Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Историко-педагогические чтения

Историко-педагогические чтения №1 2014 (50,00 руб.)

0   0
Страниц491
ID350204
АннотацияЕжегодник
Историко-педагогические чтения .— Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет .— 2014 .— №1 .— 491 с. — URL: https://rucont.ru/efd/350204 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

XVIII всероссийские историко-педагогические чтения Часть I Екатеринбург 2014 УДК 372.893+371.64/. <...> / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т истории и археологии УрО РАН. <...> КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ………………………………………………………………. <...> РОССИЙСКАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ В ВУЗОВСКИХ УЧЕБНИКАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ: ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ………………………………. <...> РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ…………………………………………… 35 Алексеева Л.В. <...> СЕЛЬСКАЯ ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ НА УРАЛЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В. <...> ПРОБЛЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ ТЕРРОРА ПЕРИОДА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ШКОЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТСОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ…………………………………………. <...> СРЕДНИЙ И МЛАДШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ КРАСНОУФИМСКОГО ЗЕМСТВА В 1870–1917 ГГ……………………. <...> ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗЕМСКОЙ МЕДИЦИНЫ В ИРБИТСКОМ УЕЗДЕ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ…………………………. <...> СТАНОВЛЕНИЕ МЕСТНОГО СУДА В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕВИЗИИ СЕНАТОРА П.Н. <...> ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ПОВЫШЕННОГО ТИПА НА УРАЛЕ В 1920-Х ГОДАХ……………… 239 Шистеров М.В. <...> СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНИКИ И (НЕ)СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ (О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО АНТИЧНОЙ ИСТОРИИ)……………………………. <...> В статье методологическое обеспечение «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», в частности, предложенные авторами концепции многоуровневый подход, многофакторное представление истории <...>
Историко-педагогические_чтения_№1_2014.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.270
Стр.271
Стр.272
Историко-педагогические_чтения_№1_2014.pdf
УДК 372.893+371.64/.69(082) ББК 4426.63-286.2С56 Редакционная коллегия Г.Е. Корнилов доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ (главный редактор) З.И. Гузненко кандидат исторических наук, профессор В.Н. Земцов доктор исторических наук, профессор И.М. Клименко кандидат педагогических наук, профессор Г.А. Кругликова кандидат исторических наук, доцент (отв. за выпуск) Современный учебник по истории: теоретико-методологические, содержательные и методические аспекты. Ежегодник. XVIII всероссийские историко-педагогические чтения: сб. науч. ст. / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург, 2014. Часть I – 258 с.: табл., схемы. В сборник включены материалы, представленные на XVIII всероссийские историко-педагогические чтения, состоявшиеся на историческом факультете УрГПУ 2729 марта 2014 г. В сборнике представлены публикации, в которых рассматриваются актуальные теоретико-методологические, конкретно-исторические и методические аспекты современного учебника по отечественной истории. Обозначены дискуссионные вопросы всеобщей истории и проблемы современного учебника. Актуализированы наиболее важные направления поиска исторических знаний и их трансформация в историческом образовании. Издание рассчитано на научных работников, преподавателей вузов и учителей школ, аспирантов и студентов, интересующихся проблемами истории, теории и методики обучения истории. Modern history textbook: theoretical and methodological, substantive and procedural aspects. Yearbook. XVIII All-Russian historical and pedagogical readings: Sat scientific. Art. / FSBEI HPE «Ural state pedagogical university», History and archeology institute UB RAS.Yekaterinburg, 2014. Part I. - 258 p.: tables, scheme. The collection includes material presented at the XVIII All-Russian historical and pedagogical readings held at the History Department USPU 27-29 March 2014 The collection contains publications, which discusses current theoretical and methodological , concrete historical and methodological aspects of the modern textbook on Russian history . Marked general discussion questions and problems of contemporary history textbook. Actualized most important areas of the search of historical knowledge and their transformation in history education . The publication is intended for researchers , university lecturers and school teachers and students with an interest in history, theory and methods of teaching history. ISВN 978-5-7186-0585-3 © ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2014 2
Стр.2
Содержание Пленарное заседание Побережников И.В. (Екатеринбург) КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ………………………………………………………………... 6 Зубков К.И. (Екатеринбург) РОССИЙСКАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ В ВУЗОВСКИХ УЧЕБНИКАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ: ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ………………………………. 12 Соколова Е. С. (Екатеринбург) О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ: ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ НОВОГО УЧЕБНИКА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ………………………………………………………………..... 22 Корнилов Г.Е. (Екатеринбург) РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ…………………………………………… 35 Алексеева Л.В. (Нижневартовск) ОСВЕЩЕНИЕ ИСТОРИИ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ПЕРИОДА 1960-1980-Х ГГ. В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ…………………………………………… 41 Новиков И.А. (Челябинск) РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК В КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОГО УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ИСТОРИИ РОССИИ…………. 49 РАЗДЕЛ I Актуальные проблемы современного учебника по отечественной истории Горбачев О. В. (Екатеринбург) РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ГРАДООБРАЗОВАНИЯ………………………………………………….. 61 Грибан И.В. (Екатеринбург) ФРАНКО-ГЕРМАНСКИЙ УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ КАК ПОПЫТКА ПРИМИРЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИСТОРИОГРАФИЙ………………………………………………………… 72 Даренская И.В. (Нижний Тагил) «ПОЛЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ И МАНИПУЛЯЦИИ»: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 1930-Х ГГ. В КОНТЕСТЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ТЕОРИЙ И ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ…………………………………………………………………… 79 3
Стр.3
Демина Ю. В. (Екатеринбург) ДВА ТРАГИЧНЫХ ГОЛОДА НА СТРАНИЦАХ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА ИСТОРИИ……………………………………………………. 90 Земцов В.Н. (Екатеринбург) ИСТОРИЯ РОССИИ КАК ЧАСТЬ МИРОВОЙ ИТОРИИ? О КОНЦЕПЦИИ «ЕДИНОЙ ЛИНИИ» УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ……. 96 Кругликова Г.А. (Екатеринбург) ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В СОВРЕМЕННЫХ КУРСАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ………………………………... 103 Кузьмина А.П. (Екатеринбург) СЕЛЬСКАЯ ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ НА УРАЛЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В. И ЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ В ШКОЛЬНЫХ И ВУЗОВСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ……………………………………………………. 112 Кусков С.А. (Челябинск) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СВЯЗИ С ВНЕДРЕНИЕМ ЕДИНОГО УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА (ВЗГЛЯД ИСТОРИКА-АРХИВИСТА)……………………………………. 124 Лешукова Е.В. (Сургут) ПРОБЛЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ ТЕРРОРА ПЕРИОДА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ШКОЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТСОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ…………………………………………. 133 Майбурова С. А. (Нижневартовск) К ВОПРОСУ О ТРУДНОСТЯХ РАБОТЫ ПЯТИКЛАССНИКОВ С УЧЕБНИКОМ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА…………………………………….. 142 Мезенцев В.Ф. (Нижний Тагил) ДИСКУССИИ ВОКРУГ НОВЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПО ИСТОРИИ В БРИТАНИИ……………………………………………………………….. 147 Мельникова А.М. (Красноуфимск) СРЕДНИЙ И МЛАДШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ КРАСНОУФИМСКОГО ЗЕМСТВА В 1870–1917 ГГ……………………. 154 Мельникова Н.В. (Екатеринбург) СОВЕТСКИЙ АТОМНЫЙ ПРОЕКТ В ШКОЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………………………………………………………………. 162 Начапкин М.Н. (Екатеринбург) О РОЛИ КОНСЕРВАТОРА К.П. ПОБЕДОНОСЦЕВА В ПОДГОТОВКЕ КОНТРРЕФОРМ АЛЕКСАНДРА III………………………………………. 170 Островкин Д.Л. (Екатеринбург) ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗЕМСКОЙ МЕДИЦИНЫ В ИРБИТСКОМ УЕЗДЕ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ………………………….. 182 4
Стр.4
Павлова Я.В. (Екатеринбург) УРАЛЬСКАЯ ДЕРЕВНЯ И ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В ОТРАЖЕНИИ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ……………………………………………………………………. 190 Попп И. А. (Екатеринбург) СТАНОВЛЕНИЕ МЕСТНОГО СУДА В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕВИЗИИ СЕНАТОРА П.Н. КЛУШИНА)…………….. 197 Постникова А.А. (Екатеринбург) ВОЙНА 1812 Г. В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ И ФРАНЦИИ………………………………………………………………… 204 Трифонов А.Н. (Екатеринбург) КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА НА КАЧКАНАРСКОМ ГОКе (1963-1972 гг.)……………………………………………………………… 210 Трофимов А.В. (Екатеринбург) УЧЕБНИК ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ………………………………. 217 Фельдман М.А. (Екатеринбург) ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОБЛЕМЕ ДОСТУПНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………… 223 Черезова О.Г. (Екатеринбург) «ВОЕННЫЙ СЛЕД» В ДЕМОГРАФИЧЕСКХ ПРОЦЕССАХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В. В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………. 229 Черноухов Э.А. (Екатеринбург) ПРОСВЕЩЕНИЕ – СРЕДСТВО БОРЬБЫ С ЦЕРКОВНЫМ РАСКОЛОМ? (НА ПРИМЕРЕ ЧАСТНЫХ ГОРНОЗАВОДСКИХ ХОЗЯЙСТВ УРАЛА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В.)……………………... 232 Чернышова И.И. (Лесной) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ПОВЫШЕННОГО ТИПА НА УРАЛЕ В 1920-Х ГОДАХ……………… 239 Шистеров М.В. (Екатеринбург) СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНИКИ И (НЕ)СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ (О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО АНТИЧНОЙ ИСТОРИИ)…………………………….………………… 247 Сведения об авторах……………………………………………………… 257 5
Стр.5
Содержание РАЗДЕЛ II Школьный учебник истории: теоретические и методические проблемы Антонова А.В. (Екатеринбург) ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ………………………………………………………………… 6 Бахтина И.Л. (Екатеринбург) ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ УРАЛА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В 1920-е ГОДЫ…………………………… 12 Гаврилов Д. В. (Екатеринбург) СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ И РЕФЛЕКСИВНОЙ РЕКОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНИКЕ ПО ОТЕЧЕСТВЕНОЙ ИСТОРИИ………………………………………………. 22 Гугнина О.В. (Оренбург) УЧЕБНИК ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ………………………………………………………………………………………………. Гузненко З.И. (Екатеринбург) НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ВУЗОВСКИХ УЧЕБНИКОВ………………………………………………………………………………………………… Днепрова Т.П. (Екатеринбург) НАЦИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА ПО ИСТОРИИ................................................................................................. 36 44 52 Дудина М.Н. (Екатеринбург) «УРОКИ ИСТОРИИ» В ШКОЛЬНОМ УЧЕБНИКЕ И МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ……………………………………………. Зубкова И.А. (Екатеринбург) БРИТАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА ИСТОРИИ……………………………………………………………………………………………………. Капшутарь М.А. (Екатеринбург) ЕДИНЫЙ УЧЕБНИК ИСТОРИИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ…………………………………………………………………. 58 68 83 3
Стр.270
Клименко И.М. (Екатеринбург) ЕДИНАЯ ЛИНЕЙКА УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ ПОЛИСУБЪЕКТНОСТИ ВОСПИТАНИЯ………………... Лыжина О.А. (Екатеринбург) СХЕМА В ШКОЛЬНОМ УЧЕБНИКЕ ИСТОРИИ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ВИДЫ, ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ……………... Мельников Н. Н. (Екатеринбург) ОРГАНИЗАЦИЯ БРОНЕВОГО ПРОИЗВОДСТВА НА УРАЛЕ В 1941 – 1942 ГГ………………………………………………………………………. Мосунова Т.Г. (Екатеринбург) РОЛЬ УЧЕБНИКА ИСТОРИИ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ…………………………………….. Мусихина Е.И. (Екатеринбург) ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………….................................... Огоновская И.С. (Екатеринбург) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДОМИНАНТА ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА XIX – XXI ВВ.……………………………………………………………………………… Постников П.Г. (Нижний Тагил) О КРИТЕРИЯХ ВЫБОРА УЧЕБНИКА ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЙ СТАНДАРТ……………………………………… Рыжкова О.В., Черненко Е.А. (Нижний Тагил) РЕГИОНАЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И УЧЕБНИКЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ…… Силаева Н. Б. (Нижние Серги) НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ…………………………………………………. Широкий В.А. (Екатеринбург) РОЛЬ И МЕСТО СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА ИСТОРИИ В РАЗВИТИИ ПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ……………………………………………………….. 4 93 99 113 123 130 141 155 162 171 177
Стр.271
Шумкина Т.Г. (Екатеринбург) УЧЕБНИК ИСТОРИИ КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОБЗОР ИСТОРИОГРАФИИ ПРОБЛЕМЫ………………………………………………………………………………………………. Яковлева Е.В. (Нижневартовск) О НЕКОТОРЫХ ВАЖНЫХ АСПЕКТАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ………………………………………………. Кондрашева М.И., Пряхин В.М. (Екатеринбург) ПОСЛЕВОЕННОЕ ДВАДЦАТИЛЕТИЕ В КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)…………………………………………….. Сперанский А.В. (Екатеринбург) УЧЕБНИК ИСТОРИИ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ …………………………………………………………………. Сведения об авторах ……………………………………………………… 211 217 198 182 194 5
Стр.272