Ученые
записки
Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического
университета им. Н. Г. Чернышевского
Основан в 1957 г.
Учредитель
ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный
гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского»
Журнал зарегистрирован
Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77–36625
Журнал входит
в Перечень ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты
диссертаций на соискание учёных степеней
доктора и кандидата наук
Авторы несут полную ответственность
за подбор и изложение фактов, содержащихся
в статьях; высказываемые ими взгляды
могут не отражать точку зрения редакции
Перепечатка материалов журнала допускается
только по согласованию с редакцией
Рукописи, присланные в журнал,
не возвращаются
Адрес редакции:
672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129
Телефон: 8 (3022) 44–04–25,
факс: 8 (3022) 26–73–17.
E-mail: gumvector@zabspu.ru
Сайт журнала в Интернете
http://www.uchzap.ru
Подписной индекс журнала
в ОАО «Роспечать» 33190
Электронная версия журнала
Размещена на платформе
Российской универсальной
научной электронной библиотеки – www.elibraru.ru
© Забайкальский государственный
гуманитарно-педагогический университет
им. Н. Г. Чернышевского, 2012
Главный редактор объединённой редакции
И. В. Ерофеева, д-р филол. наук, доцент
Ответственный секретарь:
Ю. В. Гаврилова, канд. филос. наук
Н а у ч ный жу р н а л
Выходит шесть раз в год
Серия
Педагогика и психология
2012/5(46)
Редакционный совет:
И. И. Катанаев (председатель)
канд. физ.-мат. наук, доцент, ректор ЗабГГПУ (Чита)
Л. А. Бордонская, д-р пед. наук, проф. (Чита);
П. С. Атаманчук, д-р пед. наук, проф. (Украина);
Н. Байра, PhD (Улан-Батор, Монголия); Ц. Батсуурь,
д-р пед. наук, проф. (Улан-Батор, Монголия); Н. Бэгз,
Dr. Sc. (Улан-Батор, Монголия); Л. Г. Гуслякова, д-р социол.
наук, проф. (Барнаул); В. А. Ильин, д-р физ.-мат.
наук, проф. (Москва); Ли Чуаньсюн, проф. (Харбин,
КНР); В. В. Мазалов, д-р физ.-мат. наук, проф. (Петрозаводск);
И. И. Осинский, д-р филос. наук, проф. (УланУдэ);
Е. В. Пискунова, д-р пед. наук, проф. (СанктПетербург);
Ю. М. Резник, д-р филос. наук, проф. (Москва);
В. С. Самсонов, д-р пед. наук, проф. (Улан-Удэ);
Н. В. Чекалева, д-р пед. наук, проф. (Омск); Чжен Шупу,
д-р филол. наук, проф. (Харбин, КНР); Н. В. Языкова,
д-р пед. наук, проф. (Москва)
Редакционная коллегия серии:
Т. К. Клименко, д-р пед. наук, профессор (редактор);
Н. М. Сараева, д-р психол. наук, доцент;
А. В. Рогова, д-р пед. наук, профессор;
Н. И. Виноградова, д-р психол. наук, доцент
Стр.2
Uchenye
zapiski
of Zabaikalsky State
Humanitarian Pedagogical University
named after N. G. Chernyshevsky
Founded 1957
Series
Pedagogy and Psychology
2012/5(46)
Scientific Journal
Bimonthly
Founder
FSBEI HPE “Zabaikalsky State
Humanitarian Pedagogical University
named after N. G. Chernyshevsky”
The journal is registered
by the Federal Supervision Service in the Field
of Communications, Information Technologies
and Mass Communications (Roskomnadzor)
Registration certificate
ПИ № ФС77–36625
The journal
is in the List of the leading refereed scientific journals
and editions which publish the main results
of dissertations for academic degrees
of doctors and candidates of sciences
The authors are fully responsible for the selection
and presentation of the facts contained in
their articles; the views expressed by them do not
necessarily reflect the views of the editorial board
Reproduction of any materials from the journal
is allowed only in coordination
with the editorial board
The manuscripts submitted to the journal
are not returned
Address:
672007, Chita, 129 Babushkin St.
Phone: 8 (3022) 44–04–25,
Fax: 8 (3022) 26–73–17.
E-mail: gumvector@zabspu.ru
Journal web site
http://www. uchzap.ru
Subscription index of the journal
in OAO “Rospechat” 33190
The electronic version of the journal is placed
on the platform of the Russian Universal
Scientific Electronic Library: www.elibraru.ru
© Zabaikalsky State Humanitarian
Pedagogical University
named after N. G. Chernyshevsky, 2012
Editor-in-chief of the Unified Editorial Board:
I. V. Erofeeva,
Doctor of Philology, associate professor
Executive Secretary:
Yu. V. Gavrilova, Candidate of Philosophy
Editorial Board:
I. I. Katanaev (Chairman),
Candidate of Physics and Mathematics,
associate professor, ZabSHPU Rector (Chita)
L. A. Bordonskaya, Doctor of Pedagogy, professor;
P. S. Atamanchuk, Doctor of Pedagogy, professor (Ukraine);
N. Bayra, PhD., professor (Ulan Bator, Mongolia); Ts. Batsuur,
Doctor of Pedagogy, professor (Ulan Bator, Mongolia);
N. Begz, Dr. Sc., professor (Ulan Bator, Mongolia);
L. G. Guslyakova, Doctor of Sociology, professor (Barnaul);
V. A. Ilyin, Doctor of Physics and Mathematics, professor
(Moscow); Lee Chuan-siung, professor (Harbin,
China); V. V. Mazalov, Doctor of Physics and Mathematics,
professor (Petrozavodsk); I. I. Osinsky, Doctor of Philosophy,
professor (Ulan-Ude); E. V. Piskunova, Doctor of Pedagogy,
professor (St. Petersburg); Yu. M. Reznik, Doctor of
Philosophy, professor (Moscow); V. S. Samsonov, Doctor of
Pedagogy, professor (Ulan-Ude); N. V. Chekaleva, Doctor
of Pedagogy, professor (Omsk); Chen Shupu, PhD., professor
(Harbin, China); N. V. Yazykova, Doctor of Pedagogy,
professor (Moscow)
Series Editorial Committee:
T. K. Klimenko, Doctor of Pedagogy, professor (Editor);
N. M. Sarayeva, Doctor of Psychology, associate professor;
A. V. Rogova, Doctor of Pedagogy, professor;
N. I. Vinogradova, Doctor of Psychology,
associate professor
Стр.3
Содержание
ПЕДАГОГИКА
Теоретические исследования
Лучкина Т. В. Пути становления профессионализма молодого учителя в современной школе .........7
Каленик Е. Н. Педагогика спортивно-адаптивной внеурочной деятельности
во вспомогательной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Введенский В. Н. Основные аспекты рассмотрения педагогической профессии ....................23
Швецов М. Ю., Дугаров А. Л. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений
профессионального образования в регионе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Солдатова Н. В. Тенденции развития демографической ситуации на территории Забайкальского края
39
Акиф гызы Л. М. Проблема формирования познавательной активности студентов
в педагогико-психологической литературе ....................................................44
Ольховская Е. Ю. Институциализация элитарного образования в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
Морозова Т. Б. Формирование личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования 58
Маланов И. А. Особенности развития регионального образовательного пространства
в современных социокультурных условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
Лещенко Я. А. Здоровье современных подростков и факторы, его определяющие . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
Гудкова Т. А. Информационное общество как фактор изменения требований к подготовке
будущего специалиста ............................................................... ......77
Игумнова Е. А., Горлачев В. П. Формирование профессиональной компетентности у магистрантов
экологического образования в процессе научно-педагогической практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83
Чимаров С. Ю. Синергетические аспекты акмеологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89
Файнфельд И. А., Шаповалова О. Е., Серёжникова Р. К., Фишман Б. Е. Воспитание и духовное
развитие в философско-религиозных системах Востока (Буддизм, Даосизм, Конфуцианство) .........94
Степанова Н. В. Личностно ориентированные учебники для школы: исторический аспект..........101
Прикладные исследования
Целовальникова А. С. Характеристика основных реформ по патриотическому воспитанию
в советский период (1917–1992 гг.) .........................................................106
Эрдынеева К. Г., Свириденко Е. И. Системный подход в становлении устойчивости
к коммуникативному стрессу учителя в процессе повышения квалификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Сысоева Ю. Ю. Педагогическая поддержка становления имиджа личности в культурогенезе детства 117
Леснянская Л. А. Образовательная среда школы как фактор социализации учащихся . . . . . . . . . . . . . .123
Доржиева Л. Б. Теоретические основы формирования гражданственности школьников
в информационном обществе ..............................................................129
Серёжникова Р. К., Черных Е. В. Мотивация как фактор активизации спортсмена в мини-футболе 133
Шаповалова О. Е., Фишман Б. Е., Ванакова Г. В. Физическое воспитание умственно отсталых
школьников в научных исследованиях студентов..............................................137
Пружинин К. Н. Спортивная деятельность как фактор развития универсальных свойств
и качеств личности............................................................... ........142
Сараева Н. М. Популяционный потенциал обучаемости детского населения
в регионе экологического неблагополучия ...................................................148
Воротилкина И. М., Монастырёв С. Н. Компетентность в управлении конфликтами в спорте
как показатель профессионализма деятельности тренера .......................................153
Практическая педагогика
Новосёлова Г. А. Успешность младшего школьника в здоровьесберегающем образовательном
пространстве санаторной школы как психолого-педагогическая проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159
Фунтусова О. М. Педагогические условия содействия дошкольного учреждения семье
в социальном воспитании старшего дошкольника.............................................166
Тебенькова О. Б. Социально значимая деятельность в профильных объединениях
(конец XIX – начало XXI вв.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
Бояркина М. В. Гендерное воспитание личности:
идея взаимодополняемости подходов российской и западной педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .178
Кутузов А. В. Сущность индивидуализации образования в современной школе....................183
3
Стр.4