МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Луценко Екатерина Геннадьевна Индивидуализация на уроке иностранного языка средствами коммуникативных упражнений в устной речи (китайский язык, 5 класс) Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ 7-5-94 Направление подготовки / специальность: 45.04.02 Лингвистика Направленность (профиль): Инновации в обучении языку и культуре Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и лингводидактики Кувшинова Н.Н. <...> Коммуникативные упражнения в устной речи как база индивидуализации на уроке китайского языка……………………………. <...> Методические рекомендации по индивидуализации коммуникативных упражнений в устной речи……………………………. <...> Система индивидуализированных коммуникативных упражнений в устной речи на уроке китайского языка в 5 классе………………………… 57 3.2. <...> 102 2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности процесса обучения школьников иноязычному общению за счет создания условий для проявления их коммуникативной индивидуальности в устной речи. <...> Это спровоцировало ряд действий со стороны учителей, методистов: стали активно разрабатываться технологии, способствующие развитию способности школьников использовать иностранный язык (ИЯ) как инструмент иноязычного общения; стали больше и чаще задействоваться ресурсы личности обучающегося для достижения максимально возможного результата конкретным им; активно развивается личность обучающегося в осуществляемой учебной деятельности. <...> Научный поиск подводит нас к сужению круга интересов до устной речи, поскольку она может дать максимально быстро видимые и применимые <...>
Индивидуализация_на_уроке_иностранного_языка_средствами_коммуникативных_упражнений_в_устной_речи_(китайский_язык,_5_класс).pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал)
Кафедра педагогики и лингводидактики
Луценко Екатерина Геннадьевна
Индивидуализация на уроке иностранного языка средствами
коммуникативных упражнений в устной речи (китайский язык, 5 класс)
Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ 7-5-94
Направление подготовки / специальность: 45.04.02 Лингвистика
Направленность (профиль): Инновации в обучении языку и культуре
Научный руководитель:
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и лингводидактики
Кувшинова Н.Н.
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
И. о. заведующего кафедрой:
канд. пед. наук, доцент Жданко Т.А.
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
И.о. заведующего выпускающей кафедрой педагогики и лингводидактики
канд. пед. наук, доцент Жданко Т.А.
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Иркутск 2016
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Индивидуализация как лингводидактический феномен……. 8
1.1. Сущность понятия «индивидуализация»………………………………. 8
1.2. Современные тенденции индивидуализации урока иностранного
языка………………………………………………………………………… 18
Выводы по главе I……………………………………………………………. 27
Глава II. Индивидуализация как процесс совершенствования
коммуникативных упражнений в устной речи…………………………. 29
2.1. Коммуникативные упражнения в устной речи как база
индивидуализации на уроке китайского языка…………………………….. 29
2.2. Методические рекомендации по индивидуализации
коммуникативных упражнений в устной речи……………………………... 46
Выводы по главе II…………………………………………………………… 55
Глава III. Методическое обеспечение индивидуализации урока
китайского языка средствами коммуникативных упражнений в
устной речи (5 класс)……………………………………………………….. 57
3.1. Система индивидуализированных коммуникативных упражнений в
устной речи на уроке китайского языка в 5 классе………………………… 57
3.2. Результаты апробации системы коммуникативных упражнений в
устной речи на уроке китайского языка в 5 классе………………………… 81
Выводы по главе III…………………………………………………………... 86
Заключение…………………………………………………………………... 87
Библиографический список ………………………………………………. 91
Приложение …………………………………………………………………. 102
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью
повышения эффективности процесса обучения школьников иноязычному
общению за счет создания условий для проявления их коммуникативной
индивидуальности в устной речи.
Процесс обучения иностранным языкам школьников претерпевает
сегодня значительные изменения. Введение Федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС) для средней общеобразовательной
школы с 2009 года существенно изменил среднее образование в нашей
стране: были официально зафиксированы ожидаемые результаты
обученности школьников по всем предметам по ступеням обучения, в том
числе по иностранным языкам; на уровне стандарта был введен термин
«компетенция», второй иностранный язык был позиционирован как
обязательный предмет в школе, введены универсальные учебные действия
(УУД), а также предметные, метапредметные и личностные результаты. Это
спровоцировало ряд действий со стороны учителей, методистов: стали
активно разрабатываться технологии, способствующие развитию
способности школьников использовать иностранный язык (ИЯ) как
инструмент иноязычного общения; стали больше и чаще задействоваться
ресурсы личности обучающегося для достижения максимально возможного
результата конкретным им; активно развивается личность обучающегося в
осуществляемой учебной деятельности.
В одном из интервью министр образования и науки РФ Дмитрий
Ливанов заявил, что с 2022 года выпускники школ будут сдавать единый
государственный экзамен (ЕГЭ) по иностранному языку в обязательном
порядке, что придаст данному предмету более высокий статус и потребует от
учителей больших усилий для подготовки обучающихся [66].
С 1 сентября этого учебного года пятые классы перешли на обучение
по новому стандарту, это значит, что второй иностранный язык с этого года
3
Стр.3
является обязательным элементом школьной программы [91]. Поскольку
обязательным первым иностранным языком сегодня официально принят
английский язык, встает вопрос, какие иностранные языки будут
претендовать на изучение в качестве второго.
Географическое положение Иркутской области и Китая,
дружественные политические и экономические отношения наших стран, а
также интерес россиян к туристическим меккам Китая дают нам основания
полагать, что востребованность данного иностранного языка резко возрастет
и он составит конкуренцию иностранным языкам, традиционно популярным
в нашей стране, немецкому и французскому.
Популяризация китайского языка наблюдается и в сфере
дополнительного образования: спрос на него растет среди обучающихся
разных возрастных групп, в том числе младших школьников и обучающихся
средней ступени.
Все эти факты позволяют нам констатировать растущую потребность
учителей в инновационных методических разработках для эффективного
обучения китайскому языку в школе и учреждениях дополнительного
образования в первую очередь для обучающихся средней ступени. Логично
предположить, что особый интерес вызовут разработки, составленные и/или
интегрированные с требованиями нормативных документов.
Согласно ФГОС требования к результатам обученности по второму
иностранному языку также высоки как и к первому иностранному: речь идет
о достижении допорогового уровня иноязычной коммуникативной
компетенции (А2) [86], использование своих лингвистических знаний
обучающимися и способностей для достижения коммуникативных личных
коммуникативных намерений.
Научный поиск подводит нас к сужению круга интересов до устной
речи, поскольку она может дать максимально быстро видимые и применимые
в жизнь результаты обученности: устная форма организации общения на
уроке на начальном этапе изучения китайского языка позволит учителю
4
Стр.4
сделать процесс обучения коммуникативно-направленным уже с первых
занятий, индивидуализировать уроки и создать условия для развития
личностных качеств в общении.
Поиск путей разрешения перечисленных проблемных полей обусловил
выбор темы исследования «Индивидуализация на уроке иностранного языка
средствами коммуникативных упражнений в устной речи (китайский язык,
5 класс)».
Объектом исследования выступает процесс индивидуализации урока
иностранного языка.
Предметом исследования являются коммуникативные упражнения в
устной речи как средство индивидуализации урока иностранного языка.
Целью исследования является теоретическое обоснование и создание
системы индивидуализированных коммуникативных упражнений в устной
речи на уроке китайского языка в 5 классе
Гипотеза
исследования:
при использовании
системы
индивидуализированных коммуникативных упражнений в устной речи на
уроке китайского языка в 5 классе будет значительно расширен спектр
личностных результатов обученности по предмету.
В соответствии с темой, объектом, предметом, целью и гипотезой
исследования были сформулированы следующие задачи:
изучить сущность понятия «индивидуализация»,
определить современные тенденции индивидуализации урока
иностранного языка,
рассмотреть коммуникативные упражнения в устной речи как базу
индивидуализации на уроке китайского языка,
разработать методические рекомендации по индивидуализации
коммуникативных упражнений в устной речи,
предложить систему индивидуализированных коммуникативных
упражнений в устной речи на уроке китайского языка в 5 классе,
5
Стр.5