Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт социально-культурных технологий Кафедра социальной педагогики СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Практические задания Приложение к программе ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА Направление подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика» Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Кемерово 2014 1 Утверждено на заседании кафедры социальной педагогики 31.10.2014 г., протокол № 3. <...> Практические задания [Текст]: приложение к комплексной программе итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. <...> 62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» [Текст] / сост. <...> Составители: ст. преподаватель Ю. В. Жегульская, кандидат пед. наук, доцент Л. И. Лазарева, кандидат пед. наук, доцент Е. В. Милькова 2 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА 1 Дисциплины: «Социальная педагогика», «Методика и технология работы социального педагога», «Конфликтология», «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований». <...> Предмет деятельности социального педагога: причины злоупотребления алкоголем, нарушенные коммуникационные связи с матерью; компания друзей, поддерживающая вредную привычку мальчика. <...> Субъекты решения ситуации: мать ребенка, социальный педагог, сотрудники Центра социальной помощи семье и детям. <...> Установление нормативно-правовых документов, которые определяют организацию работы социального педагога в проблемной ситуации • Федеральный закон РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», • Семейный <...>
Социально-педагогические_задачи._Практические_задания.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Институт социально-культурных технологий
Кафедра социальной педагогики
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Практические задания
Приложение к программе
ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
Направление подготовки 050400.62
«Психолого-педагогическое образование»,
профиль «Психология и социальная педагогика»
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Кемерово 2014
1
Стр.1
Утверждено на заседании кафедры социальной педагогики
31.10.2014 г., протокол № 3.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом института
социально-культурных технологий 06.11.2014 г., протокол № 2.
Социально-педагогические задачи. Практические задания [Текст]:
приложение к комплексной программе итогового государственного междисциплинарного
экзамена по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое
образование», профиль «Психология и социальная
педагогика», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» [Текст] /
сост.: Ю. В. Жегульская, Л. И. Лазарева, Е. В. Милькова. – Кемерово: Кемеров.
гос. ун-т культуры и искусств, 2014. – 32 с.
Составители:
ст. преподаватель Ю. В. Жегульская,
кандидат пед. наук, доцент Л. И. Лазарева,
кандидат пед. наук, доцент Е. В. Милькова
2
Стр.2
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА 1
Дисциплины: «Социальная педагогика», «Методика и технология
работы социального педагога», «Конфликтология», «Качественные и количественные
методы психологических и педагогических исследований».
Компетенции: ОПК-1; ОПК-6; ПКСП-2; ПКСП-7.
Задача. Неполная семья, сыну 15 лет. В последнее время испортились
отношения с матерью; сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде,
к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не
имеют против выпивок. Мать настроена против друзей и девушки, из-за
чего отношения с сыном еще более ухудшились.
Примерное решение социально-педагогической задачи
1. Краткая характеристика исходной ситуации.
Объект: мальчик 15 лет, употребляющий алкоголь.
Предмет деятельности социального педагога: причины злоупотребления
алкоголем, нарушенные коммуникационные связи с матерью;
компания друзей, поддерживающая вредную привычку мальчика.
Субъекты решения ситуации: мать ребенка, социальный педагог,
сотрудники Центра социальной помощи семье и детям.
Цель: оказание помощи во взаимопонимании сына и матери.
2. Установление нормативно-правовых документов, которые
определяют организацию работы социального педагога в проблемной
ситуации
• Федеральный закон РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
•
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
• Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в настоящей
редакции).
3. Планирование действий социального педагога (в соответствии
с нормативно-правовыми документами, основными направлениями деятельности
и функциями Центра социальной помощи семье и детям).
1. Проведение индивидуальной беседы с ребенком и матерью с целью
налаживания коммуникационных связей между ними.
3
Стр.3
2. Осуществление социальной и психолого-педагогической диагностики
личности и группы с целью выявление причин злоупотребления
алкоголем, ухудшения взаимоотношений с матерью, особенностей взаимоотношений
в группе несовершеннолетних.
4. Обращение в Центр социальной помощи семье и детям.
5. Оказание социально-психологической помощи и поддержки ребенку.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ЗАДАЧА 2
Дисциплины: «Социальная педагогика», «Методика и технология
работы социального педагога», «Коррекционная педагогика с основами
специальной психологии», «Психолого-педагогическое взаимодействие
участников образовательного процесса».
Компетенции: ОПК-3; ОПК-8; ПКСП-2; ПКСП-7.
Задача. В школе организовалась группа, состоящая из мальчиков
14–16 лет (из параллельных классов). Время вне школы они проводят
вместе. Самому младшему в этой группе – 14 лет. Еще недавно он хорошо
учился и был «благополучным» ребенком. Теперь он поздно возвращается
домой, часто от него пахнет алкоголем.
Примерное решение социально-педагогической задачи
1. Краткая характеристика исходной ситуации.
Объект: группа мальчиков 14–16 лет одной школы (из параллельных
классов), проводящих время вне школы вместе.
Предмет деятельности социального педагога: причины злоупотребления
ребенка алкоголем, девиантное поведение школьников.
Субъекты решения ситуации: родители, социальный педагог, педагоги
школы, сотрудники ПДН.
Цель: организация профилактических мер по предупреждению алкоголизации
детей.
2. Установление нормативно-правовых документов, которые
определяют организацию работы социального педагога в проблемной
ситуации.
• Федеральный закон РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
4
Стр.4