Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Психология развития и мотивации персонала (200,00 руб.)

0   0
Первый авторБакирова Г. Х.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц440
ID352516
АннотацияУчебное пособие является логическим продолжением «Психологии эффективного стратегического управления персоналом». Анализируются основные подходы и технологии, используемые для развития персонала. Рассматриваются вопросы, касающиеся психологии человека, его возможностей для дальнейшего личностного роста и развития в целях формирования конкурентоспособного персонала компании, а также основные детерминанты поведения человека в организации, наиболее важные отечественные и зарубежные теории личности. Приведены исследования в области влияния личностных характеристик на поведение работника в организации. Даны обзор как ранних, так и более современных теорий мотивации и рекомендации по их практическому применению. Предложены адаптированные и модифицированные автором тесты для самоанализа, а также для изучения мотивационной сферы личности.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» (030301), «Менеджмент организации» (080507), «Управление персоналом» (080505)
Кому рекомендованоДля студентов вузов, изучающих организационную психологию, а также обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом», представляет интерес для руководителей высшего и среднего звена.
ISBN978-5-238-01605-4
УДК[316.6:005.95/.96](075.8)
ББК88.5я73-1+65.291.6-21я73-1
Бакирова, Г.Х. Психология развития и мотивации персонала : учеб. пособие / Г.Х. Бакирова .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 440 с. — ISBN 978-5-238-01605-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/352516 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Г.Х. Бакирова Психология развития и мотивации персонала Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» (030301), «Менеджмент организации» (080507), «Управление персоналом» (080505) Москва  2015 УДК [316.6:005.95/. <...> 96](075.8) ББК 88.5я73-1+65.291.6-21я73-1 Б19 Рецензенты: заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор В.С. Кабаков (советник при ректорате Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета) кандидат медицинских наук В.В. Белов (зав. кафедрой организационной психологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы) Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Бакирова, Гузэль Хафазовна. <...> Б19 Психология развития и мотивации персонала: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Г.Х. Бакирова. <...> (Фрейд З., 1990, 1997, 2001) позволит глубже понять бессознательные пласты в психике человека, более ясно увидеть суть применения психоаналитической теории к группе, к организации, что используется в групп-анализе. <...> Работы Анны Фрейд (Фрейд А., 1993, 1997) дают нам возможность прикоснуться к вопросам психологической защиты личности. <...> Рассмотрим как ранние теории, так и более современные. <...> Любая ротация персонала в компании имеет ряд позитивных черт: • способствует обновлению коллектива подразделения; • повышает готовность к принятию каких-либо изменений и • нововведений; предлагает сотрудникам новые цели, задачи и планируемые результаты. <...> Ротация руководящего персонала организации приводит к расширению компетенции, повышению управленческой квалификации и, как правило, сопровождается должностным ростом работников. <...> Ротация персонала <...>
Психология_развития_и_мотивации_персонала._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник..pdf
УДК [316.6:005.95/.96](075.8) ББК 88.5ÿ73-1+65.291.6-21ÿ73-1 Á19 Рецензенты: заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор В.С. Кабаков (советник при ректорате Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета) кандидат медицинских наук В.В. Белов (зав. кафедрой организационной психологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы) Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Бакирова, Гузэль Хафазовна. Á19 Психология развития и мотивации персонала: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Ã.Õ. Áàêèðîâà. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 439 ñ. 2015. ISBN 978-5-238-01605-4 Агентство CIP РГБ Учебное пособие является логическим продолжением «Психологии эффективного стратегического управления персоналом». Анализируются основные подходы и технологии, используемые для развития персонала. Рассматриваются вопросы, касающиеся психологии человека, его возможностей для дальнейшего личностного роста и развития в целях формирования конкурентоспособного персонала компании, а также основные детерминанты поведения человека в организации, наиболее важные отечественные и зарубежные теории личности. Приведены исследования в области влияния личностных характеристик на поведение работника в организации. Даны обзор как ранних, так и более современных теорий мотивации и рекомендации по их практическому применению. Предложены адаптированные и модифицированные автором тесты для самоанализа, а также для изучения мотивационной сферы личности. Для студентов вузов, изучающих организационную психологию, а также обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом», представляет интерес для руководителей высшего и среднего звена. ББК 88.5ÿ73-1+65.291.6-21ÿ73-1 ISBN 978-5-238-01605-4 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2009 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания. Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2009
Стр.3
Оглавление От автора Глава 1. Развитие персонала в системе управления человеческими ресурсами 1.1. Определение понятий «развитие человеческих ресурсов» и «обучение» 1.2. Развитие человеческих ресурсов как капиталовложение 1.3. Системный подход к развитию человеческих ресурсов Модель обучения персонала Потребность в развитии человеческих ресурсов 1.4. Инструменты развития человеческих ресурсов 1.5. Обучение и развитие персонала Методы обучения Мотивация и развитие человеческих ресурсов 1.6. Ротация — метод развития персонала Ротация: понятие и классификация Плановая ротация Разработка программ обучения и развития персонала Глава 2. Анализ работы 2.1. Сущность и цель анализа работы. Определение понятия «анализ работы» Сущность и цель анализа работы Определение понятия «анализ работы» 2.2. Связь анализа работы с другими направлениями по управлению человеческими ресурсами. Стадии анализа работы Анализ работы и другие направления по управлению человеческими ресурсами Стадии анализа работы 2.3. Методы анализа работы Метод прямого наблюдения 3 5 5 6 9 9 10 10 14 15 18 20 21 26 28 29 29 29 30 31 31 33 34 34 Метод собеседования (интервью, групповая дискуссия)34 Анкетирование (опрос)35 Саморегистрация, или ведение дневника Метод критических ситуаций Специальные количественные методы анализа 35 36 36
Стр.435
Оглавление 2.4. Определение понятий «описание работы», «спецификация работы» и «проектирование работы». Основные правила описания работы 2.5. Модель анализа работы и разработки профессионального профиля (íà примере компании Fiat Auto) 2.6. Должностная инструкция Глава 3. Оценка исполнения обязанностей работником 46 3.1. Определение понятия «оценка персонала». Цели и направления использования оценки выполнения работы 3.2. Предмет оценки. Критерии оценки Предмет оценки Критерии оценки 3.3. Организация процесса оценивания. Системы оценки Организация процесса оценивания Системы оценки 3.4. Методы оценки 3.5. Оценочное собеседование 3.6. Результаты оценки работников Рекомендуемая система оценки работников Проведение оценки работников на фирме Fiat Auto Глава 4. Человек как индивидуальность 4.1. Зарубежные теории личности Теория личности Р. Кеттелла Теория личности Г. Айзенка 4.2. Отечественные теории личности Теория отношений личности В.Н. Мясищева Теория личности В.С. Мерлина Анализ концепций Мясищева и Мерлина Другие точки зрения на природу направленности Структура взаимодействия, общения людей 4.3. Индивидуальность Теория индивидуальности Б.Г. Ананьева Вопросы, волнующие человека относительно всех уровней матрицы Структура человека: тело, душа и дух 46 48 48 49 52 52 54 57 60 63 63 64 71 71 71 73 75 75 80 83 84 87 88 88 89 92 435 37 Понятия «описание работы», «спецификация работы», «проектирование работы»37 Правила описания работы 38 40 44
Стр.436
436 Матрица индивидуальности Структура индивидуальности 4.4. Индивид Свойства нервной системы Темперамент 4.5. Личность Определение личности Детерминанты личности Структура личности 4.6. Мотивационная сфера индивидуальности Обобщенные потребности человека Связи мотивационной структуры с другими подструктурами индивидуальности 4.7. Направленность личности 4.8. Когнитивная сфера индивидуальности 4.9. Эмоциональная сфера индивидуальности 4.10. Поведенческая сфера индивидуальности 4.11. Характер Определение характера Характер и отношения личности Темперамент и характер Убеждения и характер Характер и мотивационно-потребностная сфера человека Характер и эмоции Характер и интеллект Характер и типические проявления Темперамент и интеллект 4.12. Субъект деятельности Структура субъекта деятельности Индивидуальный стиль деятельности Глава 5. Психоаналитическая теория личности Возникновение психоанализа и теории личности в России 5.1. Топографическая модель психики человека З. Фрейда Матрицы человека Сознательное и бессознательное в психике человека 5.2. Структурная модель личности З. Фрейда «ß» («Ýãî») «Îíî»(«Èä») «Ñâåðõ-ß»(«Ñóïåð-Ýãî») 101 102 104 105 107 109 109 110 113 114 115 116 117 119 121 122 123 123 124 124 125 125 126 127 127 127 128 128 129 130 130 131 132 133 137 138 143 148
Стр.437
Оглавление Глава 6. Защиты человека 6.1. Уровни и направленность защит Защита от вторжения извне в структуру Защита от разрушения внутри структуры 6.2. Филогенез защитного поведения человека 6.3. Психологические защиты: обзор отечественных концепций 6.4. Психологический подход к механизмам психологической защиты Психологические механизмы защиты по З. Фрейду Классификация защитных механизмов по А. Фрейд Теория объектных отношений Мелани Кляйн Структура характера человека как единый защитный механизм Социокультурная теория личности К. Хорни Краткая характеристика механизмов психологической защиты 6.5. Классификация защитных механизмов Нарциссические, незрелые и невротические защиты Зрелые психологические защиты 6.6. Механизмы защиты и менеджмент Глава 7. О сознательном и бессознательном в психике человека 7.1. «ß» и внешний мир 7.4. Бессознательное общение людей 7.5. О бессознательном влиянии социальной матрицы на личность 7.6. Бессознательное влияние мировых религий Представления о происхождении, строении человека в христианстве Буддизм о строении, развитии человека 7.7. Развитие представлений о Боге и религии 7.8. Бессознательное и социализация человека, обучение Влияние оперы Вагнера «Валькирия» на развитие культурной личности Вербальное и невербальное в обучении 437 158 158 158 160 163 164 167 167 173 174 175 175 177 180 180 195 197 204 205 7.2. Бессознательное в познавательных психических процессах 207 7.3. Бессознательное в снах 217 219 223 228 229 237 248 252 254 265
Стр.438
438 Глава 8. Влияние индивидуальных свойств человека на поведение в организации 8.1. Биографические характеристики персонала Возраст Пол Семейное положение 8.2. Способности 8.3. Свойства личности Местоположение (локус) контроля Авторитаризм Макиавеллизм Самоуважение Самоуправление Взятие риска Соответствие личности работе Глава 9. Ранние теории мотивации 9.1. Обзор ранних теорий мотивации 9.2. Теория иерархии потребностей А. Маслоу Развернутая классификация потребностей человека Отличие высших потребностей от низших 9.3. Теория «X» и теория «Y» Ä. Мак-Грегора 9.4. Мотивационно-гигиеническая теория Ф. Херзберга Глава 10. Современные теории мотивации 10.1. Теория ERG 10.2. Теория потребностей Мак-Клелланда 10.3. Теория когнитивной оценки 10.4. Теории характеристик задания 10.5. Модель необходимых признаков задания 10.6. Модель характеристик работы 10.7. Социальная модель процесса информации 10.8. Теория постановки цели 10.9. Теория подкрепления 10.10. Теория справедливости 10.11. Теория ожидания 10.12. Интеграция современных теорий мотивации Глава 11. Применение теорий мотивации на практике 11.1. Теория потребностей 11.2. Применение теории Мак-Клелланда в практике управления персоналом 269 270 271 272 274 275 277 277 284 284 285 287 287 288 290 290 293 293 298 299 300 305 305 307 310 311 312 313 316 317 319 321 326 330 331 331 333
Стр.439
Оглавление 11.3. Теории характеристик задания 11.4. Теория постановки цели 11.5. Теория подкрепления 439 336 337 339 11.6. Теория научения и мотивация к изменению поведения 346 Теория классического обусловливания, или тренировки Теория оперантного обусловливания Теория социального научения Формирование: инструмент управления 11.7. Теория справедливости 11.8. Теория ожидания 11.9. Матричный подход к разработке мотивационных программ 346 347 348 349 353 354 11.10. Ротация как развитие персонала и мотивация персонала 363 Ротация как развитие персонала Ротация как мотивация персонала Цели осуществления ротации 11.11. Рекомендации руководителям для повышения трудовой мотивации персонала Библиографический список Приложение 2. Контрольные вопросы и задания (к главе 2) Приложение 3. Образцы протоколов оценки персонала (ê главе 2) 355 363 364 365 368 372 Приложения 383 Приложение 1. Опросник «Якоря карьеры» (к главе 1) 383 388 389 Приложение 4. Контрольные вопросы и упражнения (к главе 3) 392 Приложение 5. Тест BVNK-300 на определение индивидуально-психологических свойств работника (к главе 4) Приложение 6. Вопросник МЛВ в модификации Г.Х. Бакировой для изучения социально-психологических особенностей работника (к главе 4) Приложение 8. Тест для изучения мотивационной сферы работника «Ориентировочная анкета» Â. Смекала и Ì. Кучера (ê главе 9) Приложение 9. Тест «Мотивация к избеганию неудач» (Ì. Ýëåðñ) 415 Приложение 7. Тест для определения того, насколько самоконтролирующим вы являетесь (к главе 8) 422 424 429 Приложение 10. Упражнение «Ðàáîòà в êîìàíäå» (ê главе 11) 430 395
Стр.440