Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ: БАЗОВЫЙ КУРС

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц99
ID786870
АннотацияУчебное пособие разработано авторским коллективом для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 58.03.01 Востоковедение и африканистика. Издание представляет собой комплексную характеристику культурно-исторических аспектов развития стран и народов Азии и Африки. Пособие содержит в себе разделы, посвященные характеристике языков, литератур, истории, хозяйственного уклада, религии, а также специфики геополитических процессов в обществах региона. Издание может быть использовано в образовательном процессе для обучающихся по направлениям подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение, 41.03.05 Международные отношения, а также может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей и культурой Востока.
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендовано для обучающихся по направлению подготовки 58.03.01 Востоковедение и африканистика
ISBN978-5-9793-1720-5
УДК 94.075(8)
ББК63.3(0)я73
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ: БАЗОВЫЙ КУРС / И.Г. Актамов, В.А. Родионов .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2022 .— 99 с. — ISBN 978-5-9793-1720-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/786870 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ_БАЗОВЫЙ_КУРС.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ_БАЗОВЫЙ_КУРС.pdf
И. Г. Актамов, В. А. Родионов ВОСТОКОВЕДЕНИЕ: БАЗОВЫЙ КУРС УЛАН-УДЭ 2022
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА И. Г. Актамов, В. А. Родионов ВОСТОКОВЕДЕНИЕ: БАЗОВЫЙ КУРС Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебного пособия для обучающихся по направлению подготовки 58.03.01 Востоковедение и африканистика Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2022
Стр.2
УДК 94.075(8) ББК 63.3(0)я73 А 43 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского госуниверситета. Протокол № 3 от 12.04.2022 Р е ц е н з е н т ы Л. Е. Янгутов, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, заведующий отделом философии, культурологии и религиоведения ИМБТ СО РАН Т. Б. Бадмацыренов, доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой политологии и социологии БГУ Текст печатается в авторской редакции А 43 Актамов И. Г. Востоковедение: базовый курс: учебное пособие / И. Г. Актамов, В. А. Родионов. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2022. — 98 с. ISBN 978-5-9793-1720-5 Учебное пособие разработано авторским коллективом для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 58.03.01 Востоковедение и африканистика. Издание представляет собой комплексную характеристику культурно-исторических аспектов развития стран и народов Азии и Африки. Пособие содержит в себе разделы, посвященные характеристике языков, литератур, истории, хозяйственного уклада, религии, а также специфики геополитических процессов в обществах региона. Издание может быть использовано в образовательном процессе для обучающихся по направлениям подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение, 41.03.05 Международные отношения, а также может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей и культурой Востока. УДК 94.075(8) ББК 63.3(0)я73 ISBN 978-5-9793-1720-5 © И. Г. Актамов, В. А. Родионов, 2022 © Бурятский госуниверситет им. Д. Банзарова, 2022
Стр.3
Содержание Предисловие…………………….…………................................... 4 Рабочая программа курса «Введение в востоковедение»….. 7 РАЗДЕЛ 1. Востоковедение как способ познания мира Тема 1. Востоковедение как комплексная наука…………….. 12 Тема 2. Востоковедение как механизм изучения Востока…. 17 РАЗДЕЛ 2. Восточное общество Тема 3. Язык и культура………………………………………. 30 Тема 4. Миф и религия как формы общественного сознания 34 Тема 5. Фольклор и литература Древнего Востока………… 48 РАЗДЕЛ 3. Страны Азии и Африки в международных отношениях Тема 6. Экономика стран Азии и Африки……………………. 54 Тема 7. Регионы и субрегионы мира. Вопросы классификации. Геополитические и геокультурные подходы к исследованию Востока…………………………………………………………… 60 Методические указания для студентов по самостоятельной работе……………………………………………………………… 70 Список рекомендуемой литературы…………………………... 84 Приложение………………………………………………………. 87
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Востоковедение как особое научное направление по своей природе является междисциплинарным, синтезирующим достижения гуманитарных и общественных наук в контексте построения системных связей в дихотомии «Запад — Восток». Востоковедение помогает овладеть инструментами познания древних культур через письменные памятники, различные фольклорные источники, археологические и этнографические данные с учетом особенностей взаимодействия разных цивилизаций в определенный исторический период. Исторически востоковедение возникло как прикладное направление во внешней политике европейских государств. Вполне объективно, что оно носило европоцентричный характер и выполняло функцию исследования Востока, отражавшую политические и социально-экономические интересы ведущих держав Западной Европы. Несмотря на изменение характера взаимоотношений, инерционность такого подхода сохранялась вплоть до конца ХХ века. Сложность и многогранность вопросов, которые ставятся перед современными востоковедами, обусловлена не только потребностью в понимании глубинных причин и факторов, влияющих на развитие обществ Азии и Африки, но и изменившегося баланса сил в глобальной мировой системе. Можно утверждать, что комплекс востоковедческих исследований и в дальнейшем сохранит тенденцию к расширению и дифференциации. Современное востоковедение развивает свои формы, методы, средства изучения древности и современности. Наряду с очевидными преимуществами востоковедной науки, существует немало противоречий, решение которых представляется принципиально важным. Первое противоречие кроется в интегративности востоковедения, включающего в себя целые отрасли самостоятельных наук (истории, филологии, философии, этнографии, археологии, социологии, политологии и т. д.). Объективный процесс развития этих научных дисциплин приводит к необходимости в специализации ученых, которая приводит к предметному углублению научных изысканий и обособлению научных коллективов. Эта общемировая тенденция затронула и отечественное востоковедение. 4
Стр.5
В качестве второго противоречия можно обозначить вопросы, связанные с подготовкой кадров в области востоковедения в новейший исторический период. В начале 2000-х гг. российское образование столкнулось с необходимостью системного изменения в нормативно-правовом и содержательном аспектах. Присоединение к Болонскому процессу и единому европейскому образовательному пространству сопровождалось постепенным переходом к двухуровневой системе высшего образования «бакалавриат — магистратура». Это не могло не отразиться на устоявшейся системе подготовки востоковедов. Образование по программам бакалавриата при всех своих положительных аспектах сместило акцент на практическую подготовку и запросы рынка. Несмотря на возросший интерес к востоковедной проблематике со стороны российского общества, в том числе и молодежи, это привело к упрощенному пониманию классического востоковедного образования как сферы подготовки переводчиков со знанием истории и экономики стран Азии и Африки. Данное пособие никоим образом не претендует на полное решение обозначенных противоречий, однако в рамках данного курса была предпринята попытка сформировать целостное представление у студентов о востоковедении, как в практическом, так и академическом аспектах, эволюции развития, особенностях и перспективах востоковедной науки в современных условиях. Структура данного пособия предполагает освещение и анализ наиболее важных тем и ключевых дискуссионных вопросов, которые имеют принципиальное значение для понимания целостного исторического процесса в контексте дихотомии «Запад — Восток». Студентам-востоковедам необходимо расширить и дополнить представленный материал с целью детального анализа каждой отдельной темы. Для этого в конце каждой части представлен список рекомендуемой литературы, а также вопросы для обсуждения на практических занятиях и задания для самостоятельной работы (основные формы СРС — конспект, эссе, составление структурно-логической схемы, реферат и др.). По результатам изучения данного курса обучающиеся должны знать краткую географическую, историческую и культурную характеристику стран и народов Востока в синхронном и историческом аспекте; основные этапы развития отечественного востоковедения; особенности каждого из этапов в контексте развития мирового востоковедения; достижения отечественной востоковедной науки и ее вклад в мировое востоковедение; имена выдающихся ученых в об5
Стр.6
ласти синологии, монголоведения, тюркологии, арабистики, японистики, корееведения и их научные достижения. Кроме того, курс направлен на формирование умений свободно ориентироваться в большом массиве информации, составлять библиографию по тематике курса, осуществлять презентацию своей учебно-исследовательской работы, критически оценивать качество и содержание информации, соотносить преемственность и традиции в оценках прошлого востоковедной науки, находить в историческом материале базовые механизмы и тенденции развития обществ Востока, анализировать современные геополитические процессы в странах Востока и Запада. В качестве одного из важнейших умений рассматривается умение вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою позицию. Студент-востоковед должен владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, навыками системного анализа социально-политических процессов в странах Востока. Данное учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 58.03.01 «Востоковедение и африканистика» (Утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18 августа 2020 г. N 1051). Дисциплина «Введение в востоковедение» направлена на формирование как общепрофессиональных, так и профессиональных компетенций, таких как: - ОПК-2. Способен представлять результаты профессиональной деятельности с применением понятийного аппарата, общенаучной и профессиональной терминологии в сфере изучения стран Азии и Африки; - ОПК-4. Способен осуществлять анализ профессиональной информации, в том числе выделять содержательно значимые данные из потоков информации в профессиональной сфере и систематизировать их согласно поставленным задачам; - ОПК-6. Способность собирать и обрабатывать материал по основным группам востоковедных исследований и использовать полученные результаты в практической работе; - ПК-1. Оперирует понятийным аппаратом востоковедных исследований по профилю подготовки. 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ