Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 643261)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст
Вопросы литературы  / №5 2013

Перечитывая А. Веселовского в XXI веке (66,00 руб.)

0   0
АвторыЗУБАРЕВА В.
Страниц35
ID236574
Аннотация.
Перечитывая А. Веселовского в XXI веке / В. ЗУБАРЕВА // Вопросы литературы .— 2013 .— №5 .— URL: https://rucont.ru/efd/236574 (дата обращения: 29.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Но весь ли Веселовский в этом портрете? <...> «Веселовский сде лал то, что поднимает его теорию на исключительную вы соту,— пишет О. Фрейденберг <...> ,— несмотря на отдельные промахи и недостатки, он показал, что поэтические кате гории суть исторические категории, и в этом его основная заслуга»1 Теория: новому взглянуть и на то, что сделал и пытался донести до нас Веселовский, который «был достаточно скуп на теоретические высказывания»2 . <...> В русле ключевых разработок ОТС захотелось переос мыслить и термин «историческая поэтика», и специфику сопоставлений Веселовского, и его идею смен историче ских и литературных периодов, и роль субъективности в научной оценке. <...> Занимаясь изучением литератур ных процессов в разных культурах и эпохах, Веселовский работал на широком поле, включающем в себя не только литературу и искусство, но и историю, естествознание, психологию и др. <...> Его поиск шел в том рус ле, которое впоследствии будет определено и описано в трудах основателя ОТС австрийского биолога Людвига фон Берталанфи (1901—1972). <...> Поясняя на примерах то, что требовало бы предварительной теории, Веселовский все же сумел донести свое концептуальное понимание, свой метод мышления через сжатые теоретические вы кладки в лекциях, рецензиях и отчетах. <...> Изоморфизмы Берталанфи и формулы Веселовского Говоря о сравнительном изучении различных облас тей науки и искусства, Веселовский пишет, что оно «от Шайтанов И. О. <...> Идя от представления о том, что каждая система может одновременно являться частью более широкой системы, Веселовский стремится «установить закономер ности, определяющие всю литературу — “всемирную литературу” — как неделимое целое», и направляется на поиск элементов «для конституирования сверхцелост ности»4 крыло другой, не менее знаменательный факт: это ряд неизменных формул, далеко простирающихся в области истории, от современной поэзии к древней, к эпосу и ми фу»3 ского “формулы <...>