МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал)
Кафедра педагогика и лингводидактики
Сосновская Татьяна Викторовна
Управление развитием человеческих ресурсов образовательной организации
в условиях введения и реализации ФГОС основного общего образования
Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ 1-5-96
Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
Направленность: Управление образовательными системами
Научный руководитель: Шумовская Альфия Гамировна, к.п.н., доцент
кафедры педагогики и лингводидактики
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Заведующий кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент
кафедры педагогики и лингводидактики
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Заведующий выпускающей кафедрой: Жданко Татьяна Александровна,
к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Иркутск 2016
Стр.1
3
ВВЕДЕНИЕ
В постоянно меняющемся мире просто необходимо быть
высокообразованным человеком, способным
к развитию и
совершенствованию в течение всей жизни. Осознать необходимость
постоянного саморазвития и самосовершенствования человек должен как
можно раньше, возможно даже в первые школьные годы. Кроме
собственного осознания, к этому его обязывают постоянные изменения,
происходящие во внешней среде. Мощный импульс к развитию заложен в
направлениях модернизации образования, в разработанных и обязательных к
внедрению Федеральных государственных образовательных стандартах
(далее ФГОС). Требования введения и реализации ФГОС ставят перед
образовательными организациями новые задачи, выполнение которых
возможно только при наличии высокопрофессиональных кадров. Качество
профессионализма педагогических кадров должно быть многогранным и
достигать уровня соответствия высоким целям современного образования. В
этой ситуации педагог должен рассматриваться не просто как представитель
персонала, а как важный ресурс организации, т.е. «человеческий ресурс».
Теоретическое переосмысление категории «человеческие ресурсы»
характерно для современной науки управления.
Понятия «человеческие ресурсы» и «управление человеческими
ресурсами» прочно утвердились в системе управления, заменив
традиционные понятия «персонал» и «управление персоналом». Понятие
«человеческие ресурсы» условно может рассматриваться как персонал
организации, характеризующийся достигнутыми уровнями компетенции,
желаниями, мотивациями, устремлениями. Такая замена отражает новый
взгляд на роль и место человека в современной организации.
Категория «человеческие ресурсы» является предметом
многочисленных исследований. Вопросам управления человеческими
ресурсами предприятий и организаций посвящены работы таких
Стр.3
4
отечественных и зарубежных исследователей как А. А. Богданов, В. М.
Баутин, Ю. В. Вертакова, В. Р. Веснин, Б. М. Генкин, И. П. Герчикова, Л А.
Дедов, П. Дойль, П. Друкер, И. Б. Дуракова, А. Я. Кибанов, Т. И.
Овчинникова, З. П. Румянцева, Г. Саймон, Г. И. Тамошина, Э. А. Уткин, А.
А. Федченко, С. А. Шапиро и ряда других.
В. Г.Афанасьев, И. В. Блауберг, А. М. Омаров, Г. Х. Попов занимались
исследованием основ управления социальными системами, Ю. К. Бабанский,
С. Я. Батышев, Ю. В. Васильев, Ю. А. Конаржевский, М. И. Кондаков, П. В.
Худоминский изучали закономерности управления системами образования.
Процессами управления в сфере образования посвящены работы таких
отечественных исследователей как С. И. Ашмарина, В. И. Виноградов, А. М.
Корнилов, В. С. Лазарев, Ю. Н. Лапыгин, М. М. Поташник, О. Г. Прикот, О.
Е. Лебедев.
Общие вопросы внедрения и реализации ФГОС рассматривают в своих
трудах А. Г. Асмолов, А. М. Кондаков, В. П. Беспалько, Н. Ф. Виноградов, И.
М. Логвинова, Л. И. Феденко, О. Б. Логинова, А. А. Кузнецов, М. В.
Рыжаков, Л. Л. Любимов, Т. Г. Новикова, О. В. Чиндилова, С. С. Пичугин и
др.
При современных подходах к управлению образовательной организацией
именно педагогический персонал рассматривается в качестве важнейшего
ресурса организации, во главу угла ставится идея развития человеческих
ресурсов как условие развития всей образовательной организации в целом. И
хотя большинство авторов считают, что управление человеческими
ресурсами в организациях – это отдельный вид управленческой
деятельности, специфическая функция, направленная на привлечение и
сохранение кадрового потенциала, элемент стратегического управления
организацией, основанный на решение задач, побуждающих кадровый
потенциал развивать свои способности в целях обеспечения более
результативного труда. Тем не менее, исследования К. М. Ушакова
позволяют разобраться в наиболее важных вопросах взаимодействия
Стр.4
5
руководителя и человеческих ресурсов образовательной организации.
Введение и реализация ФГОС требует от человеческих ресурсов
образовательной организации быть мобильными,
уметь постоянно
самосовершенствоваться, искать новые знания, владеть современными
технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры
школы ХХI века.
Анализ современных требований к человеческим ресурсам
образовательных организаций в условиях введения и реализации ФГОС, а так
же анализ научно-исследовательской литературы по данному вопросу
позволяют выделить следующие противоречия между:
1) возросшими требованиями общества и государства к человеческим
ресурсам образовательных организаций и недостаточным уровнем их
развития в плане или аспекте профессиональной компетентности;
2) необходимостью создания условий для управления развитием
человеческих ресурсов образовательной организации и недостаточной
степенью разработки организационно-методических условий в теории
управления образовательными системами;
3) потребностью управлять развитием человеческих ресурсов и отсутствием
реальных целевых программ управления развитием человеческих ресурсов
образовательной организации в условиях введения и реализации ФГОС
общего образования.
Необходимость решения перечисленных противоречий определяет
проблему нашего исследования: какими должны быть условия деятельности
по управлению развитием человеческих ресурсов образовательной
организации в условиях введения и реализации ФГОС общего образования.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы нашего исследования:
«Управление развитием человеческих ресурсов образовательной организации
в условиях введения и реализации ФГОС общего образования».
Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и
апробация управленческого сопровождения развития человеческих ресурсов
Стр.5