Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (220,00 руб.)

0   0
Первый авторДепутат Ирина Сергеевна
АвторыГрибанов Анатолий Владимирович
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц135
ID348605
АннотацияВ монографии представлены психологическая и психофизиологическая характеристики интеллекта, его теории и модели. Дается описание современных направлений научных исследований в данной области. Рассмотрены основные методики оценки интеллекта у детей и особенности интеллектуального развития при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.
Кому рекомендованоДля психологов, физиологов, педагогов, а также студентов психологических, медицинских и педагогических специальностей и направлений
ISBN978-5-261-00613-8
Депутат, И.С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / А.В. Грибанов; И.С. Депутат .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2011 .— 135 с. : ил. — ISBN 978-5-261-00613-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/348605 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт медико-биологических исследований И.С. Депутат, А.В. Грибанов Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Монография Архангельск ИПЦСАФУ 2011 УДК 159.922.72/76-056.34 ББК 88.832 Д 359 Рецензенты: заслуженный работник высшей школы РФ, доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены и медицинской экологии СГМУ А.Б. <...> В частности, развиваются такие направления, как психогенетика и психофизиология интеллекта, изучается влияние интеллектуального климата семьи на развитие интеллекта детей и т.д. <...> Активно развивается психометрия интеллекта, позволяющая оценить возможности социальной адаптации, обучаемость, особенности умственного развития, общеинтеллектуальные способности. <...> Тесты интеллекта (IQ тесты) являются одними из самых технически надежных и достоверных из всех психологических тестов и методов. <...> Одним из примеров такой ситуации является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - одно из распространенных поведенческих расстройств, сопровождающееся трудностями в обучении и проблемами в поведении детей. <...> Симптомокомплекс СДВГ включает в себя дефицит внимания, гиперактивность (двигательную расторможенность), импульсивность. <...> Синдром дефицита внимания с гиперактивностью сопровождается запаздыванием процессов созревания высших психических функций, в частности незрелостью системы регуляции внимания и, следовательно, специфическими трудностями обучения. <...> Ведущими клиническими симптомами состояния следует считать: нарушение (дефицит) внимания, гиперактивность (двигательная расторможенность), импульсивность [17; 29; 70; 101; 181; 198]. <...> Смешанный тип (наиболее распространенный): гиперактивность в сочетании с нарушениями <...>
Интеллектуальное_развитие_детей_с_синдромом_дефицита_внимания_с_гиперактивностью.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт медико-биологических исследований И.С. Депутат, А.В. Грибанов Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Монография Архангельск ИПЦСАФУ 2011
Стр.1
УДК 159.922.72/76-056.34 ББК 88.832 Д 359 Рецензенты: заслуженный работник высшей школы РФ, доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены и медицинской экологии СГМУ А.Б. Гудков; кандидат медицинских наук, доцент кафедры физиологии и патологии развития человека САФУ имени М.В. Ломоносова Ю.С. Джое Депутат, И.С. Д359 Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография/И.С. Депутат, А.В. Грибанов; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИПЦ САФУ 2011.- 135 с. ISBN 978-5-261-00613-8 В монографии представлены психологическая и психофизиологическая характеристики интеллекта, его теории и модели. Дается описание современных направлений научных исследований в данной области. Рассмотрены основные методики оценки интеллекта у детей и особенности интеллектуального развития при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Для психологов, физиологов, педагогов, а также студентов психологических, медицинских и педагогических специальностей и направлений. УДК 159.922.72/76-056.34 ББК 88.832 Издание осуществлено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 09-0б-00725а «Изучение влияния семейных факторов на проявления школьной дезадаптации у детей с трудностями в обучении». Издано в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)» №2.2.3.3/9711 ISBN 978-5-261-00613-8 © Депутат И.С, Грибанов А.В., 2011 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2011
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время интеллект рассматривается в категории способностей и связан с общим функционированием психики, с различными сторонами ее проявления, с внешней активностью человека. Интеллект - это общая умственная способность, которая включает умение рассуждать, планировать, абстрактное мышление, понимание сложных идей, обучение на основе собственного и чужого опыта. Интеллект - это не узкий академический навык, а способность к познанию окружающего мира. Анализ проблемы интеллекта осуществляется как в рамках общей и социальной психологии, так и в смежных с ней научных областях. В частности, развиваются такие направления, как психогенетика и психофизиология интеллекта, изучается влияние интеллектуального климата семьи на развитие интеллекта детей и т.д. Активно развивается психометрия интеллекта, позволяющая оценить возможности социальной адаптации, обучаемость, особенности умственного развития, общеинтеллектуальные способности. Тесты интеллекта (IQ тесты) являются одними из самых технически надежных и достоверных из всех психологических тестов и методов. Большое внимание в практике исследования интеллекта уделяется характеристике его особенностей в детском возрасте (как в норме, так и при нарушениях психического развития). Для человека интеллект имеет адаптационное значение, он позволяет приспособиться к различным жизненным условиям, его назначение заключается в структурировании отношений между средой и организмом. Адаптационное значение интеллекта становится особенно актуальным при наличии поведенческих нарушений в детском возрасте, т.к. интеллект может выступать основным звеном, на которое осуществляется опора в коррекционном процессе. В большей степени, чем другие свойства личности, интеллект связан с разнообразными образовательными, социальными, профессиональными и другими достижениями человека. Преимущес
Стр.3
тва высокого интеллекта возрастают по мере усложнения окружающей среды - в новой, неоднозначной, быстроизменяющейся или непредсказуемой среде человек с высоким интеллектом сможет ориентироваться быстрее и принимать решения, способствующие достижению успеха. Эти утверждения применимы и к детскому возрасту, когда происходит становление интеллекта. При этом известны примеры, когда при соответствии интеллекта среднему или даже высокому уровню, дети испытывают трудности в обучении и социальной адаптации. Одним из примеров такой ситуации является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - одно из распространенных поведенческих расстройств, сопровождающееся трудностями в обучении и проблемами в поведении детей. Симптомокомплекс СДВГ включает в себя дефицит внимания, гиперактивность (двигательную расторможенность), импульсивность. Группа детей с данной патологией представлена различными вариантами по степени выраженности симптомов. Известно, что наряду с основными характеристиками данного расстройства отмечается широкий спектр эмоциональных и когнитивных нарушений. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью сопровождается запаздыванием процессов созревания высших психических функций, в частности незрелостью системы регуляции внимания и, следовательно, специфическими трудностями обучения. Дети с данным синдромом характеризуются недоразвитием мотивационного компонента деятельности (интерес к чему-либо формируется с трудом), задержкой эмоционального развития, что проявляется в игнорировании интересов и потребностей других людей, безразличия к их переживаниям. Своеобразие интеллектуальной деятельности при пограничных нарушениях, в том числе и при СДВГ, обусловлено первичной функциональной недостаточностью нервной системы, на основе которой формируется психика ребенка, и отражает эту функциональную недостаточность, а также вторичные приспособительные механизмы организма. Данные, характеризующие интеллектуальную деятельность при СДВГ и представленные в современной научной литературе, достаточно противоречивы. Имеются исследования, указывающие на характерную особенность интеллектуальной деятельности при СДВГ: академическая успеваемость у детей данной группы зачас
Стр.4
тую бывает низкой даже при высоких показателях интеллекта. В ряде исследований выявлены существенные различия уровня развития когнитивных функций детей с СДВГ и детей без проявления отклонений в психической сфере и выраженных расстройств поведения. Наиболее актуальной проблемой в настоящее время остается объективная диагностика СДВГ. Поскольку данный синдром в научной литературе относится к нейробиологическим нарушениям, включение в диагностику нейрофизиологических методов и применение психофизиологического анализа при оценке тех или иных функций, является необходимым. Также на современном этапе продолжается активное изучение факторов риска по проблеме СДВГ, и путей лечения и коррекции этого синдрома. Формирование целостного представления о структуре интеллекта детей с СДВГ позволит оценить их функциональные резервы и разработать на основе полученных данных более эффективные способы обучения, коррекции и повышения адаптации к учебному процессу, уровня социальной адаптации в целом.
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Клинико-физиологические проявления СДВГ Глава 2. Понятие об интеллекте Глава 3. Оценка интеллекта у детей Глава 4. Нейробиологическая характеристика интеллектуального развития Глава 5. Психофизиологическая характеристика интеллекта при СДВГ Заключение Библиографический список 3 6 28 44 70 91 113 118
Стр.134

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ