Ученые
записки
Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического
университета им. Н. Г. Чернышевского
Серия
Профессиональное образование,
теория и методика обучения
2012/6 (47)
Н а у ч ный жу р н а л
Основан в 1957 г.
Выходит шесть раз в год
Учредитель
ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный
гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского»
Журнал зарегистрирован
Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77–36625
Журнал входит
в Перечень ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты
диссертаций на соискание учёных степеней
доктора и кандидата наук
Авторы несут полную ответственность
за подбор и изложение фактов, содержащихся
в статьях; высказываемые ими взгляды
могут не отражать точку зрения редакции
Перепечатка материалов журнала допускается
только по согласованию с редакцией
Рукописи, присланные в журнал,
не возвращаются
Адрес редакции:
672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129
Телефон: 8 (3022) 44–04–25,
факс: 8 (3022) 26–73–17
E-mail: gumvector@zabspu.ru
Сайт журнала в Интернете
http://www.uchzap.ru
Подписной индекс журнала
в ОАО «Роспечать» 33190
Электронная версия журнала
размещена на платформе
Российской универсальной
научной электронной библиотеки
www.elibrary.ru
© Забайкальский государственный
гуманитарно-педагогический университет
им. Н. Г. Чернышевского, 2012
Редакционный совет:
И. И. Катанаев (председатель),
канд. физ.-мат. наук, доцент, ректор ЗабГГПУ (Чита);
П. С. Атаманчук, д-р пед. наук, проф. (КаменецПодольский,
Украина); Н. Байра, PhD (Улан-Батор, Монголия);
Ц. Батсуурь, д-р пед. наук, проф. (Улан-Батор,
Монголия); Н. Бэгз, Dr. Sc. (Улан-Батор, Монголия);
Л. Г. Гуслякова, д-р социол. наук, проф. (Барнаул);
В. А. Ильин, д-р физ.-мат. наук, проф. (Москва);
Ли Чуаньсюн, проф. (Харбин, КНР); В. В. Мазалов,
д-р физ.-мат. наук, проф. (Петрозаводск);
И. И. Осинский, д-р филос. наук, проф. (УланУдэ);
Е. В. Пискунова, д-р пед. наук, проф. (СанктПетербург);
Ю. М. Резник, д-р филос. наук, проф.
(Москва); В. С. Самсонов, д-р пед. наук, проф. (УланУдэ);
Н. В. Чекалева, д-р пед. наук, проф. (Омск);
Чжен Шупу, д-р филол. наук, проф. (Харбин, КНР);
Н. В. Языкова, д-р пед. наук, проф. (Москва)
Редакционная коллегия серии:
Л. В. Черепанова (редактор),
д-р пед. наук, профессор;
С. И. Десненко, д-р пед. наук, профессор
Главный редактор объединённой редакции
И. В. Ерофеева,
д-р филол. наук, доцент
Ответственный секретарь объединённой редакции
Ю. В. Гаврилова, канд. филос. наук
Стр.2
Uchenye
zapiski
of Zabaikalsky State
Humanitarizan Pedagogical University
named after N. G. Chernyshevsky
Series
Vocational Education,
Theory and Methods of Education
2012/6 (47)
Scientific Journal
Founded in 1957 г.
Founder
FSBEI HPE “Zabaikalsky State
Humanitarian Pedagogical University
named after N.G. Chernyshevsky”
The journal is registered
by the Federal Supervision Service in the Field
of Communications, Information Technology
and Mass Communications (Roskomnadzor)
Registration certificate
ПИ № ФС77–36625
The journal
is in the list of the leading refereed scientific journals
and editions which publish the main results
of dissertations for academic degrees
of doctors and candidates of sciences
The authors are fully responsible for the
selection and presentation of the facts contained in
their articles; the views expressed by them do not
necessarily reflect the views of the editorial board
Reproduction of any materials from the journal
is allowed only in coordination
with the editorial board
The manuscripts submitted to the journal
are not returned
Address:
672007, Chita, 129 Babushkin St.
Phone: 8 (3022) 44-04-25
Fax: 8 (3022) 26-73-17
E-mail: gumvector@zabspu.ru
Journal web site
http://www.uchzap.ru
Subscription index of the journal
in OAO “Rospechat” 33190
The electronic version of the journal is placed
on the platform of the Russian Universal
Scientific Electronic Library: www.elibrary.ru
© Zabaikalsky State Humanitarian
Pedagogical University
named after N.G. Chernyshevsky, 2012
Bimonthly
Editorial Board:
I. I. Katanaev (Chairman),
Candidate of Physics and Mathematics,
associate professor, ZabSHPU Rector (Chita);
P. S. Atamanchuk, Doctor of Pedagogy, professor
(Kamenetsk-Podolsky, Ukraine); N. Bayra, PhD.,
professor (Ulan Bator, Mongolia); Ts. Batsuur,
Doctor of Pedagogy, professor (Ulan Bator,
Mongolia); N. Begz, Dr.Sc., professor (Ulan Bator,
Mongolia); L. G. Guslyakova, Doctor of Sociology,
professor (Barnaul); V. A. Ilyin, Doctor of Physics
and Mathematics, professor (Moscow); Lee Chuansiung,
professor (Harbin, China); V. V. Mazalov, Doctor
of Physics and Mathematics, professor (Petrozavodsk);
I. I. Osinsky, Doctor of Philosophy, professor (UlanUde);
E. V. Piskunova, Doctor of Pedagogy, professor
(St. Petersburg); Yu. M. Reznik, Doctor of Philosophy,
professor (Moscow); V. S. Samsonov, Doctor of
Pedagogy, professor (Ulan-Ude); N. V. Chekaleva,
Doctor of Pedagogy, professor (Omsk); Chen Shupu,
PhD., professor (Harbin, China); N. V. Yazykova,
Doctor of Pedagogy, professor (Moscow)
Editorial Board of the Volume:
L. V. Cherepanova (editor),
Doctor of Pedagogy, professor;
S. I. Desnenko, Doctor of Pedagogy, professor
Editor-in-chief of the Unified Editorial Board
I. V. Erofeeva,
Doctor of Philology, associate professor
Executive Secretary of the Unified Editorial Board
Yu. V. Gavrilova, Candidate of Philosophy
Стр.3
Содержание
ТеориЯ и МеТодиКа ПроФеССионаЛЬноГо оБраЗоВаниЯ
Герасимова Л. Г. Волонтёрская деятельность в рамках современного подхода к воспитательному
процессу в профессиональном образовании ..........................................................................................7
Кирова М. Ю. Психолого-педагогический аспект инкультурации личности будущего учителя
иностранных языков ................................................................................................................................12
Педынина Е. И. Аудит информационно-методического обеспечения образовательного процесса
и информатизации учреждения среднего профессионального образования .....................................17
Черкасова Ю. А. Практическое обучение как фактор становления профессиональной
субъектной позиции будущих специалистов социальной работы ........................................................24
ТеориЯ и МеТодиКа доШКоЛЬноГо и ШКоЛЬноГо оБраЗоВаниЯ
Коновалова Д. И. Развитие восприятия читателя через освоение художественных концептов .....30
Николенко Ю. Ф. Профессионально ориентированное физическое воспитание на основе
военного пятиборья в классах оборонно-спортивного профиля ..........................................................33
Максютова Г. Ю. Исходные посылки проектирования логической, знаковой модели как
системы правил технологической карты, фрейма проблемы ............................................................40
Яковлева О. Н. Технология ценностно-смыслового освоения фольклора в старших классах ......46
ТеориЯ и МеТодиКа оБУЧениЯ рУССКоМУ ЯЗЫКУ
Басалаева М. В. Анализ синтаксических особенностей текстов арифметических задач с точки
зрения трудности их понимания младшими школьниками ...................................................................53
Лопинцева Л. А. Содержание коммуникативной компетенции в современных программах
по русскому языку .....................................................................................................................................57
Парубченко Л. Б. Язык научно-методических публикаций 20-х гг. ХХ в. (на материале журнала
«Родной язык в школе») ...........................................................................................................................63
Смолякова Е. Е. Формирование универсальных учебных действий на элективном курсе
«Реклама как современный жанр речи» .................................................................................................74
Трофимова О. В. Методика обучения критическому аудированию устного развёрнутого
ответа на лингвистическую тему на уроках русского языка .................................................................77
Черепанова Л. В. Технология «Языковой портфель» в контексте перехода на ФГОС по
русскому языку второго поколения основной школы ..........................................................................83
Шахова Т. М. Тематический языковой портфель как средство развития умений самооценки
учащихся при обучении русскому языку .................................................................................................93
ТеориЯ и МеТодиКа оБУЧениЯ иноСТраннЫМ ЯЗЫКаМ
Гусевская Н. Ю., Ерёмина В. М. Обучение иноязычному общению студентов неязыковых
специальностей на основе использования ИКТ и активных методов обучения .................................97
Дагбаева Н. Ж. К проблеме использования интерактивных методов в
обучении иностранным языкам ..............................................................................................................102
Матвеева Д. Г. Психолингвистические основы обучения иностранным языкам в условиях
двуязычия .................................................................................................................................................107
Пантеева Е. Я. Проблемный подход в организации обучения аудированию студентов младших
курсов языкового факультета ................................................................................................................113
ТеориЯ и МеТодиКа оБУЧениЯ МаТеМаТиКе и ФиЗиКе
Ваганова В. И. Методика организации самостоятельной работы студентов − будущих учителей
физики в курсе методических дисциплин ..............................................................................................118
Далингер В. А., Пустовит Е. А. Различные способы решения неравенств вида
|f(x)|+|g(x)|>|f(x)+g(x)| ................................................................................................................................124
Десненко С. И., Бирюкова А. Н. Формирование у студентов-медиков умений решать задачи
профессиональной деятельности как основа реализации профессионально ориентированного
обучения физике в медицинском вузе ...................................................................................................129
Долгополова Е. Я. Контекстные задачи как средство формирования профессиональной
компетентности будущего учителя математики....................................................................................137
Стр.4