В базисном модуле рассмотрены парадигмальные технологии делового общения, которые в наибольшей мере используются в современной деловой практике. <...> В комплементарных модулях изложены наиболее применяемые в современной практике делового общения манипулятивные технологии и антиманипулятивные приемы защиты, а также технологические модели делового общения в организации. <...> В лабораториях модулей представлен обширный практический материал: упражнения, практические задания, тесты, кейсовые задания, деловые ситуации. <...> Данные понятия позволяют выделить основные структурные единицы технологий делового общения, опираясь на которые, можно установить взаимодействие и корреляцию всех его структурных компонентов. <...> В качестве комплементарных, дополняющих базисный модуль, предлагаются модули, обладающие особой эвристической ценностью. <...> Кроме того, такая структура дает возможность использовать базисные модули для обучения бакалавров, поскольку их обучающая программа предусматривает получение лишь самых общих и необходимых дисциплинарных знаний — предметных «компетенций», в которых они должны хорошо ориентироваться. <...> Для этого в ядерную матрицу каждого модуля, наряду с его теоретическим описанием и соответствующим ему понятийным инструментарием, вводится объемный практический блок, содержащий удобные для студента формы самоконтроля: схемы, таблицы, тесты, дискуссионные вопросы, тренинги, деловые игры, кейсы и другие практические задания. <...> 4 БАЗИСНЫЙ МОДУЛЬ ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Учебные цели модуля Формирование системных и целостных представлений о парадигмальных технологиях делового общения и их реализации в деловой практике Приобретаемые знания Знание сущности и основных параметров технологий делового общения Понимание различий в когнитивных, коммуникационных и поведенческих стратегиях делового общения Знание основных звеньев парадигмальных технологий делового <...>
Технологии_делового_общения._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК 808.5(075.8)
ББК 60.841ÿ73-1
Ò45
Рецензент:
доктор философских наук, профессор А.П. Федоркина
(кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности
Российской академии государственной службы при Президенте РФ)
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Титова, Лариса Григорьевна.
Ò45
Технологии делового общения: учеб. пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальностям экономики
и управления (080100) / Ë.Ã. Òèòîâà. — Ì.: ЮНИТИДАНА,
— 239 ñ.
ISBN 978-5-238-01347-3
Агентство CIP РГБ
Использован модульный принцип изложения содержания учебного материала.
Выделены базисный модуль и комплементарные целеориентированные
модули, обладающие особой эвристической ценностью. В базисном модуле
рассмотрены парадигмальные технологии делового общения, которые в
наибольшей мере используются в современной деловой практике. Дан анализ
доминатных техник влияния на деловых партнеров.
В комплементарных модулях изложены наиболее применяемые в современной
практике делового общения манипулятивные технологии и антиманипулятивные
приемы защиты, а также технологические модели делового
общения в организации.
В лабораториях модулей представлен обширный практический материал:
упражнения, практические задания, тесты, кейсовые задания, деловые ситуации.
Для
студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и
управления. Пособие также полезно для практики делового общения бизнесменов,
менеджеров, экономистов, бухгалтеров и др.
ББК 60.841ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01347-3 © Ë.Ã. Òèòîâà, 2008
©ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2008
Воспроизведение всей книги или любой ее части
любыми средствами или в какой-либо форме, в
том числе в Интернет-сети, запрещается без
письменного разрешения издательства.
©Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
БАЗИСНЫЙ МОДУЛЬ. ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
ПОНЯТИЙНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОДУЛЯ
КОГНИТИВНЫЕ БЛОКИ МОДУЛЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МОДУЛЯ
Б Л О К 1
Структурная единица 1.1. Технологии делового общения:
их особенности и сущностные параметры
Структурная единица 1.2. Перцептивно-когнитивные
технологии: их основная цель и особенности применения
Структурная единица 1.3. Технологическая цепочка
перцептивно-когнитивных технологий
Б Л О К 2
Структурная единица 2.1. Информационно-коммуникативные
технологии (ИКТ), их роль в межличностной коммуникации
деловых партнеров
Структурная единица 2.2. Технологическая цепочка
информационно-коммуникативных технологий
Б Л О К 3
Структурная единица 3.1. Конативные технологии,
специфика их применения в организации совместной
деятельности деловых партнеров
Структурная единица 3.2. Технологическая цепочка
конативных технологий
ЛАБОРАТОРИЯ МОДУЛЯ
А. Практические задания
Б. Тесты для самоконтроля
В. Упражнения
Г. Контрольные вопросы
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
238
73
83
88
88
104
111
121
122
34
60
3
5
6
8
8
8
12
23
Стр.239
КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ МОДУЛИ
Модуль I. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
ПОНЯТИЙНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОДУЛЯ
КОГНИТИВНЫЕ БЛОКИ МОДУЛЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МОДУЛЯ
Б Л О К 1
Структурная единица 1.2. Основные типы манипулятивных
технологий делового общения
Б Л О К 2
Структурная единица 2.1. Технологическая цепочка
манипулятивного процесса в деловом общении
Структурная единица 2.2. Приемы антиманипулятивной
защиты в деловом общении
ЛАБОРАТОРИЯ МОДУЛЯ
А. Практические задания
Б. Тесты для самоконтроля
В. Задания-кейсы
Г. Контрольные вопросы
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Модуль II. КЕЙСЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Понятийный инструментарий модуля
Теоретическое описание модуля
Кейс 1. Технологическая модель межличностного делового
общения в организации
Кейс 2. Технологическая модель группового делового
общения в организации
Кейс 3. Технологическая модель публичного делового
общения в организации
158
164
181
181
194
199
202
203
204
205
206
207
214
222
Кейс 4. Технологическая модель этики бизнеса в организации 226
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ
239
228
229
237
123
124
125
126
Структурная единица 1.1. Манипулятивные технологии делового
общения: их особенности, сущностные основы
и механизмы реализации
126
148
Стр.240