Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Статистическая обработка материалов исследования на компьютере

0   0
АвторыГимазов Ринат Маратович
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц139
ID342267
АннотацияВ данном пособии представлен материал для решения практических задач по математико-статистической обработке результатов измерений с помощью статистических функций персонального компьютера. Представлен краткий теоретический материал, обзор методов анализа данных, критерии выбора способов решения и анализа данных, задания для самостоятельного выполнения.
ISBN978-5-93190-310-1
Статистическая обработка материалов исследования на компьютере : учеб.-метод. пособие : направление подгот. 050100 - Педагогическое образование, профиль "Физкультурное образование", "Образование в области безопасности жизнедеятельности" : направление подгот. 034400 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Р. М. Гимазов .— Сургут : РИО СурГПУ, 2015 .— 139 с. — ISBN 978-5-93190-310-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/342267 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Р.М. Гимазов СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КОМПЬЮТЕРЕ Учебно-методическое пособие Направление подготовки 050100 Педагогическое образование  Профиль «Физкультурное образование»  Профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности» Направление подготовки 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Сургут, 2015 УДК 796.015(07) ББК 75.13с51я73 Г 48 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: Р.Х. Шаймарданов, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Сургутского государственного педагогического университета Н.А. Бойко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания Сургутского государственного педагогического университета Гимазов, Р. <...> 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Р. М. Гимазов ; Департамент образования и молодёж. политики ХМАО–Югры, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО–Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». <...> УДК 796.015(07) ББК 75.13с51я73 ISBN 978-5-93190-310-1 2 © Гимазов Р.М., 2015 © Сургутский государственный педагогический университет, 2015 ПРЕДИСЛОВИЕ Актуальность изучения дисциплины «Статистическая обработка материалов исследования на компьютере» определяется местом в структуре ФГОС ВПО направлений подготовки 050100 Педагогическое образование (профиль Физкультурное образование, Образование в области безопасности жизнедеятельности), 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). <...> Выявление различий в уровне и распределении <...>
Статистическая_обработка_материалов_исследования_на_компьютере.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.137
Стр.138
Статистическая_обработка_материалов_исследования_на_компьютере.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Р.М. Гимазов СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КОМПЬЮТЕРЕ Учебно-методическое пособие Направление подготовки 050100 Педагогическое образование  Профиль «Физкультурное образование»  Профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности» Направление подготовки 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Сургут, 2015
Стр.1
УДК 796.015(07) ББК 75.13с51я73 Г 48 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: Р.Х. Шаймарданов, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Сургутского государственного педагогического университета Н.А. Бойко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания Сургутского государственного педагогического университета Гимазов, Р.М. Г 48 Статистическая обработка материалов исследования на компьютере : учеб.-метод. пособие : направление подгот. 050100 Педагогическое образование, профиль «Физкультурное образование», «Образование в области безопасности жизнедеятельности)» ; направление подгот. 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Р. М. Гимазов ; Департамент образования и молодёж. политики ХМАО–Югры, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО–Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО СурГПУ, 2015. – 138, [1] с. ISBN 978-5-93190-310-1 В учебно-методическом пособии представлен материал для решения практических задач по математико-статистической обработке результатов измерений с помощью статистических функций персонального компьютера. Представлен краткий теоретический материал, обзор методов анализа данных, критерии выбора способов решения и анализа данных, задания для самостоятельного выполнения. Пособие адресовано прежде всего обучающимся по программам факультета физической культуры и спорта – программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Материалы пособия могут быть использованы тренерами и педагогами для осуществления контроля результатов учебно-воспитательного и учебнотренировочного процесса. УДК 796.015(07) ББК 75.13с51я73 ISBN 978-5-93190-310-1 2 © Гимазов Р.М., 2015 © Сургутский государственный педагогический университет, 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Актуальность изучения дисциплины «Статистическая обработка материалов исследования на компьютере» определяется местом в структуре ФГОС ВПО направлений подготовки 050100 Педагогическое образование (профиль Физкультурное образование, Образование в области безопасности жизнедеятельности), 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Цель освоения изучаемой дисциплины – формирование системы знаний, умений и навыков, связанных с особенностями математических способов представления и обработки информации как базы для развития общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Задачи дисциплины: 1) формирование знаний основ классических методов математической обработки информации; 2) навыков применения математического аппарата обработки данных теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Дисциплина «Статистическая обработка материалов исследования на компьютере» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин. Требования к результатам освоения дисциплины. Бакалавр по направлению подготовки 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:  способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-14);  способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-15); 3
Стр.3
 имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (OK-16);  способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-17). Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:  владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и путей её достижения (ОК-1);  способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);  владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);  способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);  способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); В результате изучения дисциплины студент должен: знать:  основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;  классические методы математической статистики, используемые при планировании, проведении и обработке результатов экспериментов; уметь:  решать типовые статистические задачи;  планировать процесс математической обработки экспериментальных данных;  проводить практические расчеты по имеющимся экспериментальным данным при использовании статистических таблиц и компьютерной поддержки (включая пакеты прикладных программ);  анализировать полученные результаты, формировать выводы и заключения; 4
Стр.4
владеть:  математическим аппаратом обработки данных результатов измерений;  основами вычислительной и алгоритмической культуры исследователя. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы – 72 часа. Формы организации учебного процесса – лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов в модульной технологии обучения. Примерный учебно-тематический план на 72 часа Форма занятий Наименование части, раздела Часть 1. Статистические методы обработки результатов измерений Раздел 1. Выявление различий в уровне и распределении исследуемого признака Раздел 2. Проверка гипотез однородности выборок. Статистическая достоверность различия исследуемых признаков Раздел 3. Выявление изменений исследуемых признаков Раздел 4. Анализ и прогноз изменений признака Часть 2. Методы количественной оценки качественных показателей Всего 16 6 2 6 2 8 14 6 2 12 4 12 4 14 6 72 28 4 4 4 4 6 24 8 8 8 2 8 4 40 5 Всего Аудиторные Лекции Семинары Практические КСР Индивидуальные Самостоятельные
Стр.5
Цель учебно-методического пособия – организация самостоятельной работы студентов по усвоению теоретического материала учебной дисциплины «Статистическая обработка материалов исследования на компьютере». В пособии рассматриваются основные дидактические единицы данного курса: «Математико-статистические методы обработки результатов измерений» и «Методы количественной оценки качественных показателей». Пособие поддерживает преподавание курса, детализирует технологически компетенции ФГОС ВПО, помогает студентам освоить необходимые компетенции. Издание по своему содержанию делится на части, разделы и темы. Каждая часть отражает содержание одной дидактической единицы курса, разделы пособия – содержание общепринятых в статистике задач, а темы предлагают методы решения статистических задач. Студентам даны целевые установки для освоения разделов, статистических методов, необходимые требования к знаниям и умениям студентов по теме, и конкретные учебные результаты. Также в пособие включены темы с использованием новых методов квалиметрии, что существенно дополняет как теорию, так и практику подготовки бакалавров в Сургутском государственном педагогическом университете. В конце пособия приводятся приложения, в которых представлены справочные таблицы и словарь терминов. Основной формой организации учебного процесса студентов очной формы обучения является аудиторная работа в виде лекционных и практических занятий. В случаях обучения студента на других формах и графиках обучения он выполняет задания самостоятельно, но для этого необходимо получить у преподавателя варианты заданий для выполнения практических работ. По своему характеру и уровню новизны задания, включенные в издание, подразделяются на воспроизводящие и аналитические. Задания воспроизводящего характера связаны с воспроизведением готовых знаний, решением типовых исследовательских задач, выполнением упражнений по указанному сценарию, способу, приему. При выполнении аналитических заданий от студентов требуется самостоятельное проведение анализа проблемной ситуации. Это задания в темах, в которых студент самостоятельно формулирует математико-статистическую задачу, использует самостоятельно подобранные вариативные показатели, соответствующие задаче, после произведенных расчетов представляет выводы. 6
Стр.6
ний: Текущий контроль выдвигает требования к выполнению зада для получения общего представления необходимо познакомиться с характеристикой метода, представленного в пособии;  успешно ответить на контрольные вопросы или задания тестового характера на странице дисциплины Образовательного портала СурГПУ. Примерные задания и вопросы представлены в пособии. Для этого необходимо внимательно изучить содержание темы в рекомендуемой литературе;  выполнить свой вариант задания письменно и на электронном носителе;  представить преподавателю для проверки и ответить на уточняющие вопросы. Рубежный контроль проводится в виде решения ситуационной задачи исследования. Итоговый контроль по дисциплине проводится с помощью тестирования с целью проверки уровня усвоения учебного материала по всем темам. Таким образом, для своей будущей профессиональной деятельности с помощью данного издания студенты на занятиях смогут:  изучить технологии, применяемые в физическом воспитании и спорте, безопасности жизнедеятельности для осуществления эффективного контроля;  грамотно применять методы количественно-качественного анализа явлений, происходящих в физическом воспитании, спорте, безопасности жизнедеятельности;  давать оценку уровня подготовленности занимающихся физической культурой и спортом;  приобрести опыт применения методов «анализа данных» и пакета «статистика» на персональном компьютере. Материально-техническое обеспечение Курс обеспечивается 12 компьютерами мобильного класса, мультимедийным проектором, ресурсы библиотеки (учебники, учебные пособия, методические рекомендации) и образовательного портала СурГПУ, ссылки на Интернет-ресурсы в рабочей программе преподавателя. 7
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ............................................................................................. 3 Введение ................................................................................................... 8 ЧАСТЬ 1 СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ Раздел 1. Выявление различий в уровне и распределении исследуемого признака ......................................... 32 Тема 1. Описательная статистика ............................................................ 32 Тема 2. Метод средних величин и визуализации данных ..................... 37 Тема 3. Выборочный метод. Определение показателей генеральной совокупности ....................................................................... 42 Тема 4. Критерии согласия с нормальным распределением ................. 48 Раздел 2. Проверка гипотез однородности выборок. Статистическая достоверность различия исследуемых признаков ................................................................................. 45 Тема 5. Критерий Стьюдента ................................................................... 56 Сравнение абсолютных показателей независимых выборок большого объёма........................................................................................ 56 Сравнение абсолютных показателей независимых выборок небольшого объёма ................................................................................... 57 Сравнение абсолютных показателей зависимых выборок при парном сравнении .............................................................................. 58 Тема 6. Критерий Фишера ....................................................................... 62 Тема 7. Критерий Вилкоксона, Манна-Уитни ........................................ 65 Тема 8. Критерий Уайта............................................................................ 70 Тема 9. Критерий знаков .......................................................................... 72 137
Стр.137
Раздел 3. Выявление изменений исследуемых признаков ...... 76 Тема 10. Коэффициент корреляции Бравэ-Пирсона .............................. 76 Тема 11. Коэффициент корреляции Спирмена ...................................... 82 Тема 12. Множественная корреляция ….............................. ................... 85 Раздел 4. Анализ и прогноз изменений признака ..................... 88 Тема 13. Регрессионный анализ .............................................................. 88 Тема 14. Временные ряды ........................................................................ 92 Тема 15. Выявление тенденций................................................................ 95 ЧАСТЬ 2 МЕТОДЫ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Тема 16. Метод анкетирования ................................................................ 101 Тема 17. Критерий φ – Фишера (угловое преобразование Фишера) .... 104 Тема 18. Метод преобразования признака в качественный аналог ...... 109 Тема 19. Парный коэффициент сходства качественных аналогов ....... 114 Заключение .............................................................................................. 118 Список литературы ................................................................................ 119 Приложения ………………………………………………...................... 122 138
Стр.138

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.