Любая наука базируется на использовании исторического метода, позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. <...> 3 Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. <...> В условиях формирования рыночных отношений в России необходимо иметь в виду, что отечественная наука управления является неотъемлемой составной частью мировой управленческой мысли. <...> Насколько далеко продвинулась в Древнем Риме управленческая мысль можно показать на примере применяемой там системы управления фермой. <...> Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются: • индустриальный способ организации производства; • развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена. <...> 14 3) с позиции группового поведения; 4) как к процессу функционирования кооперированной социальной системы; 5) как к социотехнической системе; 6) с точки зрения принятия решений; 7) как к процессу обмена информацией, средоточием которой является управляющий; 8) с позиции математических методов или «научного управления»; 9) операциональный подход. <...> Процесс управления рассматривается с «позиции «человеческих отношений», с позиции лидерства или с позиции поведенческих наук. <...> Подход к управлению как процессу функционирования кооперированной системы рассматривает отношения между людьми как кооперированную социальную систему. <...> Барнард, который разработал теорию сотрудничества (кооперации) и теорию кооперированных систем. <...> Операциональной подход включает в себя следующие элементы: межличностное поведение, групповое поведение, управленческий опыт, кооперированные социальные системы, социотехнические системы, рациональный выбор управленческих решений, коммуникационные центры и «науку управления». <...> Представители этой школы основное внимание уделяли изучению групповых отношений и групповых норм, психологическим <...>
История_менеджмента._2-е_изд.,_перераб._и_доп._Учеб._пособие._Гриф_МО_РФ._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК 005(091)(075.8)
ББК 65.291.21-03
Ñ30
Рецензент:
ä-ð ýêîí. íàóê, ïðîô. Ì.Ì. Максимцов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Семенова, Ирина Ивановна.
Ñ30
История менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по экономическим специальностям /
È.È. Ñåìåíîâà. — 2-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Ì.: ЮНИТИДАНА,
— 199 ñ.
ISBN 978-5-238-01330-5
Агентство CIP РГБ
Хотя управление уже и существует примерно семь тысячелетий, но в самостоятельную
область знаний, науку менеджмент выделился только в XX в.
Как и любая наука, менеджмент основан на прошлом, настоящем и будущем.
Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать
будущее развитие. Изучение истории менеджмента — непременное
условие формирования современного менеджера-профессионала.
Этапы развития менеджмента, классификация подходов, характеристика
основных школ и моделей менеджмента, теория и практика управления
в СССР и России — основные темы учебного пособия «История
менеджмента».
Для студентов вузов, слушателей школ бизнеса, руководителей предприятий
и организаций, а также для широкого круга читателей.
ББК 65.291.21-03
ISBN 978-5-238-01330-5 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 1999, 2008
Принадлежит исключительное право на использование
и распространение издания.
Воспроизведение всей книги или какой-либо ее
части любыми средствами или в какой-либо
форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается
без письменного разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
Стр.3
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Эволюция управленческой мысли
1.1. Этапы развития менеджмента
1.2. Классификация подходов и школ менеджмента
Тесты для самопроверки
Библиографический список
Глава 2. Основные положения
школы научного управления
2.1. Ф. Тейлор — основоположник научного управления
производством
2.2. Развитие идей Ф. Тейлора в трудах его последователей
Тесты для самопроверки
Библиографический список
Глава 3. Формирование классической
(административной) школы в управлении
3.1. Основные положения концепции А. Файоля
3.2. Развитие концепции А. Файоля
Тесты для самопроверки
Библиографический список
Глава 4. Школа психологии и человеческих отношений:
возникновение и развитие
4.1. Человек и его поведение — основа школы психологии
и человеческих отношений
4.2. Хоторнский эксперимент. Основные положения
доктрины человеческих отношений
4.3. Изучение потребностей и мотивационного поведения
4.4. Развитие теории лидерства и стиль руководства.
Д. Макгрегор
Тесты для самопроверки
Библиографический список
198
7
7
13
21
23
24
24
33
45
47
48
48
58
65
67
68
68
75
85
95
100
102
Стр.199
Глава 5. Становление и развитие школы науки
управления (количественной школы)
5.1. Методологические основы школы науки управления
5.2. Системный анализ и математические методы
в управлении
Тесты для самопроверки
Библиографический список
Глава 6. Разнообразие моделей менеджмента
6.1. Особенности американской модели менеджмента
6.2. Особенности японской модели менеджмента
6.3. Особенности западноевропейской модели
менеджмента
Тесты для самопроверки
Библиографический список
Глава 7. Развитие менеджмента в СССР и России
7.1. Развитие теории и практики управления в СССР
в 1920—1930-å годы
7.2. Совершенствование системы хозяйственного
руководства в 1940—1960-å годы
7.3. Перестройка системы управления в 1960—1990-å годы
7.4. Современная концепция менеджмента
и формирование российской модели менеджмента
Тесты для самопроверки
Библиографический список
Заключение
Словарь основных терминов и понятий
103
103
109
115
116
117
117
127
136
146
147
148
148
159
163
172
179
181
182
186
199
Стр.200