Детский церебральный паралич как нарушение опорнодвигательного аппарата: характеристики, классификация…………. <...> Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности при детском церебральном параличе……………………………………. <...> Психологическая диагностика и психокоррекция развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата………. <...> Необходимость совершенствования организации психологопедагогической помощи детям с нарушениями опорнодвигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом (ДЦП). <...> Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое неврологическое заболевание, которое характеризуется двигательными, речевыми и психическими нарушениями, отрицательно влияющими на социальную адаптацию больного и снижающими качество его жизни. <...> Другие считают, что психическое и речевое развитие выровняется после того, как малыш будет вылечен или добьется больших успехов в двигательном развитии. <...> Рассмотрены особенности познавательного развития, эмоционально-волевой сферы, личностных проявлений детей с ДЦП, психодиагностические и психокоррекционные аспекты работы с ними психолога. <...> Детский церебральный паралич как нарушение опорно-двигательного аппарата: характеристики, классификация Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. <...> В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются следующие виды патологии опорнодвигательного аппарата (И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько) (Рис. <...> В связи с тем, что среди нарушений опорно-двигательного аппарата основное место занимает детский церебральный паралич, в настоящем пособии <...>
ПСИХОЛОГИЯ_ДЕТЕЙ__С_НАРУШЕНИЯМИ_ФУНКЦИЙ__ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО_АППАРАТА.pdf
УДК 151.7 (п) (075)
ББК 88.8 я 73
П 12
Рецензенты
Ю.А. Королева, кандидат психологических наук, доцент
И.М. Рюмина, кандидат психологических наук, доцент
П 12
Павлова, О.С.
Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:
учебно-методическое пособие / О.С. Павлова. – Оренбург:
ГБУ РЦРО, 2012. – 108 с.
ISBN 978-5-91442-076-2
Данное пособие освещает психологические особенности
нарушений двигательной деятельности, высших психических
функций, эмоционально-личностной сферы детей и подростков с
патологией опорно-двигательного аппарата, преимущественно с
детским церебральным параличом (ДЦП).
Раскрываются вопросы психодиагностики, коррекционноразвивающей
и реабилитационной работы в процессе обучения и
подготовки детей и подростков с ДЦП к взрослой жизни.
Учебно-методическое пособие адресовано студентам высших
учебных заведений, практическим работникам учреждений
образования, родителям и другим членам семей, в которых воспитываются
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
УДК 151.7 (п) (075)
ББК 88.8 я 73
ISBN 978-5-91442-076-2
© О.С. Павлова, 2012 г.
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………... 4
ГЛАВА 1. Введение в курс «Психология детей с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата»………………………….. 6
1.1. Детский церебральный паралич как нарушение опорнодвигательного
аппарата: характеристики, классификация…………..… 6
1.2. Клинические формы ДЦП…………………………………………… 10
1.3. Особенности двигательного развития детей с церебральным параличом……………………………………………………………………
13
ГЛАВА 2. Особенности психического развития детей с церебральным
параличом.…………………………………………………….
2.1.
Нарушения познавательной деятельности при ДЦП……………… 18
2.2. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности
при детском церебральном параличе……………………………………. 20
ГЛАВА 3. Психологическая диагностика и психокоррекция развития
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата……….. 24
3.1. Особенности психологического обследования при ДЦП……….… 24
3.2. Психодиагностика сенсорно-перцептивной сферы. Психодиагностика
конструктивной деятельности и мышления.................................. 28
3.3. Психологическое обследование семьи………………..……………. 30
3.4. Лечебно-коррекционная работа при ДЦП………………………..… 37
ГЛАВА 4. Специальное образование детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата……………………………………..……. 43
4.1. Специфика специального образовательного учреждения VI вида.
Содержание обучения детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата……………………………………………………………………. 43
4.2. Профессиональная ориентация учащихся с ДЦП…………..…...… 51
ГЛАВА 5. Учебно-методические материалы……………………..….
5.1. Программа семинарских занятий…………………………………....
58
58
5.2. Программа практических занятий…………………………………... 60
5.3. Контрольно-измерительные материалы………………………….… 62
5.3.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы 62
5.3.2. Контрольные тесты…………………………………….…..……. 64
5.3.3. Вопросы к экзамену………………………………………….….. 68
5.4. Примерные темы рефератов и курсовых работ………………….… 69
Заключение…………………………………………………..…………… 71
Терминологический словарь………………………………………...… 72
Рекомендуемая литература………………………………………….… 84
Приложения……………………………………………………………… 85
Приложение 1. Этика общения с людьми, имеющими инвалидность 85
Приложение 2. Специальные образовательные условия для детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………….….. 88
Приложение 3. Социально-бытовая реабилитация.……………….. 89
Приложение 4. Карта социального развития ребенка……………... 95
Приложение 5. Методики исследования динамического праксиса 100
Приложение 6. Перечень сайтов, содержащих информацию о
3
18
Стр.3