Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 563786)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как потенциал развития образовательной среды школы (на примере МБОУ г. Иркутска Гимназии № 44)

0   0
АвторыВасильев Владимир Александрович
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц70
ID346260
АннотацияЦель представленной магистерской диссертации - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия учебно-исследовательской деятельности школьников как потенциале развития образовательной среды школы (на примере МБОУ г. Иркутска Гимназии № 44).
Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как потенциал развития образовательной среды школы (на примере МБОУ г. Иркутска Гимназии № 44) / В.А. Васильев .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 70 с. — URL: https://rucont.ru/efd/346260 (дата обращения: 22.06.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Васильев Владимир Александрович Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как потенциал развития образовательной среды школы (на примере МБОУ г. Иркутска Гимназии № 44) Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ1-4-98 Направление подготовки: 44.03.01 Педагогические образование Направленность (профиль): Проектно-исследовательская деятельность инновационные технологии организации Научный руководитель: Чупрова Ольга Федоровна, к.п.н., доцент ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой педагогики и лингводидактики Жданко Татьяна Александровна, ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016 1 к.п.н., доцент ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. <...> Особенности организации образовательной среды школы с учетом современной образовательной политики. <...> Педагогические условия организации учебно-исследовательской деятельности учащихся как потенциала развития образовательной среды школы. <...> 38 ГЛАВА 2 «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ МБОУ Г. ИРКУТСКА ГИМНАЗИИ № 44». <...> Анализ опыта организации учебно-исследовательской деятельности школьников как потенциала образовательной среды МБОУ г. Иркутска Гимназии №44. <...> Внедрение педагогических условий организации учебно-исследовательской деятельности школьников как потенциала образовательной среды на базе МБОУ г. Иркутска Гимназии №44. <...> Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических <...>
Организация_учебно-исследовательской_деятельности_школьников_как_потенциал_развития_образовательной_среды_школы_(на_примере_МБОУ_г._Иркутска_Гимназии_№_44).pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Васильев Владимир Александрович Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как потенциал развития образовательной среды школы (на примере МБОУ г. Иркутска Гимназии № 44) Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ1-4-98 Направление подготовки: 44.03.01 Педагогические образование Направленность (профиль): Проектно-исследовательская деятельность инновационные технологии организации Научный руководитель: Чупрова Ольга Федоровна, к.п.н., доцент ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой педагогики и лингводидактики Жданко Татьяна Александровна, ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016 1 к.п.н., доцент
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................Стр. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ..............................................................................................................Стр.16 1.1 Анализ состояния проблемы организации учебно-исследовательской деятельности школьников в педагогической науке........................................Стр.16 1.2. Особенности организации образовательной среды школы с учетом современной образовательной политики..........................................................Стр.25 1.3. Педагогические условия организации учебно-исследовательской деятельности учащихся как потенциала развития образовательной среды школы...................................................................................................................Стр.30 ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.....................................................................................Стр.38 ГЛАВА 2 «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ МБОУ Г. ИРКУТСКА ГИМНАЗИИ № 44»...................................................................Стр.40 2.1. Анализ опыта организации учебно-исследовательской деятельности школьников как потенциала образовательной среды МБОУ г. Иркутска Гимназии №44.....................................................................................................Стр.37 2.2. Внедрение педагогических условий организации учебно-исследовательской деятельности школьников как потенциала образовательной среды на базе МБОУ г. Иркутска Гимназии №44.................................................................................Стр.48 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических условий организации учебно-исследовательской деятельности школьников как потенциала образовательной среды на базе МБОУ г. Иркутска Гимназии №44.....................................................................................................Стр.53 ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.....................................................................................Стр.55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................Стр.57 2
Стр.2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...............................................................................................................................Стр.62 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Современная общеобразовательная школа стремится стать разноуровневым, вариативным и многопрофильным образовательным учреждением с набором разнообразных образовательных услуг, открытым для детей самых разных возможностей, с учетом их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, способностей. В процессе реализации приоритетного национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» она становится гибкой моделью инновационного влияния на формирование подрастающего поколения и среды обитания. Успешное развитие системы отечественного образования неразрывно связано с учетом динамики социально-культурных перемен, происходящих как в России, так и за ее пределами. Внешние изменения, которые принято называть цивилизационными процессами, с одной стороны, задают условия функционирования и развития системы образования через заказ на образование и воспитание потребной обществу личности, с другой - сами зависят от того, что взращивает образовательная среда. Возрастание скорости социокультурных изменений неизбежно приводит не только к изменению образовательной среды школы, но и к увеличению скорости ее обновления, что делает более интенсивными, более напряженными процессы ее преобразования. В ситуации ускоряющегося развития образования каждое последующее поколение школьников сталкивается уже с изменившейся образовательной средой, стабильной и устойчивой в их восприятии, но меняющейся и зыбкой в восприятии педагогов. Помимо естественного взаимодействия с образовательной средой, учащиеся испытывают ее воспитательное влияние, выражающееся в содержании школьного образования, образе и атмосфере самой школы, межличностном взаимодействии всех субъектов образовательной среды. 4
Стр.4
Приоритеты современной государственной образовательной политики, обозначенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), и недостаточная готовность школы к решению этих проблем, с другой стороны, обусловливает, необходимость более полного исследования и совершенствования как учебно-исследовательской деятельности, так и образовательной среды школы. Перед школой встала насущная задача поиска путей формирования и развития универсальных учебных действий, в том числе и через организацию исследовательской деятельности учащихся. Актуальность исследования обусловлена потребностью в выявлении и научно-теоретическом обосновании педагогических условий организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в современной школе. Значение образовательной среды школы отмечали многие - И.М. Улановская, Н.И. Поливанова, И.В. Ермакова и др. Понятие образовательная среда является достаточно новым в педагогической практике, появившемся в последнее десятилетие для целостного (надпредметного, надпрограммного, надличностного и т.п.) описания специфических особенностей конкретной школы. Системные исследования 70-90 гг. XX в. способствовали развитию теории среды. Постепенно накапливались знания о конкретных составляющих среды: предметно-пространственной, природной, эстетической, предметноэстетической, архитектурной, внешкольной и др. Разработке теоретических и методологических основ проблемы исследовательской деятельности учащихся основной школы посвящены работы А. С. Обухова, П. И. Пидкасистого, А. И. Савенкова, И. Ф. Свадковского, М. И. Скаткина, В. А. Сластенина и др. Современные исследователи определили набор действий, создающих в своем единстве целостную картину исследовательской деятельности. Появление различных позиций в процессе изучения педагогической наукой современного образования в целом, и образовательной среды школы в 5
Стр.5
частности, ставит перед исследователями задачу осмысления феномена образовательной среды, ее качеств, структуры и проектноисследовательского потенциала. В контексте решения задач модернизации образования приобретает важное значение изучение процесса поиска, активизации и развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы, грамотного его переноса и внедрения на различных уровнях образовательной среды, а также методического оформления процесса внедрения в виде педагогической технологии или методики. Анализ современной философской, социологической, психологической, педагогической литературы позволяет утверждать, что для проектирования потребной образовательной среды, способствующей развитию и становлению личности учащегося, имеется достаточно разработанная теоретическая база: - общая методология исследования базируется на фундаментальных положениях: о человеке, личности, индивидуальности (T.C. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон и др.); о роли деятельности во всестороннем развитии личности (Г.С. Абрамова, Л.Н.Коган, А.В.Петровский); - образовательная среда выделена как объект образовательной системы (С.Д. Дерябо, В.А. Левин, В.И. Панов, В.В. Рубцов и др.), дан психологопедагогический анализ образовательной среды как комплекса возможностей развития личности учащегося по заданному образцу, выделен и проанализирован компонентный состав образовательной среды, показана ее неоднородность, теоретически обоснована возможность типологизации образовательной среды. В исследованиях отечественных ученых в последнее время процесс образования также рассматривается как процесс организации образовательной среды, в которой обучение и воспитание органично соединены с исследовательской деятельностью и встроены в культурно-исторический контекст (С.И. Гессен, Ю.В.Громыко, В.В.Давыдов, В.П. Зинченко, П.Г. Щедровицкий и др.). 6
Стр.6
Образовательная среда обладает материальным, психологическим и содержательным потенциалом взаимоотношений и деятельности субъектов образовательного процесса. В современных психолого-педагогических исследованиях учеными уделяется большое внимание проблеме взаимодействия субъектов образовательной среды (К.А. Абульханова, Л.В. Байбородова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, H.A. Зимняя, М.И. Рожков, Л.Д. Столяренко и др.). В соответствии с задачами дальнейшего совершенствования функционирования и развития общеобразовательных учреждений на первый план выдвигается проблема обеспечения качества образовательной среды. Ее теоретическому осмыслению посвящены работы по различным аспектам управления школой (М.В. Богуславский, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, В.П. Панасюк, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.Н. Шамова, Е.А. Ямбург и др.), по проблемам качества образования и управления педагогическими системами (Н.В. Кузьмина, A.A. Орлов, H.A. Селезнева, А.И. Субетто и др.). Анализ образовательной среды школы, а также анализ развития проектноисследовательской деятельности в ней позволил выявить ряд противоречий: на социальном уровне: между ФГОС ООО требования к организации образовательной среды, к процессу обучения (учебно-исслед. Деятель) - между требованиями современного осмысления принципиально новых потребностей среды образовательного учреждения, выбора приоритета их развития и недостаточным использованием потенциала образовательной среды для включения в процесс учебно-исследовательской деятельности всех субъектов образовательной среды школы; Научно-теоретический характер: - наличием объективной потребности в определении теоретикометодологических и организационно-педагогических основ учебноисследовательского потенциала образовательной среды школы и отсутствием разработанных теоретических основ в данной области; Научно-методический характер: 7
Стр.7
- наличием в отдельных школах образовательной среды с высоким учебноисследовательским потенциалом, созданной отдельными педагогами, и отсутствием согласованности и взаимодействия между ними, ввиду недостаточной разработанности подходов к созданию необходимой образовательной среды школы, способствующей реализации ее учебноисследовательского потенциала; - необходимостью в создании методических рекомендаций школьникам и их научным руководителям. Они призваны оказать им помощь в организации различных видов самостоятельной исследовательской деятельности в течение всего периода обучения; Обозначенные выше противоречия обуславливают общую проблему исследования, заключающуюся в поиске необходимых и достаточных условий организации исследовательской деятельности учащихся основной школы и условий развития учебно-исследовательского потенциала образовательной среды современной школы. Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия учебно-исследовательской деятельности школьников как потенциале развития образовательной среды школы (на примере МБОУ г. Иркутска Гимназии № 44). Объект исследования: процесс развития образовательной среды школы. Предмет исследования: педагогические условия организации учебноисследовательской деятельности школьников как потенциала развития образовательной среды школы. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что организация учебно-исследовательской деятельности школьников может выступать потенциалом для развития образовательной среды школы, если: - образовательная среда школы будет рассматриваться как базовое понятие теории развития учебно-исследовательского потенциала образовательной среды современной школы с уточнением содержания 8
Стр.8
сопутствующих понятий, существенных характеристик, специфических принципов ее организации; -уточнено содержание понятия «учебно-исследовательская деятельность школьников», раскрыта структура «учебно-исследовательской деятельности школьников»; - определены особенности организации образовательной среды школы с учетом современной образовательной политики; - выявлен и учтен комплекс педагогических условий организации учебно-исследовательской деятельности учащихся как потенциала развития образовательной среды школы. - разработаны методические рекомендации по организации учебноисследовательской деятельности школы для развития потенциала образовательной среды школы. В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи исследования: 1. Провести анализ состояния проблемы организации учебноисследовательской деятельности школьников в педагогической науке. 2. Изучить особенности организации образовательной среды школы с учетом современной образовательной политики. 3. Разработать педагогические условия организации учебноисследовательской деятельности школьников как потенциале развития образовательной среды школы 4. Дать характеристику и обосновать потенциал развития образовательной среды МБОУ г. Иркутска Гимназии №44 посредством организации учебно-исследовательской деятельности школьников. 5. Выявить экспериментальным путем позитивные/негативные изменения в показателях учебно-исследовательской деятельности учащихся в результате реализации разработанных педагогических условий. 9
Стр.9
Методологическую основу исследования составляют фундаментальные исследования в области философии, педагогики, социологии, включая следующие: - субъектный и деятельностный (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) подходы к изучению социальных явлений и процессов; - личностно-ориентированный подход к изучению и построению образовательной и воспитательной среды (И.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А.Я. Данилюк, В.М. Лизинский, Н.Д. Никандров, А.Н. Тубельский, И.Д. Фрумин и др.). Теоретической базой исследования послужили фундаментальные работы в области: - средового подхода (Н.М. Борытко, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, Е.Н.Степанов, И.Д. Фрумин и др.), культурологического подхода (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, A.П. Валицкая, О.С. Газман, Н.Б.Крылова и др.; синергетики и системного подхода (В.И. Аршинов, H.H. Бабич, Т.В. Белых, B.Г. Буданов, E.H. Князева, Г.Г. Малинецкий, А.П. Назаретян и др.) ,их места и роли в развитии представлений об организации образовательной среды современной школы; - концептуальные представления об образовательной среде, ее роли в становлении и развитии человека (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, A.C. Макаренко, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, С.Т. Шацкий и др.); - теории управления образованием и образовательной средой (Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, A.A. Орлов, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.Н. Шамова и др.). Важное концептуальное значение для проведенного исследования имеют: - B.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, A.M. Новиков, М.Н. Скаткин, Г.П. Щедровицкий и др.); 10 методология педагогических исследований (Ю.К. Бабанский,
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически