Виноградова, д-р, психол. нвук, доцент Humanitarian Vector 2013 Founded in 1997 Founder: FSBEI HPE "Zabaikalsky State University" The journal is registered by the Federal Supervision Service in the Field of Communication, Information Technologies and Mass Communications (Roskomnadzor) Registration certificate ПИ № ФС77-42672 The journal is in the List of the leading refereed scientific journals and editions which publish the main results of dissertations for academic degrees of doctors and candidates of sciences The authors are fully responsible for the selection and presentation of the facts contained in their articles; the views expressed by them do not necessarily reflect the views of the editorial board Reproduction of any materials from the journal is allowed only in coordination with the editorial board The manuscripts submitted to the journal are not returned Address: 672007, Chita, 129 Babushkin St. Phone: 8 (3022) 44-04-25 Fax: 8 (3022) 26-73-17 E-mail: gumvector@zabspu.ru Journal web site http://www.zabvektor.ru Subscription index of the journal in the Catalog of OAO “Rospechat” 47194 The electronic version of the journal is placed on the platform of the Russian Universal Scientific Electronic Library: www.elibrary.ru © Zabaikalsky State University, 2013 Editor-in-Chief of the Unified Editorial Board: I. V. Erofeeva, Doctor of Philology, Professor Executive Secretary of the Unified Editorial Board: E. V. Sedina № 1 (33) Quarterly Editorial Board: N. V. Abaev, Doctor of History, Professor, Academician, Academy of Social Sciences, Russian Academy of Sciences, Academician, International Informatization Academy, New York (Kyzyl); Ts. Batsuur, Doctor of Pedagogy, Professor (Ulan Bator, Mongolia); A. Bourget, Doctor of Sociology, Academician, French National Center for Scientific Research (Paris, France); T. F. Kuznetsova, Doctor of Philosophy, Professor (Moscow); G. Ts. Pyurbeev, Doctor of Philology, Professor, Academician, Russian Academy of Natural Sciences (Moscow); V. I. Rassadin, Doctor of Philology, Professor, Academician, Russian Academy of Natural Sciences (Elista); N. V. Yazykova, Doctor of Pedagogy, Professor (Moscow) Series Editorial Committee: T. K. Klimenko (Publidhing Editor), Doctor of Pedagogy, Professor; N. M. Saraeva, Doctor of Psychology, Professor; A. V. Rogova, Doctor of Pedagogy, Professor; N. I. Vinogradova <...>
Гуманитарный_вектор._Сер._Педагогика,_психология_№1(33)_2013.pdf
Гуманитарный вектор
2013
Издаётся с 1997 г.
Учредитель:
ФГБОУ ВПО «Забайкальский
государственный университет»
Журнал зарегистрирован
Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77–42672
Журнал входит в Перечень ведущих
рецензируемых научных журналов и изданий,
в которых должны быть
опубликованы основные
научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора
и кандидата наук
Авторы несут полную ответственность
за подбор и изложение фактов,
содержащихся в статьях;
высказываемые ими взгляды
могут не отражать
точку зрения редакции
Рукописи, присланные в редакцию,
не возвращаются
Перепечатка материалов
журнала допускается
только по согласованию
с редакцией
Адрес редакции
672007, г. Чита,
ул. Бабушкина, 129
Телефон: 8 (3022) 44–04–25
факс: 8 (3022) 26–73–17
E-mail: gumvector@zabspu.ru
Сайт журнала в Интернете
http://www.zabvektor.ru
Подписной индекс журнала в каталоге
ОАО «Роспечать» 47194
Электронная версия журнала
размещена на платформе
Российской универсальной
научной электронной библиотеки
www.elibrary.ru
© Забайкальский государственный
университет, 2013
Главный редактор объединённой
редакции:
И. В. Ерофеева, д-р филол. наук, профессор
Ответственный секретарь
объединённой редакции:
Е. В. Седина
№ 1 (33)
Выходит четыре раза в год
Редакционный совет:
Н. В. Абаев, д-р ист. наук, проф.,
акад. АСН РАН и МАИ Нью-Йорк (Кызыл);
Ц. Батсуурь, д-р пед. наук, проф.
(Улан-Батор, Монголия);
А. Буржо, д-р социал. наук, акад.
Национального центра научных исследований
Франции (Париж, Франция);
Т. Ф. Кузнецова, д-р филос. наук, проф. (Москва);
Г. Ц. Пюрбеев, д-р филол. наук, проф.,
акад. РАЕН (Москва);
В. И. Рассадин, д-р филол. наук, проф.,
акад. РАЕН (Элиста);
Н. В. Языкова, д-р пед. наук, проф. (Москва)
Редакционная коллегия серии:
Т. К. Клименко (выпускающий редактор),
д-р пед. наук, проф.;
Н. М. Сараева, д-р психол. наук, проф.;
А. В. Рогова, д-р пед. наук, проф.;
Е. И. Виноградова, д-р, психол. нвук, доцент
Стр.2
Humanitarian Vector
2013
Founded in 1997
Founder:
FSBEI HPE "Zabaikalsky State University"
The journal is registered
by the Federal Supervision Service in the Field
of Communication, Information Technologies
and Mass Communications (Roskomnadzor)
Registration certificate
ПИ № ФС77-42672
The journal is in the List
of the leading refereed
scientific journals and editions which
publish the main results
of dissertations for academic degrees
of doctors and candidates of sciences
The authors are fully responsible
for the selection and presentation
of the facts contained
in their articles;
the views expressed
by them do not necessarily reflect
the views of the editorial board
Reproduction of any materials
from the journal is allowed
only in coordination with the editorial board
The manuscripts submitted to the journal
are not returned
Address:
672007, Chita, 129 Babushkin St.
Phone: 8 (3022) 44-04-25
Fax: 8 (3022) 26-73-17
E-mail: gumvector@zabspu.ru
Journal web site http://www.zabvektor.ru
Subscription index
of the journal in the Catalog
of OAO “Rospechat” 47194
The electronic version of the journal
is placed on the platform of the Russian Universal
Scientific Electronic Library: www.elibrary.ru
© Zabaikalsky State University, 2013
Editor-in-Chief of the Unified Editorial Board:
I. V. Erofeeva, Doctor of Philology, Professor
Executive Secretary of the Unified Editorial Board:
E. V. Sedina
№ 1 (33)
Quarterly
Editorial Board:
N. V. Abaev, Doctor of History, Professor,
Academician, Academy of Social Sciences,
Russian Academy of Sciences,
Academician, International Informatization
Academy, New York (Kyzyl);
Ts. Batsuur, Doctor of Pedagogy, Professor
(Ulan Bator, Mongolia);
A. Bourget, Doctor of Sociology,
Academician, French National Center
for Scientific Research (Paris, France);
T. F. Kuznetsova, Doctor of Philosophy,
Professor (Moscow);
G. Ts. Pyurbeev, Doctor of Philology,
Professor, Academician,
Russian Academy of Natural Sciences (Moscow);
V. I. Rassadin, Doctor of Philology, Professor,
Academician, Russian Academy
of Natural Sciences (Elista);
N. V. Yazykova, Doctor of Pedagogy, Professor (Moscow)
Series Editorial Committee:
T. K. Klimenko (Publidhing Editor),
Doctor of Pedagogy, Professor;
N. M. Saraeva, Doctor of Psychology, Professor;
A. V. Rogova, Doctor of Pedagogy, Professor;
N. I. Vinogradova, Doctor of Psychology, Associate Professor
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИКА
Методология педагогики
Коршунова Н. Л. Актуальность темы исследования и процедура её обоснования ...................7
Клименко Т. К., Сёмина М. В. Исследование фамилистических характеристик студенческой
молодёжи Забайкальского края .......................................................................................................13
Молонов Г. Ц., Дамдинов А. В. Педагогика – наука с междисциплинарной основой и
практической направленностью ......................................................................................................21
История педагогики
Димитриева В. Н. Роль зарубежной философско-педагогической мысли
в оформлении культурно-исторического христиански ориентированного подхода
к становлению духовно-нравственной культуры личности ...........................................................26
Левченко О. Ю. Историографический анализ преподавания иностранных языков в России ..31
Рогова А. В., Степанова Н. В. Реализация личностно развивающей функции обучения
в учебной литературе 20-х годов XX века ......................................................................................36
Сысоева Ю. Ю. Историко-педагогический анализ «допонятийного» периода исследований
феномена имиджа личности ............................................................................................................44
Профессионально-образовательный процесс
Зволейко Е. В. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке
бакалавров специальных психологов .............................................................................................50
Козлова Н. И. Дополнительное профессионально-педагогическое образование взрослых
как структурный компонент концептуальной модели непрерывности обучения .........................58
Жеребятникова Г. В., Лучкина Т. В. Модель формирования созидательной активности
социальных педагогов в образовательном пространстве современного вуза ...........................65
Тюрикова Е. М. Дистанционное обучение – новая форма информационно-педагогической
среды .................................................................................................................................................72
Педагогика детства
Абрамова Н. Н. Создание культурно-образовательной среды в общеобразовательной школе
для развития способностей учащихся в контексте взаимодействия участников
образовательного процесса .............................................................................................................77
Доржиева Л. Б. Программно-правовое обеспечение информационно-коммуникативных
взаимодействий школьников ..........................................................................................................82
Клименко Т. К., Улзытуева А. И. Совершенствование профессиональной компетентности
педагогов двуязычного детского сада .............................................................................................86
Педагогика управления
Курышкин С. Ю. Педагогические аспекты дисциплинарной практики в управленческой
деятельности воинских командиров ...............................................................................................92
Экспериментальная педагогика
Крылатов С. А. Оценка здоровья студенческой молодёжи: по результатам эмпирических
исследований ....................................................................................................................................98
Маниковский П. М. Формирование представлений об электронных образовательных
ресурсах и их текущее состояние (на примере научной библиотеки Забайкальского
государственного университета) ....................................................................................................104
Научная жизнь
Жамулдинов В. Н. Международная научно-практическая конференция
«Институционализа ция инновационной образовательной среды высшей педагогической
школы» (Павлодар, ПГПИ, 30 ноября 2012) ..................................................................................109
Стр.4
ПСИХОЛОГИЯ
Общая психология, история психологии
Хисамбеев Ш. Р. Историко-теоретический анализ гносеологического и онтологического
подходов в психологических концептах Нового времени .............................................................112
Шукова Г. В. Парадигмальные изменения в современной психологии восприятия ...............124
Мысникова Э. А. Психологическая адаптация студентов в условиях экологически
неблагополучного города (Чита) .....................................................................................................132
Психология развития
Мельникова И. Е. Адаптация детей и подростков в условиях эмоционального стресса .......138
Солдатова Е. Л. Роль образа семьи в информационном пространстве как основа
идентификации молодёжи ..............................................................................................................145
Социальная и педагогическая психология
Котова С. А. Готовность выпускников педагогического вуза к деятельности в эмоциональнонасыщенной
среде ..........................................................................................................................150
Мохова С. Ю. Кросскультурное исследование семантических полей образов членов
семьи ................................................................................................................................................157
Ященко Е. Ф. Структурная организация смысловой регуляции профессионального
самоопределения студентов факультета журналистики как субъектов деятельности ..............162
Специальная психология
Калашникова С. А. Человек с ограниченными возможностями здоровья: психосинергетический
подход к проблеме развития личности в особых условиях ............................................172
Кулик А. А. Особенности временной перспективы семей, воспитывающих детейинвалидов
.........................................................................................................................................180
Стр.5
CONTENTS
PEDAGOGY
Methodology of Pedagogy
Korshunova N. L. Studies’ Topicality and the Procedure of its Reasoning ........................................7
Klimenko T. K., Semina M. V. Research of Familistic Characteristics of Zabaikalsky Krai Student
Youth .................................................................................................................................................13
Molonov G. Ts., Damdinov A. V. Pedagogy as a Science with the Interdisciplinary Framework
and Practical Orientation ....................................................................................................................21
History of Pedagogy
Dimitrieva V. N. The Role of Foreign Philosophical and Pedagogical Ideas in Forming CulturalHistorical
Christian-Oriented Approach to Formation of Spiritual and Moral Culture of the Person ..26
Levchenko O. Yu. The Historiographical Analysis of Foreign Languages Teaching in Russia ........31
Rogova A. V., Stepanova N. V. Realization of Personality Development Learning Function in
Educational Literature of the 1920s ...................................................................................................36
Sysoeva Yu. Yu. Historical and Pedagogical Analysis of “Preconceptual” Period of Researching
the Phenomenon of the Personality’s Image .....................................................................................44
Vocational and Educational Process
Zvoleyko E. V. Implementation of Сompetence-Based Approach in the Training of Undergraduate
Psychology Students Majoring in Special Education..........................................................................50
Kozlova N. I. Continuing Professional-Pedagogical Education of Adults as a Structural Component
of a Conceptual Model of Lifelong Learning .......................................................................................58
Zherebyatnikova G. V., Luchkina T. V. Model of Forming Social Teachers’ Creative Activity
in the Educational Space of a Modern University ...............................................................................65
Tyurikova E. M. Distance Learning − a New Form of Information and Education Environment .......72
Childhood Pedagogy
Abramova N. N. Creation of Cultural and Educational Environment in a Secondary School
for the Development of Students’ Abilities in the Context of Cooperation between the Participants
of the Educational Process .................................................................................................................77
Dorzhieva L. B. Program-Legal Support of Information-Communication Interaction of
Schoolchildren ....................................................................................................................................82
Klimenko N. K., Ulzytueva A. I. Improving the Professional Competence of Bilingual Kindergarten
Teachers .............................................................................................................................................86
Management Pedagogy
Kuryshkin S. Yu. Pedagogical Aspects of Disciplinary Practices in Military Commanders’
Management.......................................................................................................................................92
Experimental Pedagogy
Krylatov S. A. Health Assessment of Students: Results of Empirical Research ...............................98
Manikovskiy P. M. Providing an Idea of Electronic Educational Resources and Their Current
Status (on the Example of the Research Library of Zabaikalsky State University) ...........................104
Scientific Life
Zhamuldinov V. N. International Scientific and Practical Conference “Institutionalization
of Innovative Education al Environment of Higher Pedagogical School” (Pavlodar, PSPI,
November 30, 2012) ..........................................................................................................................109
Стр.6