№ 3 Л. В. Бороздина САМООЦЕНКА И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПРОГНОЗЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Исследовалась эффективность учебной деятельности в связи с величиной коэффициента интеллекта (IQ), высотой самооценки и ее сочетаниями с уровнем притязаний. <...> Показано, что средний балл успеваемости достоверно упорядочивается по параметру высоты самооценки: при ее снижении продуктивность учебной деятельности падает. <...> Подъем притязаний над уровнем самооценки способствует улучшению академических успехов, обратное расхождение конструктов — ухудшению. <...> Самооценка оказывается значимым предиктором эффективности учения, однако показатель IQ не теряет своей прогностической силы. <...> Academical achievements are investigated in connection with IQ, self-evaluation and its combinations with level of aspirations. <...> It is found lowering of academical achievements with reduction of self-evaluation. <...> In case level of aspirations was higher of level self-evaluation academical achievements increased, in contrary case achievements diminished. <...> Self-evaluation is very reliable predictor of studies efficacy, but IQ did not lose its prognostic power as yet. <...> В современной психологии среди множества тем интенсивно разрабатываемой проблемы самооценки существенное место занимает ее связь, а точнее, влияние на продуктивность деятельности. <...> С конца 70-х годов ХХ в. в психологической литературе закрепилось понятие «самоэффективность» (англ. self-efficacy) – уверенность человека в возможности справляться с различными затруднениями, вызовами ситуации, приобретенная способность преодолевать их (Bandura, 1977). <...> Смысловое ядро неологизма составляет идея, которая в общем виде может быть сформулирована следующим образом: результативность отдельного акта поведения, его более крупного фрагмента или деятельности в целом зависит не только от наличия релевантных данной деятельности качеств человека, но и от их субъективной оценки, выраженной при Бороздина Лидия Васильевна — докт. психол. наук, профессор кафедры общей психологии ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. <...> Идея эта далеко не нова, на ней и ранее настаивал и продолжает настаивать <...>