Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Политическая психология (200,00 руб.)

0   0
Первый авторГуревич П. С.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц543
ID352431
АннотацияКак ведут себя люди в политике? Какие жизненные и практические представления они отстаивают? Каковы мотивы их поведения? Какие психологические механизмы проявляют себя в сфере политического поведения отдельных лиц, групп и целых обществ? Политическая психология — это область психологии, изучающая психологические компоненты — настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации, а также их особенности — в политической жизни общества. Эти особенности формируются и проявляются на уровне политического сознания и самосознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в конкретных политических действиях. В книге освещены такие вопросы, как рождение политической патопсихологии, психоистория, психология масс, психология вождей и вождизма, язык политики и др.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Кому рекомендованоКнига представляет интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей.
ISBN978-5-238-01429-6
УДК316.6(075.8)
ББК88.5я73-1
Гуревич, П.С. Политическая психология : учеб. пособие / П.С. Гуревич .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 543 с. — (Актуальная психология) .— ISBN 978-5-238-01429-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/352431 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Политическая психология — это область психологии, изучающая психологические компоненты — настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации, а также их особенности — в политической жизни общества. <...> В книге освещены такие вопросы, как рождение политической патопсихологии, психоистория, психология масс, психология вождей и вождизма, язык политики и др. <...> Политическая психология — это область психологии, изучающая психологические компоненты — настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации, а также их особенности — в политической жизни общества. <...> Власть как человеческая страсть Часть I Глава 1 Контрольное начало политики Дай рвущемуся к власти Навластвоваться всласть. <...> Контрольное начало политики 11 лидерам в области политики много внимания, превознося героев, монархов и полководцев как творцов истории. <...> Власть как человеческая страсть способна держаться в самой себе, иначе говоря, в своем существе, только превосходя и превышая себя. <...> Контрольное начало политики 13 ной истории нет такой чистоты жанра. <...> Власть как человеческая страсть жутся противоположными, ведь в повседневной жизни большинство противопоставляет волю власти, считая, что воля — это свобода, а власть — то, что ее ограничивает, а может быть, в каких-то ситуациях ее полностью уничтожает. <...> Власть как человеческая страсть Что из этого следует? <...> Контрольное начало политики 17 Власть — это благо или зло? <...> Лукс, отвергая это суждение как «своеобразную идиосинкразию» автора по отношению к власти, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий А. тем или иным образом воздействует на В. <...> Прежде чем мы перейдем к ним, зададимся вопросом: почему в нашем моральном и политическом лексиконе присутствует концепция власти? <...> Власть как человеческая страсть тики Лукс, Коннолли, Исаак вводят в рассматриваемую нами концепцию тему ответственности. <...> В этом и состоит уникальность «власти» в человеческом обществе <...>
Политическая_психология._Учеб._пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник_(Серия_Актуальная_психология)_..pdf
УДК 316.6(075.8) ББК 88.5ÿ73-1 Ã95 Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Гуревич, Павел Семенович. Ã95 Политическая психология: учеб. пособие для студентов вузов / Ï.Ñ. Ãóðåâè÷. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 543 ñ. — (Серия «Актуальная психология»). 2015. ISBN 978-5-238-01429-6 Агентство CIP РГБ Как ведут себя люди в политике? Какие жизненные и практические представления они отстаивают? Каковы мотивы их поведения? Какие психологические механизмы проявляют себя в сфере политического поведения отдельных лиц, групп и целых обществ? Политическая психология — это область психологии, изучающая психологические компоненты — настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации, а также их особенности — в политической жизни общества. Эти особенности формируются и проявляются на уровне политического сознания и самосознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в конкретных политических действиях. В книге освещены такие вопросы, как рождение политической патопсихологии, психоистория, психология масс, психология вождей и вождизма, язык политики и др. Книга представляет интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей. ББК 88.5ÿ73-1 ISBN 978-5-238-01429-6 © Ï.Ñ. Ãóðåâè÷, 2008 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2008 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания. Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
Стр.3
Оглавление Введение 3 Часть I. Власть как человеческая страсть Глава 1. Контрольное начало политики Происхождение термина 10 Анализ власти 12 Благо или зло? 16 Общее содержание понятия 20 Власть — сущностно оспариваемое понятие 27 Глава 2. Психология воли Безумие отваги и стремлений 32 «Нас отравившая свобода» 35 Главнейшая проблема 41 Порядок или своеволие? 44 Обречен ли деспотизм? 49 Глава 3. Метаморфозы власти Политика — не только знание 53 Величие и ограниченность политтехнологий 55 Политика как фантом 60 Глава 4. Амбивалентность власти «И ты, Брут, заклятый друг!» 69 Разноцветные революции 71 Из ничего рожденная безбрежность 78 Часть II. Рождение политической психологии Глава 5. Контрольное начало политики Когда возникла политическая философия? 86 В системе других наук 88 Первый политолог-эмпирик 91 Проблема средств и целей 94 Психология и социология 97 Глава 6. Психологическое истолкование политики Постбихевиористы 98 102 В системе наук 102 Коварство политики вместо политии 107 Лассуэлл — видный представитель политической психологии 109 Политическая патопсихология 115 85 86 69 53 32 10 9
Стр.539
Глава 7. Идейный багаж политической психологии Вебер как философ политики 125 К. Манхейм как политический философ 127 Стихийность в политике 130 Глава 8. Психология расизма О неравенстве человеческих рас 134 Три большие расы 136 Скрещивание рас 137 Судьба белого человека 139 Часть III. Психология вождей и вождизма Глава 9. Образы злодеев и подвижников в истории Рейтинги теперь в моде 154 Компрадорство хуже плебисцита 157 Народопоклонство и презрение к черни 158 Имиджи, которые сходят с конвейера 162 Психоистория 163 Психоанализ Ý. Эриксона 165 Миф Гитлера 170 Махатма Ганди 175 Глава 10. Образ мужчины-политика Образ отца 177 177 Ф. Рузвельт — политик нового типа 180 В.В. Путин как политик 182 Жириновский как политик 188 Вождь-параноик 191 Психологический портрет А. Чубайса 193 Харизма в поисках идентичности 195 Глава 11. Образ женщины-политика Феномен женственности 199 Постмодернисты о преображении женского образа 202 Женское versus мужское 205 в политике 208 Глава 12. Лик социального вождя Архетипический мотив 213 Феномен героического в истории 217 Тысячеликий герой 218 Основная миссия героя 225 Типология лидерства 226 Равновесие. Нарушение равновесия 229 Поиск героя. Откуда приходит герой 230 Испытание и посвящение 232 Свои и ÷óæèå, друзья и враги 233 Преодоление препятствий. Герой и ситуация 234 Деяние и успех 235 Ложные ãåðîè. Идентификация истинного героя 237 Женские роли 213 199 153 154 134 539 125
Стр.540
540 Часть IV. Массовые идеологические процессы 241 Глава 13. Восстание масс вчера и сегодня психология масс 246 Душа толпы 242 Массовая психология 245 Революционная Распад четких социальных структур 249 Мистерии масс 250 Стереотипное мышление масс 252 Эффект уподобления 254 Бунтовщик и психопат 256 Идея манипуляторства 258 Наваждения толп 260 Авторитарная личность 264 Глава 14. Политизация и деполитизация Политизация 272 Эффект бумеранга 273 Политическая иллюзия 276 Глава 15. Молодые гроздья гнева Кто несет революционный протест? 290 þíûõ? 296 Глава 16. Политика и идеология Идеология и идеологизация 304 «Критика идеологии» 306 Различные подходы к идеологии 309 Идеология и политика 311 Феномен иррационального в идеологии 314 Часть V. Психологические аспекты политических режимов 327 Глава 17. Демократический режим Понятие «демократия» 328 Либеральная демократия 330 Прогресс демократии 331 демократии 334 Исторические судьбы демократии 338 Глава 18. Тоталитаризм Происхождение понятия 342 Тоталитаризм как культурноцивилизационный тип 347 Истоки тоталитаризма 349 Бремя тоталитаризма 352 Права человека 333 Парадоксы 342 328 Каково же сознание 304 290 272 242
Стр.541
Глава 19. Элита или номенклатура? «Ñìåíà декораций» 354 Что такое ýëèòà? 357 Олигархи как могикане 364 «Пропустить через демократию» 367 Глава 20. Крах управленческих стратегий Как управлять? 373 Технократическая утопия 374 У власти нет ни кнута, ни пряника 378 Вирус неэффективности 381 Соло страха 385 Часть VI. Механизмы и понятия политической психологии 391 Глава 21. Стереотипы в политике Глава 22. Архетипы Понятие «àðõåòèï» 411 Архетипы в культуре 416 Глава 23. Миф как инструмент политики Грех мифологизации 426 Психологическая роль современных мифов 428 Техника современных политических мифов (Ý. Êàññèðåð) 432 Социальная мифология 452 Глава 24. Конформизм 456 Филистер 456 Псевдоличность 463 Лабильность психики 465 Глава 25. Национальная идея 469 Интегративный стержень 469 «Американская мечта» 472 Часть VII. Язык политики Глава 26. Языковое поле политики Глаголом æãè… 478 Кризис языка политики 488 477 478 392 411 426 373 541 354
Стр.542
542 Глава 27. Лексический стиль политика Стиль языка политики 492 Стилистические теории и коммуникация 496 Притязания разума 500 Глава 28. Особенности политической рекламы Структура политической рекламы 502 Глава 29. Имиджелогия Идентификация как психологический феномен 518 Прототип и его образ 520 Жизненный цикл 525 Символическое перерождение и распад идентичности 530 Заключение 536 502 Метод исследования политической психологии малых групп 508 Технология политической рекламы 509 518 492
Стр.543