А.М. СТОЛЯРЕНКО ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) Москва УДК 37.01(075.8) ББК 74.00я73 С81 Рецензенты: заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук, профессор В.П. Давыдов; доктор педагогических наук, профессор А.Д. Лазукин; доктор педагогических наук, профессор А.В. Буданов Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили Столяренко, Алексей Михайлович. <...> С81 Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А.М. Столяренко. <...> ISBN 5-238-00972-0 Агентство CIP РГБ Пособие содержит науковедческие, методологические и теоретические основы современной педагогики как науки не только об образовании, но и о жизни людей всех возрастов и профессий. <...> ББК 74.00я73 ISBN 5-238-00972-0 © А.М. Столяренко, 2006 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2006 Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства ОГЛАВЛЕНИЕ От автора Раздел I. <...> Начала науковедческого и методологического подходов в педагогике 2.2. <...> Феноменология педагогической действительности Педагогические факты, закономерности и механизмы • Индивидуальнопедагогические и групповые, социально-педагогические явления • Воспитание, образование, обучение, развитие •Педагогическая система и педагогический процесс •Виды педагогической деятельности 2.3. <...> Сравнительная педагогика и ее методология Сравнительный подход в педагогике • История и состояние сравнительной педагогики • Частная методология сравнительно-педагогического исследования 3.2. <...> Науковедческие и методологические основы педагогики 46 46 Наука и научный подход • Объект педагогики • Предмет педагогики • Педагогика в системе наук <...>
Общая_педагогика._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК 37.01(075.8)
ББК 74.00ÿ73
Ñ81
Рецензенты:
заслуженный деятель науки,
доктор педагогических наук, профессор В.П. Давыдов;
доктор педагогических наук, профессор А.Д. Лазукин;
доктор педагогических наук, профессор А.В. Буданов
Главный редактор издательства
кандидат юридических наук,
доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
Столяренко, Алексей Михайлович.
С81 Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по педагогическим специальностям (030000) /
À.Ì. Столяренко. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ,
— 479 ñ.
ISBN 5-238-00972-0
Агентство CIP РГБ
Пособие содержит науковедческие, методологические и теоретические
основы современной педагогики как науки не только об образовании,
но и о жизни людей всех возрастов и профессий. Рассматриваются
возможности повышения ее практической значимости для граждан
и общества, преодоления зауженных концепций и взглядов «школоцентризма»
и «дидактоцентризма», увлечения «знаниевой» парадигмой,
слабостей воспитания, развития, подготовки людей к жизни, отстраненности
от педагогических проблем взрослых и возросших ныне
социально-педагогических влияний среды. Раскрываются способы
обеспечения постоянной целостности педагогической работы в единстве
воспитания, образования, обучения и развития.
Общая педагогика раскрывается как компонент образованности любого
человека и как фундамент профессионализма педагога, его мышления,
системы главных профессионально-научных ценностей, а овладение
ею — как обязательное условие профессионально-личностного становления
и совершенствования.
Для студентов, обучающихся по педагогическим
специальностям,
преподавателей вузов, исследователей педагогических проблем, учителей.
ББК 74.00ÿ73
ISBN 5-238-00972-0
© À.Ì. Столяренко, 2006
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2006
Воспроизведение всей книги или какой-либо
ее части любыми средствами или в какой-либо
форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается
без письменного разрешения издательства
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора
Раздел I. Педагогика как наука
Глава 1. Педагогика: история и современность
1.1. Педагогика и современность
1.2. История зарубежной педагогики
Предыстория педагогики • Классики зарубежной педагогики XVI—XX вв.
1.3. Возникновение и развитие педагогики в России
• Социалистическая педагогика 1917—1993 гг. • Некоторые уроки истории
педагогики
Ранние педагогические идеи • Отечественная педагогика XVIII—XIX вв.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Библиографический список
2.1. Начала науковедческого и методологического подходов
в педагогике
2.2. Феноменология педагогической действительности
Педагогические факты, закономерности и механизмы • Индивидуальнопедагогические
и групповые, социально-педагогические явления • Воспитание,
образование, обучение, развитие •Педагогическая система и педагогический
процесс •Виды педагогической деятельности
2.3. Цели, задачи, функции педагогики и методология
педагогического исследования
Цели, задачи и функции педагогики • Структура научно-педагогического
знания • Общие принципы педагогической науки • Методы педагогического
исследования
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Библиографический список
Глава 3. Современная мировая педагогика
3.1. Сравнительная педагогика и ее методология
Сравнительный подход в педагогике • История и состояние сравнительной
педагогики • Частная методология сравнительно-педагогического
исследования
3.2. Современный мировой педагогический опыт
(общая характеристика)
101
Основные черты мирового педагогического опыта • Философско-педагогические
течения в зарубежной педагогике
91
92
94
94
75
44
45
Глава 2. Науковедческие и методологические основы педагогики 46
46
Наука и научный подход • Объект педагогики • Предмет педагогики
• Педагогика в системе наук
58
7
11
12
12
Педагогика: наука и практика • Человек и педагогика • Общество и педагогика
•Педагогическая подготовленность и квалификация современного
образованного человека
27
34
Стр.4
4
3.3. Мировые педагогические школы
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Библиографический список
Раздел II. Основы педагогической теории
Глава 4. Теория личности
Оглавление
109
Мировая педагогическая «школа знаний (учебы)» • Мировая педагогическая
«школа труда» • Мировая педагогическая «школа жизни» • Сравнительно-педагогическая
оценка школ
119
120
121
122
4.1. Личность как объект и предмет педагогической науки 122
Специфика педагогического подхода к личности • Педагогические свойства
и уровень сформированности личности
4.2. Процесс педагогической социализации человека
Цель формирования • Общие педагогические принципы формирования
личности • Личностно-социально-деятельностный подход к формированию
личности • Противоречия и трудности формирования личности
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Библиографический список
Глава 5. Теория общности
5.1. Общность как объект и предмет педагогики
5.2. Социальная педагогика общества
157
159
160
160
Человеческая общность в системе интересов педагогики • Социальнопедагогическая
действительность
167
Общество и его педагогическая сфера • Социально-педагогическая
функция управления в обществе • Социальная педагогика в реформаторстве
и инновациях • Социально-педагогические проблемы современного
общества • Народная педагогика
5.3. Социальная педагогика коллектива
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Библиографический список
Глава 6. Теория воспитания
6.1. Сущность воспитания
6.2. Цели, задачи и принципы воспитания
6.3. Организация и методы воспитания
190
Группа, коллектив в педагогике • Педагогические основы работы с коллективом
• Управление, менеджмент и коллектив
206
208
209
209
Сущность воспитания и воспитанности • Место воспитания в педагогической
системе работы
216
Концептуальные основы воспитания •Содержательные принципы воспитания
• Организационные принципы воспитания • Методические
принципы воспитания
233
Организация воспитания • Методы воспитания • Способы практического
воспитания
128
О биологическом и социальном в социализации • Закономерности педагогической
социализации
4.3. Основы педагогической системы формирования личности 141
Стр.5
5
6.4. Виды воспитания
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Библиографический список
Глава 7. Теория образования
7.1. Педагогическая сущность образования
7.2. Система образования в стране
246
Нравственное воспитание • Другие виды воспитания • Воспитание в работе
с персоналом учреждений и организаций
259
260
261
261
Образованность и образование • Проблемы, цели и содержание образования
• Педагогическая сущность образовательного процесса
272
Законодательные приоритеты в образовании • Иерархическая система
образования и квалификации образованности • Основные виды образовательных
учреждений • Государственные образовательные стандарты
и образовательные программы
7.3. Образовательно-педагогический процесс
7.4. Личностно-формирующий потенциал и система
образовательного учреждения
7.5. Инновации в образовании
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Библиографический список
Глава 8. Теория обучения
8.1. Сущность, закономерности и принципы обучения
8.2. Формы, средства и методы обучения
283
Основное звено и системность процесса • Основные условия эффективности
образовательно-педагогического процесса • Формы организации
процесса • Методическая система процесса
295
Личностно-формирующий потенциал • Создание личностно-формирующей
системы
301
Инновации и их педагогическое качество • Мировой опыт инноваций
в образовании
306
307
308
308
Дидактика и сущность обучения • Знания, навыки и умения • Закономерности
и принципы обучения
320
Организационные формы обучения • Средства обучения • Методы обучения
• Методика, технологии и методические системы
8.3. Общая методика формирования знаний, навыков и умений 332
Формирование знаний • Формирование навыков • Формирование умений
8.4. Профессиональное обучение взрослых в организациях 339
Особенности профессионального обучения работающих • Профессионально-педагогическая
подготовка • Организационная подготовка • Подготовка
групп • Профессионально-психологическая подготовка • Экстремальная
подготовка • Педагогика управления и менеджмента
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Библиографический список
Глава 9. Теория развития
Развивающее обучение • Развитие мышления
350
351
353
9.1. Сущность и педагогические принципы развития личности 353
Развитость и развитие личности в педагогике • Принципы развития
9.2. Интеллектуальное развитие
362
Стр.6
6
9.3. Жизнедеятельностное развитие
9.4. Специальное (профессиональное) развитие
Оглавление
366
Гуманитарное развитие • Демократическое развитие • Экономическое
развитие
374
Основы специального развития • Развитие на занятиях физической
культурой и спортом •Развитие отдельных профессионально важных
качеств •Обеспечение занятий по развитию качеств
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Библиографический список
Глава 10. Педагогика жизнедеятельности человека
10.1. Человек как субъект-объект жизнедеятельности
10.2. Педагогика профессиональной карьеры человека
и самосовершенствования в ней
389
389
391
391
Самоосуществление человека в современной жизни • Человек как субъектобъект
самосовершенствования и педагогического взаимодействия • Помощь
в самоопределении человека как субъекта самосовершенствования
399
Профессиональная карьера и самосовершенствование • Профессионально-личностное
самосовершенствование студентов • Профессиональное
самосовершенствование взрослых
10.3. Педагогическое обеспечение жизнедеятельности взрослых 405
Педагогика в самообеспечении человеком своей жизнедеятельности
• Педагогическая поддержка населения
10.4. Педагогическое обеспечение безопасности
жизнедеятельности
• Совершенствование педагогической поддержки взрослых
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Библиографический список
Глава 11. Педагогическая деятельность и ее субъект
11.2. Педагогический портрет и культура субъектов
411
Помощь в экстремальных ситуациях и в постэкстремальный период • Правовое
воспитание и виктимологическая подготовка • Педагогика здоровья
421
422
424
11.1. Субъект и профессиограмма педагогической деятельности 424
Субъект педагогической деятельности • Основные особенности и требования
педагогической деятельности
428
педагогической деятельности
Педагогический портрет педагога • Педагогическая культура педагога
• Культура коллективного субъекта педагогической деятельности • Профессионально-педагогическая
компетентность
11.3. Педагогические действия и техника их выполнения 442
Общая характеристика • Педагогические действия • Техника
использования речевых и неречевых средств
11.4. Педагогическое образование
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Библиографический список
465
Значение и проблемы педагогического образования • Повышение квалификации
• Совершенствование подготовки педагогических кадров
476
477
Стр.7