ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Часть 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:
ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, РЕШЕНИЯ
Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции
с международным участием
СУРГУТ
2015
1
Стр.1
УДК 37.013.42:376(08)
ББК 74.0+74.5я431
С 56
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Рецензенты:
Толмачева В.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры
дошкольного и специального образования
ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет»
Чуйкова И.В., к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы
ГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Ответственный редактор:
Некрасова О.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогического и специального образования
ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет»
С 56
Современные проблемы общей и специальной педагогики. Часть 1 : Психолого-педагогическое
сопровождение процесса социализации личности в современном образовательном пространстве:
проблемы, перспективы, решения : материалы Всерос. заочной науч.-практ. конф.
с междунар. участием / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО-Югры
«Сургут. гос. пед. ун-т» ; отв. ред. к.п.н., доцент О.А. Некрасова. – Сургут : РИО СурГПУ, 2015. –
315, [1] с.
Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным
участием посвящен актуальным вопросам психолого-педагогического сопровождения процесса
социализации личности в современном образовательном пространстве на современном этапе. В данный
выпуск вошли статьи ученых-исследователей, психологов-практиков, учителей, педагогов, студентов
психолого-педагогических специальностей, раскрывающие сущность обсуждаемой проблемы.
Материалы сборника могут быть полезными преподавателям, аспирантам, студентам, работникам
системы образования.
УДК 37.013.42:376(08)
ББК 74.0+74.5я431
© Сургутский государственный педагогический университет, 2015
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Секция 1
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ
Аксенова Т. Д. К вопросу о сущности правового воспитания ...................................................................................... 7
Звонарев Д.Н., Иванова Л.Ю. Психологическая подготовка юных биатлонистов к успешному
функционированию в спортивном социуме ......................................................................................................................... 10
Можейко А.В., Фирсова Л.Е. Роль родителей в формировании социального опыта ребенка ..................................... 13
Русакова С.В. Уровни развития коммуникативной толерантности у подростков в общеобразовательных
учреждениях ......................................................................................................................................................................... 16
Сангинова Л.С. Проблемы социализации современных подростков ........................................................................... 19
Лаврова Е.Е., Казаева Е.А. Особенности личности подростков, воспитывающихся в семьях военнослужащих ...... 22
Мирзоян Е.А., Казаева Е.А. Особенности образа семьи в младшем школьном возрасте ........................................... 25
Михайлова В.С., Казаева Е.А. Лидерство в подростковом возрасте ........................................................................... 29
Михайлова Л.Е. Процесс социализации и нравственные ценности студентов: традиции, которых нет, или «нет»,
которое становиться традицией ........................................................................................................................................... 31
Трубина В.В., Адушкина К.В. Программа нивелирования агрессии у подростков ..................................................... 34
Секция 2
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА СТУПЕНЯХ ДОШКОЛЬНОГО
И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС
НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Асанова З.Р. Моделирование воспитательной деятельности педагога с учетом национально-психологических
особенностей учащихся ........................................................................................................................................................ 37
Арефьева А.Л. Приобщение детей к занятиям физкультурой и спортом в условиях дошкольного
образовательного учреждения .............................................................................................................................................. 40
Афанасьева В.Т. Привитие духовно-нравственных ценностей у младших школьников на Крайнем Севере ............. 42
Бакшеева Э.П., Степанян Ж.Х. Особенности духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного
возраста во внеурочной деятельности .................................................................................................................................. 44
Барашкина С.Б. Формирование коммуникативных способностей дошкольников в процессе использования
информационно-игровых технологий .................................................................................................................................. 47
Брусенская Д.С. Развитие универсальных учебных действий у первоклассников ...................................................... 49
Валеева Э.Р., Некрасова О.А. Актуализация витагенного опыта детей как базовая основа организации
образовательного процесса в начальной школе ................................................................................................................... 52
Дадашова К.А. Развитие интонационной стороны речи для успешного усвоения навыка чтения у младших
школьников в условиях перехода на ФГОС ......................................................................................................................... 56
Дыра С., Некрасова О.А. Формирование познавательной активности посредством актуализации витагенного
опыта младшего школьника ................................................................................................................................................. 58
Далуметса К. Теоретико-методологические основы игровой деятельности дошкольника .......................................... 60
Егорина Д.А., Некрасова О.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших
школьников на уроках с использованием творческих заданий ............................................................................................ 63
3
Стр.3
Ибсманова Э.С. Культурологический подход воспитания дошкольника в семье ........................................................ 65
Иванюк Е.А., Некрасова О.А. Эвристическая беседа как средство развития познавательной активности детей
в образовательном процессе начальной школы ................................................................................................................... 68
Костюк О.Н. Современные педагогические технологии в начальной школе ............................................................... 70
Кокотеева а.С., Некрасова О.А. Роль образовательного пространства учреждения на социально-личностное
развитие дошкольников ........................................................................................................................................................ 73
Коваленко Е.Г. Причины орфографических ошибок в письменной речи младших школьников ................................ 77
Квапиш А., Некрасова О.А. Информационный продукт как средство развития познавательных УУД младших
школьников на уроках в начальной школе .......................................................................................................................... 80
Комахидзе Н.Г., Некрасова О.А. Обучение в сотрудничестве как важное условие обучения в начальной школе .... 82
Лопакова Ю., Чуйкова И.В. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению ..................................... 85
Лукоянова Л.А. Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовно-нравственного воспитания младших
школьников .......................................................................................................................................................................... 88
Налиева С.Р. Особенности коррекции агрессивности младших школьников .............................................................. 91
Неганова М.Б. Определение показателей эмоционнально-ценностнного отнношения к учебной деятельнности
на этапе перехода от дошкольного к начальнноу общему образованию ............................................................................. 95
Осокина В.Н. Психологическое сопровождение развития личности ребенка .............................................................. 99
Парамонова А.Е. Метод проектирования как метод формирования самостоятельности учащихся
в образовательном процессе образовательного учреждения ............................................................................................... 102
Сабанова И.В. Групповое взаимодействие как фактор успешности в учении младшего школьника .......................... 105
Симакова А.В., Лукоянова Л.А. Теоретические основы интегрирования предметов на уроке как средство
формирование познавательной активности младших школьников ..................................................................................... 107
Толмачева В.В. К вопросу о применении здоровьесберегающих технологий в ДОО .................................................. 111
Ферзалиева А.Т., Зырянова С.М. Влияние социокультурной среды ДОО на развитие музыкальной
одаренности у детей дошкольного возраста ........................................................................................................................ 114
Хлепкань А.В. Тенденции и перспективы развития дошкольного образования в Украине ......................................... 117
Худенева М.Г., Рузиева Г.Х. Использование программы «истоки» в процессе духовно-нравственного
воспитания детей младшего школьного возраста ................................................................................................................ 122
Царегородцева Е.А. Педагогическое оценивание как условие индивидуализации развития детей дошкольного
возраста ................................................................................................................................................................................ 128
Секция 3
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА
СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Агафонова С.В. Компьютерные технологии в жизни современных детей и подростков ............................................. 131
Бакаева А.С. Психологическое сопровождение семьи ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы
старшего дошкольного возраста с целью успешной адаптации к школе ............................................................................. 133
Баженова В.В., Коряпина С.С. Внеклассная деятельность как средство социализации воспитанников
детского дома ....................................................................................................................................................................... 136
Бежан Е., Стефанова Н., Дъяченко Д., Некрасова О.А. Игра как средство формирования коммуникативных
умений у детей с ОВЗ в процессе реализации инклюзивного обучения .............................................................................. 138
Будаева А.В., Ибрагимова З.Г., Некрасова О.А. Построение эффективной системы сопровождения детей
с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации инклюзивного образования ....................................... 140
Бумырига М.В. Психологические аспекты в методике обучения иностранным языкам ............................................. 143
Вахрамеева О.А. Роль детских праздников в реализации культурно-досуговой деятельности ................................... 146
Гутикова О.А., Неганова М.Б. Специфика внедрения фгос в систему основного общего образования .................... 149
Ичетовкина Н.М., Главатских Я.А., Волков Д.В., Петров В.А., Дундученко С.В. Студенческий
психологический клуб «Синергия» как инструмент адаптации выпускников сельских школ в педвузе ............................ 153
Комарова С.А. Роль социального педагога в процессе социализации личности школьников ..................................... 156
Крапцова Т.А. Применение модульной технологии на уроках естественнонаучных дисциплин ................................ 159
Лапина Л.Г. Социальные проекты как средство патриотического воспитания детей младшего школьного
возраста ................................................................................................................................................................................ 162
4
Стр.4
Лобанова И.Н. Современные педагогические технологии ........................................................................................... 165
Ливанова О.П. Тип нервной системы как важное индивидуально-психологическое качество в процессе
обучения иностранному языку ............................................................................................................................................. 168
Марчук Ю.Н., Казаева Е.А. Проблемы социализации детей, воспитывающихся в неполной семье .......................... 171
Назаревич О.С. Формирования адекватности личностной самооценки учащихся с нарушением интеллекта ............ 174
Оробинская А.Н. Значение ИКТ на занятиях в дошкольном учреждении ................................................................... 177
Павлова Т.В. Работа социального педагога по сопровождению процесса социальной адаптации подростков
из неблагополучных семей в условиях образовательного учреждения ............................................................................... 179
Подгорбунских Е.А. Работа по профориентации в школе по проблеме выбора профессии ........................................ 183
Тимофеева Д.С., Таджибова Б.К., Некрасова О.А. Самоопределения ребенка с ограниченными
возможностями в микросоциуме через организацию театрализовано-игровой деятельности ............................................ 186
Усцова Е.В., Нархова Е.Н. Современные модели дополнительного образования в рамках модернизации
ВПО ...................................................................................................................................................................................... 188
Ширыкалова Е.В. Проблемы социализации современных детей и подростков .......................................................... 190
Шамухаметова Е.С. Система психолого-педагогического сопровождения развития личности
в образовательном процессе в условиях модернизации системы образования ................................................................... 192
Шпакова Т.В., Роткина И.М. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи в системе
образования .......................................................................................................................................................................... 195
Секция 4
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ КАК УСЛОВИЕ
СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
Баранова К.Б. Психологическое благополучие младших школьников в контексте детско-родительских
отношений ............................................................................................................................................................................ 197
Никифорова Е.Г. Быть похожим на тебя (практика взаимодействия колледжа и начальной школы) ......................... 200
Майстрика Ж.И., Майстрика Т.И. Организация дистанционного образования детей-инвалидов
в Ямало-Ненецком автономном округе ................................................................................................................................ 202
Николюк Е.В. Социальное партнёрство и сотрудничество как условие успешной социализации воспитанниц
женской гимназии-интерната ............................................................................................................................................... 206
Малкова А.А. Формирование через взаимодействие семьи и образовательных учреждений правильного
социального поведения ........................................................................................................................................................ 209
Сыгындыков Р.Р. Реализация программы воспитания и социализации через организацию сетевого
взаимодействия образовательных учреждений .................................................................................................................... 213
Секция 5
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ
И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Башкирева Н.Т. Одаренный ребенок в современной школе ........................................................................................ 217
Епанчинцева Н.М. Проблема подготовки педагогов к взаимодействию с одаренными детьми ................................. 220
Любарова А.О. Развитие музыкальной одаренности в условиях реализации Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования в области музыкального искусства .................... 223
Кочетова Э.В. Одаренные дети как категория социальной педагогики ........................................................................ 226
Носова Е.И., Алесеева С.С. Работа в дошкольном учреждении с одаренными детьми как психологопедагогическая
проблема ..................................................................................................................................................... 228
Савельева О.В. Инновационные практики развития способностей одаренных детей дошкольного возраста ............ 231
Тюшнякова Т.А., Некрасова О.А. Организация в общеобразовательном учреждении индивидуального
подхода к одаренным детям в процессе обучения и развития ............................................................................................. 235
Чернышева Е.С. Становление личности одаренного ребенка ...................................................................................... 239
Язовских А.А. Специфика работы с одаренными детьми в условиях дополнительного общего образования ............ 243
5
Стр.5
Секция 6
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АСОЦИАЛЬНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ
В ОБРАЗОВАНИИ
Апиксимова С.А. Условия профилактики и преодоления школьной дезадаптации учащихся начальных классов .... 249
Быкова К., Некрасова О.А. Профилактика наркомании среди студентов вуза через организацию
волонтерского движения ...................................................................................................................................................... 252
Васильченко А.Н. Роль социальной рекламы в профилактике социальных проблем молодежи ................................. 256
Гвоздева О.В. Педагогическая практика в процессе подготовки будущих педагогов к работе с трудными
подростками ......................................................................................................................................................................... 258
Дятлова В.Р. Работа с подростками, склонными к агрессивному поведению в общеобразовательном
учреждении ........................................................................................................................................................................... 260
Звягинцева О.А. Молодежная субкультура паркур, как способ профилактики девиантного поведения подростков
в общеобразовательных учреждениях .................................................................................................................................. 262
Гусева О.В. Тренинг как метод групповой работы в деятельности социального педагога общеобразовательной
школы ................................................................................................................................................................................... 264
Секция 7
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Горбушова С.М. Самоактуализация студентов волонтерской деятельности как фактор становления личности ........ 266
Засыпкина М.А. Подготовки учителя как гуманистическая традиция в германии ...................................................... 269
Иванищева О.Н. Развития мастерства педагога через формирование профессиональной компетенции
и профессионализма ............................................................................................................................................................. 272
Иванова С.В. Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога .............. 275
Киселева М.Н. Опыт профессионального становления студентов в клубе «молодой избиратель» в режевском
строительном техникуме ...................................................................................................................................................... 278
Колмогорцева Н.Н. Коррекция эмоциональные состояния педагогов дополнительного образовательного
учреждения средствами арт-терапии ................................................................................................................................... 280
Колпакова О.Ю. Профессиональное саморазвитие педагогов: проблемы и перспективы .......................................... 283
Котова С.С. Формирование аутопсихологической компетентности как фактора психологического благополучия
личности студента ................................................................................................................................................................ 286
Курок В.П., Шевель Б.О., Медведь C.C. Место производственной практики в системе подготовки будущих
инженеров-педагогов (исторический аспект) ....................................................................................................................... 289
Макарова Т. Е. Профессиональная подготовка будущего педагога в условиях педагогического вуза к реализации
концепции поликультурного образования ........................................................................................................................... 291
Моисеенко Н.Н., Иванова Л.Ю. Профессиональное становление личности спортсмена ........................................... 295
Некрасова О.А. Система формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации
инклюзивного образования .................................................................................................................................................. 298
Нигматулина С.В. Педагог – мастер профессиональной деятельности ....................................................................... 301
Осокина Ю.А. Формирование професиональных компетенций как одно из требованиий развития педагогов
в условиях современной школы ........................................................................................................................................... 304
Сорокина А. Будущие педагоги-дефектологи о любви к детям .................................................................................... 307
Спицына Л.Г. Условия успешного межкультурного взаимодействия ......................................................................... 310
Чуйкова И.В. Подготовка будущего педагога дошкольного воспитания к профессиональной деятельности
в условиях обучения в вузе .................................................................................................................................................. 313
6
Стр.6