Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Китаеязычные экранные искусства как средство формирования медиакультуры учащихся в системе дополнительного образования (на примере языковой школы)

0   0
АвторыПетухова Надежда Сергеевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц87
ID346250
АннотацияЦель представленного магистерского исследования заключается в теоретическом обосновании и проверке модели формирования медиакультуры учащегося в системе дополнительного образования (на примере языковой школы) средствами китаеязычных экранных искусств.
Китаеязычные экранные искусства как средство формирования медиакультуры учащихся в системе дополнительного образования (на примере языковой школы) / Н.С. Петухова .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 87 с. — URL: https://rucont.ru/efd/346250 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Петухова Надежда Сергеевна Китаеязычные экранные искусства как средство формирования медиакультуры учащихся в системе дополнительного образования (на примере языковой школы) Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ1-4-98 Направление подготовки: 44.03.01 Педагогические образование Направленность (профиль): Проектно-исследовательская деятельность инновационные технологии организации Научный руководитель: к.п.н., доц., каф. педагогики и лингводидактики Ямушева И.В. <...> Формирование медиакультуры личности учащегося в системе дополнительного образования в отечественной и зарубежной педагогической мысли. <...> Особенности восприятия учащимися китаеязычных экранных искусств в процессе формировании медиакультуры личности учащегося в системе дополнительного образования……………………. <...> ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ УЧАЩЕГОСЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЭКРАННЫХ ИСКУССТВ В СИСТЕМЕ Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р АЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ «HI SCHOOL»)……………………………. <...> Диагностика исходного состояния медиакультуры учащихся в условиях дополнительного образования (на примере языковой школы «Hi school»)………43 2.2. <...> Описание реализации модели формирования медиакультуры учащегося на материале экранных искусств в системе дополнительного образования (на примере лингвистической школы «Hi school»)………………………………………………55 2.3. <...> Условия динамичности информационных потоков и технологического прогресса, изменения социокультурной ситуации, создания единого мирового информационного пространства, основы которого составляют медиа <...>
Китаеязычные_экранные_искусства_как_средство_формирования_медиакультуры_учащихся_в_системе_дополнительного_образования_(на_примере_языковой_школы).pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Петухова Надежда Сергеевна Китаеязычные экранные искусства как средство формирования медиакультуры учащихся в системе дополнительного образования (на примере языковой школы) Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ1-4-98 Направление подготовки: 44.03.01 Педагогические образование Направленность (профиль): Проектно-исследовательская деятельность инновационные технологии организации Научный руководитель: к.п.н., доц., каф. педагогики и лингводидактики Ямушева И.В. ____________ «____» ______________ 2016 г. (подпись) Заведующий кафедрой: К.п.н., доцент Жданко Т.А. ____________ «____» ______________ 2016 г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой педагогики и лингводидактики к.п.н., доцент Жданко Т.А. ____________ «____» ______________ 2016 г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА МАТЕРИАЛЕ КИТАЕЯЗЫНЫХ ЭКРАННЫХ ИСКУССТВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………….…12 1.1. Формирование медиакультуры личности учащегося в системе дополнительного образования в отечественной и зарубежной педагогической мысли.………………………………...........................................................................12 1.2. Модель формирования медиакультуры личности учащегося в системе дополнительного образования ………………………………………………………25 1.3. Особенности восприятия учащимися китаеязычных экранных искусств в процессе формировании медиакультуры личности учащегося в системе дополнительного образования……………………..……………………………….33 Выводы по главе 1……………………………………………………………………41 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ УЧАЩЕГОСЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЭКРАННЫХ ИСКУССТВ В СИСТЕМЕ Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р АЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ «HI SCHOOL»)…………………………….43 2.1. Диагностика исходного состояния медиакультуры учащихся в условиях дополнительного образования (на примере языковой школы «Hi school»)………43 2.2. Описание реализации модели формирования медиакультуры учащегося на материале экранных искусств в системе дополнительного образования (на примере лингвистической школы «Hi school»)………………………………………………55 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке модели формирования медиакультуры учащегося на материале экранных искусств в системе дополнительного образования (на примере лингвистической школы «hi school»)...........................................................................................................................63 Выводы по главе 2…….…………………………………………………………..….70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…..73 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….……..78
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Условия динамичности информационных потоков и технологического прогресса, изменения социокультурной ситуации, создания единого мирового информационного пространства, основы которого составляют медиа, язык, культура детерминируют формирование у человека медакультуры. В современном обществе обстоятельства складываются так, что человек с малых лет вынужден общаться с медиа. В настоящий момент школьник должен быть готов решать учебные задачи в условиях информационного общества, осуществлять культуросообразные виды деятельности: поиск, отбор, использование, критический анализ, оценка информации; создание и передача медиатекстов. В силу этих обстоятельств на образование в целом и на дополнительное образование в частности, возложена серьезная миссия: помочь молодому поколению в формировании медиакультуры. Сформировать у учащегося культуру отношения к медиа , умение воспринимать и создавать собственные медиапродукты можно с помощью медиаобразования. Медиаобразование может осуществляться как в рамках отдельного предмета в школе, так, и интегрировано в другие дисциплины. На наш взгляд особым потенциалом в данной области обладает медиаобразование в процессе обучения иностранным языкам, которое решая свои задачи, выбирает разные средства, в том числе на материале экранных искусств. В настоящий момент, когда высокий процент общеобразовательных школ и языковых центров России, учитывая современную социокультурную ситуацию, в перечень изучаемых иностранных языков включает языки восточные, в том числе и китайский. Сегодня Российская Федерация поступательно выстраивает внешние политические, социально-экономические и культурные отношения с Китайской народной республикой (КНР). В связи с этим проблема формирования медиакультуры учащихся на материале китаеязыных экранных искусств приобретает особую социальную значимость.
Стр.3
Актуальность данного исследования пересекается с целями и задачами российских и международных документов, проектов, докладов: «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в купе с докладом рабочей группы Совета Федерации «Школа – 2020. Какой мы её видим?», с приоритетным национальным проектом «Образование», с докладом общественной палаты «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», Федеральный государственный стандарт дополнительного образования подтверждает актуальность исследования на социально-педагогическом уровне. Научно-теоретическая база для исследования проблемы формирования медиакультуры личности учащегося заложена в различных исследованиях известных зарубежных ученых-медиапедагогов: Б. Бахмайер, Э. Бевор, Р. Кьюби, Л. Мастерман, Дж. Поттер и др., а также отечественных: Л.А. Иванова, О.Ф. Нечай, Н. П. Рыжих, А.В. Спичкин, , Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, Н.Ю. Хлызова и др. Серьезный вклад в разработку проблемы исследования положили теоретические положения о медиакомпетентности педагога И.В. Григорьевой, Л.А. Ивановой, А.В. Федорова; о вторичной языковой личности И.И. Халеевой; о медиакомпетентности вторичной языковой личности Н.Ю. Хлызовой. Высокий исследовательский интерес представляют труды, посвященные проблеме формирования медиакультуры личности на материале экранных искусств: Б. Бахмайер, Э. Бевор, Р. Кьюби, Л. Мастерман, Дж. Поттер, Ю.Н. Нечай, Л.А., Усова, Н.В. Федорова. Медиаобразование учащегося на материале экранных искусств на сегодняшний день, хоть и современное направление, однако, уже имеет колоссальный практический опыт. В последние годы в отечественной педагогической науке стали появляться работы, направленные на выявление путей, способов, средств, методов, условий формирования медиакультуры учащихся, такие как исследования Кузьминой М.В. «Диагностика
Стр.4
формирования медиакультуры учащихся в процессе создания образовательных видеоматериалов», Кузьминой «Видеоинформационное обеспечение учебного процесса как фактор формирования медиакультуры учащихся», М.В. Герценой А.И. «Видеоинформационное обеспечение учебного процесса как фактор формирования медиакультуры учащихся», Кирилловой Н.Б. «Медиаобразование в интенциях обучения и медиакультуры» медиасреда российской модернизации», Данные работы создают теоретикоконцептуальную базу, сформируют круг идей, основных положений и подходов к исследуемой проблеме. Тогда как отдельно проблемам использования экранных искусств в решении задач воспитания, обучения иностранным языкам в системе школьного образования, формированию медиакультуры учащихся уделяется немало внимания, современная педагогическая наука не дает ответа на вопрос о том, как сформировать медиакультуру учащихся на материале китаеязыяных экранных искусств в системе дополнительного образования. Несмотря на отдельный опыт ученых – медиапедагогов по включению в медиаобразования в процесс обучения иностранным языкам, систему дополнительного образования (работа кружков и факультативов), до сих пор в педагогической практике отсутствуют программы курсов по формированию медиакультуры личности учащегося на материале китаеязыяных экранных искусств в системе дополнительного образования, что подчеркивает актуальность нашего исследования на научнометодическом уровне. Анализ перечисленных выше работ по теории медиаобразования, требований ФГОС дополнительного образования, позволил выявить основные противоречия между: - социально-педагогического характера - между современным социальным запросом на формирование медиакультуры учащихся в системе дополнительного образования в процессе изучения китайского язык и его недостаточным комплексным педагогическим обеспечением;
Стр.5
- научно-теоретического характера - между рекомендациями образовательной политики государства, направленной на формирование медиакультуры подрастающего поколения, и отсутствием модели формирования медиакультуры учащихся в системе дополнительного образования, учитывающей возможности китаеязычных экранных искусств; - общепедагогического характера - между необходимостью формирования медиакультуры учащихся в системе дополнительного образования в процессе изучения китайского языка и недостаточным научно-теоретическим обоснованием соответствующей педагогической деятельности, учитывающей возможности китаеязычных экранных искусств. Обозначенные противоречия определяют проблему исследования: как должна быть организована модель формирования медиакультуры учащихся средствами китаеязычных экранных искусств в системе дополнительного образования? Указанная проблема определила выбор темы исследования. Объект исследования: деятельность организаций системы дополнительного образования по медиаобразованию учащихся. Предмет исследования: процесс формирования медиакулльтуры учащихся в системе дополнительного образования (на примере языковой школы) средствами китаеязычных экранных искусств. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и проверке модели формирования медиакультуры учащегося в системе дополнительного образования (на примере языковой школы) средствами китаеязычных экранных искусств. Гипотеза исследования: формирование медиакультуры учащихся средствами китаеязычных экранных искусств будет эффективным, если: - рассматривать данный процесс как последовательное обеспечение учителями формирования у учащихся мотивов медиакультурной деятельности, готовности и способности самостоятельно выбирать объекты медиакультуры;
Стр.6
принципов, - осуществлять этот процесс на основе методологических подходов, определяющих системно-деятельностный, личностноориентированный, комплексный, культурологический подход; - в педагогической деятельности будут сочетаться взаимообусловленные методы и способы обучения, выполнение различных видов медиаориентированных заданий в рамках реализации программы курса дополнительного образования «Китайский язык на материале китаеязычных экранных искусств». Реализация поставленной цели и гипотезы исследования предполагает решение следующих задач исследования: 1. Раскрыть сущность понятия «медиакультура учащегося» в педагогических и психологических исследованиях. 2. Определить содержание, структуру, критерии и показатели медиакультуры личности учащегося в системе дополнительного образования. 3. Рассмотреть возможности китаеязычных экранных искусств в процессе формирования медиакультуры учащегося. 4. Спроектировать, описать реализацию и экспериментально проверить модель формирования медиакультуры личности учащегося средствами китаеязычных экранных искусств в системе дополнительного образования. 5. Разработать и описать реализацию программы курса дополнительного образования «Китайский язык на материале китаеязычных экранных искусств». Методологической основой настоящего исследования явились: - методологические подходы: информационный подход (И.В. Роберт, Э.П.Семенюк, У.Рейтман, А.Н.Кочергин); А.И.Ракитов, стемнодеятельностный подход (А. Г. Асмолов, Л. В. Занков, А. М. Кондаков, А. Н. Леонтьев, А. В. Хуторской и др.); методологические принципы педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский). В теоретической основе исследования лежат: теория развития личности (Б.Г. Ананьев, А. Маслоу и др.), теория деятельности (Л.С. Рубинштейн, М.С. Каган и др.); работы посвященные моделированию как
Стр.7
методу познания (Р. Буш, А.В. Веденов, Б.А. Глинский, И.Б. Новик, В.А. Штофф и др.); идеи по проектированию моделей медиакультуры человека (Н.Б. Кириллова) исследования, раскрывающие сущность идеи интеграции в образовании (В.В. Давыдова, А.Я. Данилюк, В.С. Леднева, В.И. Максимова, М.И. Махмутова, Т. Фоменко). Методы исследования определялись характером задач, решаемых на различных этапах исследования, и применялись комплексно. В ходе работы использовались следующие методы: - теоретические (изучение и анализ нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы образовательной политики; педагогической, психологической, социологичекой, методической научной литературы по проблеме исследования; анализ понятийно-терминологической системы; сравнение, анализ, обобщение; моделирование и проектирование); - эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, экспериментальная работа). База исследования: фактическое название - лингвистическая школа «Hi school», юридическое название ИП Петухова Надежда Сергеевна. В ходе работы были обследованы 40 учащихся 7-11 лет изучающих китайский язык от 1 до 3 лет. Работа происходила в рамках курсов: «Царство китайского языка», «Веселый китайский. Первая ступень», «Веселый китайский. Вторая ступень», «Веселый китайский. Третья ступень», а также в рамках клуба «Вечера просмотров китайского кино». Решение поставленных задач осуществлялось в три этапа: На первом этапе (2013-2014 гг.) проводился анализ философской, психологической и педагогической литературы, которая была необходима для получения информации о сущности понятия «медиакультура учащегося»; исследовались особенности процесса формирования медиакультуры учащегося; разрабатывались теоретические позиции, формулировались цели и задачи исследования, определялись его объект, предмет и гипотеза. На втором этапе (2014-1015 гг.) разрабатывалась модель, критерии, уровни, показатели формирования медиакультуры личности учащегося.
Стр.8
На третьем этапе (2015-2016 гг.) описывался процесс реализации модели медиакультуры личности учащегося, процесс реализации программы курса дополнительного образования «Китайский язык на материале китаеязычных экранных искусств», обобщались и обрабатывались полученные данные, формулировались результаты исследования, которые вошли в содержание диссертации. Научная новизна исследования определяется тем, что в нем: - уточнено научное представление о процессе формирования медиакультуры учащихся в системе дополнительного образования; - определены компоненты (познавательный, ценностный, перцептивный, деятельностный), критерии и показатели медиакультуры учащихся в системе дополнительного образования; - выявлена совокупность взаимообусловленных методологических подходов к формированию медиакультуры учащегося в системе дополнительного образования (системный, личностно-ориентированный, комплексный подход, деятельностный подход, культурологический подход), принципов соответствующей педагогической деятельности (преемственности, культуросообразности, индивидуализации, целостности педагогических действий); - изучены и возможности китаеязычных экранных искусств в процессе формирования медиакультуры учащегося; - спроектирована модель формирования медиакультуры учащихся в системе дополнительного образования на материале китаеязычных экранных искусств. Теоретическая значимость работы состоит в том, что: изложены теоретические подходы к анализу сущности понятия «медиакультуры учащихся в системе дополнительного образования»; теоретически обоснована модель формирования медиакультуры учащихся в системе дополнительного образования на материале китаеязычных экранных искусств. Практическая значимость результатов работы заключается в том, что:
Стр.9
- разработаны диагностические методики позволяющие определение уровней и показателей сформированности медиакультуры учащихся в системе дополнительного образования (высокий, средний, низкий); - созданная программа «Китайский язык на материале китаеязычных экранных искусств», может быть использовано педагогами дополнительного образования, высших и средних образовательных организаций с целью организации процесса медиаобразования. На защиту выносятся следующие положения: 1. Медиакультура учащегося - это потенциальная медиаактивность субъекта в культуросообразной медиаобразовательной среде, включающая в себя материальные и интеллектуальные ценности в сфере медиа. Структура медиакультуры состоит из следующих компонентов: понимание медиа, ценностное отношение к медиа, восприятие медиа, культура передачи информации по средствам медиа. Процесс формирования предполагает следующие этапы: диагностирующий, аналитический, деятельностный, рефлексивный. 2. Модель формирования медиакультуры личности учащегося на материале китаеязычных экранных искусств предусматривает использование учителем сочетающихся между собой способов обучения (индивидуальных, парных, групповых); методов обучения (диалогический, проектный, исследовательский); применение им творческих заданий, организацию им совместной деятельности с учеником и его самостоятельной интеллектуальной деятельности; инструментария, включающего критерии и показатели сформированности медиакультуры учащегося (когнитивный, ценностный, перцептивный, операционный) Личное участие соискателя состоит в проведении теоретического анализа сущности понятия «медиакультура учащегося», выявлении его структуры, этапов формирования, показателей и уровней сформированности; в разработке модели медиакультуры учащегося; в разработке программы «Китайский язык на материале китаеязычных экранных искусств». критериально-диагностического
Стр.10