ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 5 / 2015 серия ДРАФТ: МОЛОДАЯ НАУКА Екатеринбург 2015 УДК 82(082) ББК Ш33 Д72 Редакционная коллегия: Серия «Драфт: Молодая наука»: О.Ю. Багдасарян, к. филол. наук, доцент (Уральский государственный педагогический университет) Н.В. Барковская, д-р филол. наук, проф. <...> Ельцина) Е.В. Пономарева, д-р филол. наук, профессор (Южно-Уральский государственный университет) Д72 Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». <...> Ответственная за выпуск: Н.В. Барковская ISSN 2306-7462 © ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015 © Уральский филологический вестник, 2015 2015 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 5 Драфт: молодая наука СОДЕРЖАНИЕ От редакции . <...> Понятие драматического конфликта в актуальном литературоведении . <...> Равенхилла: от комедии нравов к проблемной «детской пьесе» . <...> Жанровая поэтика рассказа Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» . <...> 133 3 2015 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 5 Драфт: молодая наука Джаббарова Е.Я. <...> «Польский текст» в русской литературе первой половины XX века: мифопоэтические аспекты . <...> Театральная версия романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (Teatro Tatro, Словакия) . <...> Если английские романтики разрабатывали различные аспекты концепта «бессмертие», о чем подробно написала Н.Г. Щербинина, то для нашего времени характерен мотив сгорающей книги или библиотеки, убедительно рассмотренный Е.Ч. Богдевич – весьма показательная (неутешительная, при всей амбивалентности функций огня, отмеченной автором) логика развития литературы как социальнокультурного института. <...> Обзор теории драматического конфликта, предпринятый Е.В. Давыдовой, конкретизирован на материале немецкой «производственной» драмы ХХ в. в статье О.С. Цыкуновой <...>
Уральский_филологический_вестник._Серия_Драфт_молодая_наука_№1_2015.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ
ВЕСТНИК
№ 5 / 2015
серия
ДРАФТ: МОЛОДАЯ НАУКА
Екатеринбург
2015
Стр.2
УДК 82(082)
ББК Ш33
Д72
Редакционная коллегия:
Серия «Драфт: Молодая наука»:
О.Ю. Багдасарян, к. филол. наук, доцент
(Уральский государственный педагогический университет)
Н.В. Барковская, д-р филол. наук, проф.
(Уральский государственный педагогический университет)
У.Ю. Верина, к. филол. наук, доцент
(Белорусский государственный университет)
М.А. Литовская, д-р филол. наук, проф.
(Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина)
Е.В. Пономарева, д-р филол. наук, профессор
(Южно-Уральский государственный университет)
Д72 Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО
«Уральский государственный педагогический университет». /
Гл. ред. Н.В. Барковская – Екатеринбург, 2015. – №. 5. – 274 с.
(Серия «Драфт: Молодая наука». Вып. 4)
В данном выпуске
опубликованы статьи молодых
исследователей, посвященные жанрово-стилевым исканиям в
зарубежной литературе, актуальным проблемам рецепции русской
классики, различным аспектам поэтики русской литературы XX – XXI
вв., проблемам взаимодействия литературы с другими видами
искусства.
Издание рассчитано на специалистов-филологов, студентов,
учителей литературы.
Тексты публикуются в авторской редакции.
Ответственная за выпуск: Н.В. Барковская
ISSN 2306-7462
© ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015
© Уральский филологический вестник, 2015
Стр.3
2015 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 5
Драфт: молодая наука
СОДЕРЖАНИЕ
От редакции .............................................................................................. ...5
КОНФЛИКТЫ И ЖАНРЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Щербинина Н.Г. Концепт «бессмертие» в лирике английского
романтизма ................................................................................................. .10
Бекасова С.А. Дон Жуан романтической эпохи ...................................... .21
Богдевич Е.Ч. Мотив сгорающей книги/библиотеки в литературе
XX – XXI веков ................................................................................. .30
Жаркова Д.С. «Женское лицо» войны в немецкой и русской
литературе второй половины XX – XXI веков ............................... .39
Давыдова Е.В. Понятие драматического конфликта в актуальном
литературоведении ............................................................................ .46
Цыкунова О.С. «Производственная» драма в немецкой
драматургии XX – XXI веков ........................................................... .55
Ловцова О.В. «Totally Over You» М. Равенхилла: от комедии
нравов к проблемной «детской пьесе» ........................................... .60
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА РУССКУЮ КЛАССИКУ
Шатова Е.С. «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя»:
художественный смысл названия .................................................... .73
Валова Д.М. Жанровая поэтика рассказа Ф.М. Достоевского «Сон
смешного человека» ......................................................................... .84
Любимская О.М. Мотив рая в творчестве Ф.М. Достоевского
1860-х – 1870-х гг. ............................................................................ .92
Черепанова С.Н. «Драма на охоте»: чеховское пародийное
переосмысление типов литературных героев ................................. 102
ПОЭТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
Карпенко А.А. Бальмонт как переводчик Э.По ....................................... 113
Парамонова Л.Ю. «Краски призрачного города»: Петербург в
лирике И. Анненского ....................................................................... 125
Митева Е.Н. Авторский миф М. Цветаевой о Сергее Эфроне в
контексте доминант рыцарского кодекса ........................................ 133
3
Стр.4
2015 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 5
Драфт: молодая наука
Джаббарова Е.Я. «Твоя смерть» М. Цветаевой: имя и
местоимение как знаки диалогичности текста ............................... 141
Валовичова К. Символы в рассказах И.Э. Бабеля ................................... 147
Дроздова А.О. Запах живописи в рассказе В.В. Набокова
«Венецианка»..................................................................................... 156
Игнатенко В.А. Хронотоп повести М. Булгакова «Собачье
сердце» ............................................................................................... 165
Конышева Н.Ю. Ономастика в повестях М. Булгакова «Собачье
сердце» и «Роковые яйца» ................................................................ 174
Брызгалова М.Д. Языковая игра в записных книжках Венедикта
Ерофеева 1960-х годов ...................................................................... 182
Иванова В.И. Предметный мир Александра Кушнера (анализ
стихотворения «Низкорослой рюмочки пузатой…») .................... 186
Громинова А. Мифопоэтика стихотворения Ивана Жданова
«Рапсодия батареи отопительной системы» ................................... 192
Александрова М.А. Жанр поэтической молитвы в лирике
Л. Губанова (1946 – 1983) ................................................................. 202
Березина А.Н. Трансформация классических представлений о
добре и зле в неклассической литературе (Ф. Сологуб и
Л. Петрушевская) .............................................................................. 210
ЛИТЕРАТУРА В КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
Сетько О.А. «Польский текст» в русской литературе первой
половины XX века: мифопоэтические аспекты .............................. 219
Смышляев Е.А. Пространство города в литературном проекте
А. Самойлова «Маршрут 91» .......................................................... 230
Темлякова А.С. Цвет и пространство в фильме «Трудно быть
богом» (2013; реж. А. Герман-ст.) .................................................. 238
Фигедыова М. Театральная версия романа М.А. Булгакова
"Мастер и Маргарита" (Teatro Tatro, Словакия) ............................ 246
Сведения об авторах ................................................................................ 254
SUMMARY ................................................................................................ 261
4
Стр.5