Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Уральский филологический вестник. Серия: GermanistischeStudien: актуальные проблемы германистики

Уральский филологический вестник. Серия: GermanistischeStudien: актуальные проблемы германистики №1 2015 (50,00 руб.)

0   0
Страниц247
ID350213
АннотацияВ сборнике представлены материалы, касающиеся инноваций в преподавании лингвистических дисциплин. Особое внимание уделяется внедрению в практику школьного и вузовского преподавания методов психолингвистического эксперимента. Рассматриваются функциональный и лингвокультурный аспекты семантики слова и текста, гендерные факторы, влияющие на успешность преподавания родного языка; представлены программы новых элективных курсов по лингвистическим дисциплинам. До 2017 г. журнал назывался "Уральский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образовании"
Уральский филологический вестник. Серия: GermanistischeStudien: актуальные проблемы германистики .— Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет .— 2015 .— №1 .— 247 с. — URL: https://rucont.ru/efd/350213 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №4/15 серия ПСИХОЛИНГВИСТИКА В ОБРАЗОВАНИИ Екатеринбург 2015 УДК 81(082) ББК Ш1 У68 Редакционная коллегия: Серия «Психолингвистика в образовании» Т.А. Гридина, д-р филол. наук, проф. <...> 4) ISSN 2306-7462 Сборник содержит материалы Всероссийского семинара с международным участием «Психолингвистика в образовании и аспекты изучения лингвокреативной деятельности», в рамках которого нашло обсуждение широкого спектра теоретических и практических проблем психолингвистики: адаптация и внедрение экспериментальных методов в практику школьного преподавания (в том числе при подготовке к ЕГЭ); использование инструментария психолингвистики для диагностики и развития (тренинга) лингвокреативных способностей личности; становление речи ребенка на этапе дошкольного онтогенеза; метаязыковое сознание носителей языка; особенности процессов порождения и восприятия текста; проблемы фоносемантики; когнитивные стили мышления и развития разных составляющих языковой компетенции дошкольников и школьников. <...> Наивная аксиология: метаязыковая оценочная интерпретация лексической семантики …………… 35 Гридина Т.А. <...> «Что такое альдыпып»: фоносемантические проекции детского окказионального слова (экспериментальные данные) …………………………………………. <...> Психолингвистический анализ восприятия имен собственных в переводном художественном тексте (на материале романа У. <...> Направленный ассоциативный эксперимент: от теории к практике …………………………………. <...> Почему груша – это ягода в виде яблока, или О специфике научной и наивной категоризации в русской языковой картине мира ………………………………. <...> Стратегии поиска семантики незнакомого слова детьми-инофонами и русскозычными <...>
Уральский_филологический_вестник._Серия_Психолингвистика_в_образовании_№1_2015.pdf
УДК 81(082) ББК Ш1 У68 Редакционная коллегия: Серия «Психолингвистика в образовании» Т.А. Гридина, д-р филол. наук, проф. (Уральский государственный педагогический университет) Н.И. Коновалова, д-р филол. наук, проф. (Уральский государственный педагогический университет) Т.В. Гоголина, канд. филол. наук, доц. (Уральский государственный педагогический университет) У 68 Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет. – Вып.4 // Материалы Всероссийского семинара с международным участием «Психолингвистика в образовании и аспекты изучения лингвокреативных способностей» 27 ноября 2015 г. / Гл. ред. проф. Т.А. Гридина. – Екатеринбург, 2015. – 247 с. (Серия «Психолингвистика в образовании». вып.4) ISSN 2306-7462 Сборник содержит материалы Всероссийского семинара с международным участием «Психолингвистика в образовании и аспекты изучения лингвокреативной деятельности», в рамках которого нашло обсуждение широкого спектра теоретических и практических проблем психолингвистики: адаптация и внедрение экспериментальных методов в практику школьного преподавания (в том числе при подготовке к ЕГЭ); использование инструментария психолингвистики для диагностики и развития (тренинга) лингвокреативных способностей личности; становление речи ребенка на этапе дошкольного онтогенеза; метаязыковое сознание носителей языка; особенности процессов порождения и восприятия текста; проблемы фоносемантики; когнитивные стили мышления и развития разных составляющих языковой компетенции дошкольников и школьников. Представленные в сборнике практические разработки должны найти применение в практике современного образования, а также способствовать развитию теоретических основ изучения разных феноменов речи в свете их психологической реальности. ISSN 2306-7462 ©ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015 ©Уральский филологический вестник, 2015 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Азарова Е.А., Мозговая Н.Н. К вопросу о культурносмысловых акцентах речи и суверенном поле личности ..... Брюханова Е.Н., Малявина А.М. Готовимся к ЕГЭ: ди5 дактический материал с психолингвистическим обоснованием по теме «Текст» ………………………………………... 12 Ваулина И.А. Фоносемантика просторечного слова …… 17 Вепрева И.Т. Наивная аксиология: метаязыковая оценочная интерпретация лексической семантики …………… 35 Гридина Т.А. «Что такое альдыпып»: фоносемантические проекции детского окказионального слова (экспериментальные данные) …………………………………………. 45 Гридина Т.А., Мошкина А.Е. Психолингвистический анализ восприятия имен собственных в переводном художественном тексте (на материале романа У. Голдинга «Свободное падение») ………………………………………. 57 Данилова О.А. Направленный ассоциативный эксперимент: от теории к практике …………………………………. 71 Дзюба Е.В. Почему груша – это ягода в виде яблока, или О специфике научной и наивной категоризации в русской языковой картине мира ………………………………... 76 Доброва Г.Р., Чернышенко Т.В. Стратегии поиска семантики незнакомого слова детьми-инофонами и русскозычными детьми младшего школьного возраста …………. 89 Елисеева М.Б. Прямые и косвенные самоисправления в речи детей дошкольного возраста ………………………….. 98 Ерёмина С.А. Образ ученого в языковой картине мира студентов университета Мишеля де Монтеня г. Бордо …… 113 Ермоленко Н.Н., Кучугурная Е.С., Мозговая Н.Н., Азарова Е.А. Современный сленг как норма взаимопонимания в пространстве общения в подростковом возрасте ……….. 124 Иванова Е.Н., Городецкая Е.Л. Психолингвистический эксперимент как форма организации научно-исследовательской работы студента-филолога ……………………….. 134 Кусова М.Л. «Лексикографический прообраз» в детской речи …………………………………………………………… 148 3
Стр.3
Лучанинова С.Н., Масная О.И. Психолингвистический комментарий к учебно-методическому комплексу по русскому языку под редакцией Л.М. Рыбченковой …………… Москальчук Г.Г. Форматы текста в условиях спонтан155 ного письма …………………………………………………... 161 Самигулина Ф.Г. Когнитивные стили мышления и стратегии дефинирования в онтогенезе: психолингвистический аспект …………………………………………………………. 169 Слаутина М.В., Ульм А.Р. Проблема усвоения детьми дошкольного возраста семантики отвлеченных существительных ……………………………………………………….. 180 Стексова Т.И. Соотношение субъекта действия и субъекта модусной квалификации в высказываниях с семантикой напрасности ……………………………………………... 188 Цейтлин С.Н. Лексические оговорки: опыт типологии ... 195 Чечулина Л.С. Полимодальные техники изучения бессоюзного сложного предложения …………………………... 212 Шатилов А.С. Лингвомотодическая интерпретация модели порождения устной речи ……………………………… 224 Сведения об авторах ……………………………………... 234 SUMMARY ……………………………………………….. 238 4
Стр.4