МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал)
Кафедра педагогики и лингводидактики
Богданова Алена Игоревна
Организация социально-педагогической реабилитации детей-сирот в
условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей
Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ 1-5-96
Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
Направленность: Управление образовательными системами
Научный руководитель: Шумовская Альфия Гамировна, к.п.н., доцент
кафедры педагогики и лингводидактики
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Заведующий кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент
кафедры педагогики и лингводидактики
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Заведующий выпускающей кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н.,
доцент кафедры педагогики и лингводидактики
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Иркутск 2016
Стр.1
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основания социально-педагогической реабилитации
детей-сирот в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения
родителей.............................................................................................................................................12
1.1. Анализ проблемы социально-педагогической реабилитации детей-сирот в
условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей........12
1.2. Сущность и содержание социально-педагогической реабилитации детейсирот
как основного понятия исследования.......................................................25
1.3. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот как объект
управленческого воздействия...............................................................................38
Выводы по главе 1.................................................................................................46
Глава 2. Создание условий эффективной социально-педагогической
реабилитации в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения
родителей г. Ангарска...................................................................................................................50
2.1. Исследование условий социально-педагогической реабилитации детейсирот
в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей г.
Ангарска.................................................................................................................50
2.2. Программа социально-педагогической реабилитации детей-сирот в
условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей г.
Ангарска.................................................................................................................60
2.3. Апробация и результаты внедрения программы социальнопедагогической
реабилитации в условиях Центра помощи детям, оставшимся
без попечения родителей г. Ангарска..................................................................71
Выводы по главе 2.................................................................................................77
Заключение.............................................................................................................80
Библиографичекий список....................................................................................84
Стр.2
3
ВВЕДЕНИЕ
Современное российское общество не является однородным, оно
представлено различными социальными группами. Одну из таких групп
составляют дети-сироты, которые требуют особого внимания.
Среди множества проблем, связанных с воспитанием детей этой
категории, не последнее место занимает их социально-педагогическая
реабилитация. Д. Соколов-Митрич в своей статье приводит следующие
данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации: «ежегодно из
детских домов России во взрослую жизнь выходят более 20 тысяч человек из
них: 40% в первые же годы попадают в тюрьму, еще 40% становятся
бездомными, 10% кончают жизнь самоубийством. И только оставшиеся 10%
— «условно успешные», среди которых алкоголики, проститутки и просто
безработные, весь «успех» которых лишь в том, что они не доставляют
особых хлопот государству. По-настоящему же успешных - доли процента»
[64]. Печальная статистика, подтверждающая неподготовленность
выпускников организаций общественного воспитания к жизни в обществе.
Иркутская область находится на одном из лидирующих мест среди
регионов России по количеству детей-сирот. В распоряжении Губернатора
Иркутской области «О Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017
годы в Иркутской области» приводится следующая статистика: «в начале
2011 года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, составляло 26151 человек, в 2012 году – 25000 человек и на
начало 2013 года – 20178 человек» [9]. Таким образом, проблема детей–сирот
становится все более острой и актуальной, так как их количество не
уменьшается, а постоянно растет. В современном обществе происходят
сложные и неоднозначные процессы. Политический, экономический,
духовный и социальный кризис в нашей стране способствовал росту
количества семей с тем или иным уровнем неблагополучия. Значительное
Стр.3
4
снижение жизненного уровня населения породило такое явление, как отказ от
ребенка в связи с отсутствием возможностей его содержать. Кризисные
явления в российском обществе способствовали росту наркомании,
алкоголизма, преступности, данные процессы способствовали росту детского
неблагополучия.
Детское неблагополучие имеет достаточно широкий спектр причин. К
существенным факторам следует отнести кризисные явления в семье:
изменение её структуры и функций. Рост количества разводов и числа
неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей. Этот факт в свою
очередь способствует развитию подобных процессов и в детской семье.
Снижение жизненного уровня граждан, ухудшение условий содержания
детей, рост психоэмоциональных перегрузок у родителей непосредственно
отражающийся на детях, распространения жесткого обращения с детьми в
семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их
судьбу.
Непосредственными причинами социального сиротства можно назвать
следующие: низкая материальная обеспеченность семьи, добровольный отказ
родителей от своего ребенка. безвестное отсутствие родителей, либо
длительный отъезд, смерть родителей.
Таким образом, утрата отношений с родителями, вызванная
длительной разлукой или их потеря– это всегда острая психическая травма
для ребенка.
Психическая травма порождает внутренние конфликты, подвергает
нервную систему человека испытаниям, которые оказывают разрушительное
воздействие на состояние душевного и физического здоровья человека.
Следствием распада института семьи в современной России, является ,
неуклонный рост детской безнадзорности и беспризорности, рост количества
социальных сирот. Все это приводит к тому, что кризисные явления в
социальной сфере продолжают углубляться и достигают опасной черты.
Стр.4
5
Дети, находящиеся без надзора стали пополнять ряды тех
несовершеннолетних, кто употребляет наркотики и занимается различной
криминальной деятельностью (проституцией, воровством, торговлей
наркотиками). В связи с тем, что дети до 14 лет неподсудны, малолетние
подростки активно вовлекаются криминальными элементами в свою
деятельность.
После изменения политической системы страны особенно проявилось
обострение социальных проблем, которые, привлекли общественный интерес
к детям данной категории. Рост различных социальных исследований
раскрыл истинные потребности многих категорий детей, тем самым побудив
государство к немедленным действиям для исправления сложившейся
ситуации.
Достаточно значимым признаком последних лет стало существенное
увеличение размеров социального сиротства и появление его новых
характеристик. Обнаружилось совершенно новое явление – так называемое
«скрытое» сиротство, которое распространяется под влиянием устоев семьи,
вследствие этого меняется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения
их из семей, беспризорность большого количества детей и подростков.
Одной из форм устройства таких детей является помещение их в центр
помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Данная процедура
является стрессовой для ребенка, поэтому в учреждении должны быть
соблюдены условия социальной реабилитации детей для лучшей их
социализации в обществе, коллективе, учреждении.
Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс
взаимодействия личности и общества, которое включает в себя, с одной
стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения
его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс
личностных изменений.
Проблема социально-педагогической реабилитации детей-сирот стала
предметом исследований ученых.
Стр.5
6
Психолого-педагогическое развитие личности и основы ее
формирования и даны в трудах В.В. Давыдова, О.А. Ахвердовой, И.В. Боева,
И.А. Малашихиной, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Б.Г.
Ананьева, В.Н. Гурова, , И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна
А.В. Петровского.
Вопросы становления и развития психологической и социальнопедагогической
служб в образовательных учреждениях раскрыты в трудах
Т.Ф. Яркиной, А.И. Акуловой, В.Н. Гурова, Н.Е. Бекетовой, Ю.В.
Васильковой, М.А. Галагузовой, Т.А. Васильковой,, М.П. Гурьяновой, Е.М.
Рыбинского, П.А. Шептенко.
Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспитания
и формирования личности ребенка, в том числе детей-сирот, раскрыты в
исследованиях О.С. Газмана, А.В. Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я.
Олиференко, Л.К. Сидоровой и др.
Проблемами, методикой и опытом социальной реабилитации детей и
подростков в современных условиях занимаются такие ученые как В.И
Иващенко, М.В. Фирсов, Л.В. Бадя.
Вместе с тем проблема социально-педагогической реабилитации детейсирот
требует дальнейшей проработки. В частности, недостаточно полно
раскрыты вопросы содержательной, технологической составляющих данного
процесса. Организация социально-педагогической реабилитации детей-сирот
в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей
заслуживает особого внимания как объект управленческого воздействия.
Причинами послужил переход с 1 января 2015 года детских домов в ведение
министерства социальной защиты, опеки и попечительства. В связи с
переходом изменилась нормативно-правовая база организации деятельности
центра помощи детям, так же изменения коснулись и функций учреждения.
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей в настоящий
момент оказывает воспитанникам социальные услуги, которые носят
срочный характер и направлены на скорейшую реабилитацию ребенка, его
Стр.6
7
успешную социализацию и возвращение в кровную семью, либо устройство
на опеку, в приемную семью или усыновление.
Поэтому представляется совершенно необходимым разработать
целостную систему социально-педагогической реабилитации детей-сирот в
условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
организовать взаимодействие ее отдельных функциональных составляющих
таким образом, чтобы успешная социализация детей-сирот состоялась.
Проведенные исследования позволили выделить ряд противоречий:
- между необходимостью организации деятельности по социальнопедагогической
реабилитации детей-сирот и несостоятельностью тех форм
реабилитации, которые доминируют в детских организациях социальной
защиты;
- между потребностью в создании системы социально-педагогической
реабилитации детей-сирот условиях учреждения социальной защиты и
отсутствием методологических и педагогических основ такой системы;
- между потребностью в организации качественной социальнопедагогической
реабилитации в условиях учреждения социальной защиты и
отсутствием достаточной профессиональной подготовки педагогов и
администраторов к осуществлению данного вида деятельности.
С учетом актуальности и названных противоречий определена
проблема исследования: как должна быть организована социальнопедагогическая
реабилитация детей-сирот в условиях центра помощи детям,
оставшимся без попечения родителей?
В рамках данной проблемы была сформулирована тема исследования:
«Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот в условиях центра
помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и частично
апробировать совокупность организационных условий социальнопедагогической
реабилитации детей-сирот в условиях центра помощи детям,
оставшимся без попечения родителей г. Ангарска.
Стр.7
8
Объект: процесс управления социально-педагогической реабилитацией.
Предмет: организация социально-педагогической реабилитации детейсирот
в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения
родителей
Гипотеза исследования: социально-педагогическая реабилитация детейсирот
в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения
родителей будет успешной при:
– разработке программы социально-педагогической реабилитации
детей-сирот в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения
родителей;
– эффективном научно-методическом обеспечении процесса социальнопедагогической
реабилитации в условиях центра помощи детям, оставшимся
без попечения родителей
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему социально-педагогической реабилитации
детей-сирот в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения
родителей.
2. Обосновать сущность и содержание социально-педагогической
реабилитации детей-сирот как основного понятия исследования.
3. Охарактеризовать социально-педагогическую реабилитацию детей-сирот в
условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей как
объект управленческого воздействия.
4. Исследовать условия социально-педагогической реабилитации детей-сирот
в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей г.
Ангарска.
5. Разработать и осуществить первичную апробацию программы социальнопедагогической
реабилитации детей-сирот в условиях Центра помощи детям,
оставшимся без попечения родителей г. Ангарска.
Стр.8
9
6. Раскрыть результаты внедрения программы социально-педагогической
реабилитации детей-сирот в условиях Центра помощи детям, оставшимся без
попечения родителей г. Ангарска.
Методологической основой исследования являются идеи системного
подхода к изучению управленческих и педагогических процессов;
гуманизации и демократизации; общедиалектические принципы взаимосвязи
субъекта и объекта, процесса и результата, единичного, особенного и общего,
единства преемственности и поступательности,;
Основой исследования являются следующие концепции и идеи:
• теоретические положения о сущности целостного педагогического процесса
(И.Я. Лернер В.В. Краевский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, , Г.И. Щукина
)
• теоретико-методологические основы социального управления (А.М.
Омаров, М.К. Бочаров, А.И. Пригожий, Э.Г. Юдин В.Г. Афанасьев,.) и
менеджмента (Г. Эмерсон, А. Файоль, Ф.А. Тейлор);
• социально-педагогические концепции взаимодействия человека и среды в
процессе социализации личности (А.С.Макаренко, Б.З.Вульфов, С.Т.Шацкий
A.В.Мудрик,);
• теории управления воспитательной системой организации (Н.Л.Селиванова,
Л.И.Новикова)
• теории гуманистического воспитательного пространства и воспитательных
систем (Л.И.Новикова, Р.А.Валеева, С.Д.Поляков, B.А.Караковский,
Т.В.Цырлина, Н.Л.Селиванова);
• теории деятельностного и личностно-ориентированного подхода к
воспитанию (В.А.Сластенин, Ш.А.Амонашвили, Н.Е.Щуркова,
Е.В.Бондаревская);
• теории системного подхода (Э.Г.Юдин, В.Г.Афанасьев).
Методы исследования: теоретические: ретроспективный анализ,
классификация, обобщение и сравнение, систематизация, моделирование;
эмпирические: изучение и обобщение передового управленческого опыта,
Стр.9
10
педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование,
диагностические методы, социально-педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования обусловлена:
- ориентацией содержания на принципиально новую государственную
стратегию развития системы предоставления социальных услуг
определенным категориям граждан в РФ;
- внедрением авторской программы социально-педагогической реабилитации
детей-сирот в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения
родителей г. Ангарска.
Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии
сущностных характеристик целостного процесса социально-педагогической
реабилитации детей-сирот в условиях центра помощи детям, оставшимся без
попечения родителей, заключающихся в его полинаправленности и
непрерывности, обучающем характере форм и методов процесса
реабилитации. Уточнено содержание понятия «социально-педагогической
реабилитации детей-сирот в условиях центра помощи детям, оставшимся без
попечения родителей».
Практическая значимость исследования заключается во внедрении
программы социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях
центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Ангарска.
Данная программа может быть использована учреждениями, оказывающими
социальные услуги детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения
родителей.
Структура диссертации: введение, две главы, заключение,
библиографический список.
Стр.10