даже в среде самых влиятельных групп, никогда не отличался роскошью, а разрыв между «верхами» и «низами» не был слишком заметным. Хозяйственно-культурный комплекс Японии не предполагал торговой или военной экспансии во внешний мир. Цикл воспроизводства носил замкнутый и самодостаточный характер. Территория архипелага располагала всем необходимым для его поддержания. Интенсивные формы ведения хозяйства в Японии обусловлены следующими главными причинами: – отсутствием скотоводства (которое сопряжено с потребностью в захвате новых пастбищ и, соответственно, территориальной экспансией); – богатыми ресурсами моря, полностью обеспечивающими население необходимыми продуктами питания; – заливным рисосеянием, предполагающим интенсивные методы хозяйствования. Значительные трудозатраты по созданию и поддержанию в порядке ирригационных систем увеличивают степень оседлости населения и формируют психотип, не склонный к перемене места обитания. 3. Высокая концентрация населения. Из древнейших дошедших до нас хроник VI в. видно, что население уже в ту эпоху было достаточно многочисленным. В Х в. древняя столица Японии – Киото являлся весьма крупным городом и входил в тройку самых больших городов мира. Японцы всегда жили очень скученно, так что сама идея индивидуальности, независимости от соседа, от других людей начисто стерлась из сознания нации. Современное население Японии составляет 130 млн человек, что вполне сопоставимо с населением России, площадь которой, однако, в 40 раз больше территории Японии. Японию часто считают страной небольшой. Это не совсем верно, ибо ее территория больше площади современной Италии или же Англии. Однако значительная часть Японии занята горами. Немногочисленные равнины и узкая прибрежная полоса – вот, собственно, и вся территория, на которой могли расселяться японцы, начиная с древности и до наших дней. В настоящее время основная часть населения проживает в гигантском мегаполисе на восточном побережье страны, в то время как остальная тер7
Стр.7
ритория Японии остается малозаселенной. Таким образом, малая с точки зрения возможности ее заселения территория архипелага определила тенденцию японского общества к проживанию крупными компактными группами. Исторически сформировавшиеся особенности национального характера, социальной организации японцев проявляются в том, что люди предпочитают жить вместе, даже если и имеют физическую возможность к более свободному расселению. Вынужденная скученность проживания японцев рождает у них, с одной стороны, определенную личностную замкнутость, а с другой — боязнь одиночества, боязнь оказаться вне своей группы. Уединение в нашем понимании здесь невозможно. Японец не может иметь отдельную комнату. Если же такая комната имеется, вся семья все равно будет слышать каждый ваш шаг через тонкие перегородки комнат. Японская жизнь исключает не только уединение, но даже само стремление к уединению. Уединение приравнивается к одиночеству, а одиночество для японца недопустимо, поскольку противоречит жизненным стереотипам и установкам. Теснота проживания способствует формированию специфического взгляда на мир, отличающегося от того, которым обладают «равнинные» этносы. Стремление к миниатюризации прослеживается во всех областях жизнедеятельности японцев – от искусства выращивания карликовых растений – «бонсай» до создания мини-компьютеров. Японскую культуру можно назвать «близорукой». Японцы довели до совершенства ближнее, околотелесное пространство, освоение же дальних просторов никогда не были сильной стороной японцев. Редкие попытки японцев к пространственной экспансии всегда заканчивались неудачей. Дело здесь не в природной «глупости» руководства страны, а в культурно обусловленной «недальновидности», неспособности оперировать невиданными до сих пор масштабами. Высокая концентрация населения имеет с исторической точки зрения три основных способа ее разрешения: 1) не выдержав слишком тесного соседства, люди начинают взаимное истребление; 2) самая активная, молодая часть населения покидает пределы прежней среды обитания; 3) социальные, этнические и родовые группы «притираются» друг к другу и находят взаимоприемлемый компромисс общежития. В Японии был реализован именно третий вариант. В начале XVII в. длительный период междоусобиц был окончен. И с тех пор в Японии не было ни гражданских войн, ни глобальной эмиграции населения. 4. Культурная однородность Японии означает гомогенность населения страны с точки зрения этнической, языковой, религиозной, социальной и имущественной. Полное отсутствие притока переселенцев, начиная с 8
Стр.8